Чемпион Азии по панкратиону Нариман Мусаев, чуть больше месяца назад ставший лучшим на континенте в смешанных единоборствах, рассказал корреспонденту «PROСПОРТ Казахстан» о трудном пути к спортивным успехам, тренировкам под опекой легендарных тренеров Ардака Назарова и Алмаса Турлынова, и личной жизни за пределами клетки.  

- Нариман, как давно Вы показываете успехи в спорте?

- Честно говоря, я никогда не был одаренным спортсменом. В школе меня часто обижали. Наверное, потому что я был очень слабым. Ну как вам сказать — маленький, худенький, щупленький. Где-то в классе 7-м старший брат начал приобщать меня к спорту. Первые годы я занимался из-под палки, но в 10-м классе посмотрел какой-то бой Майка Тайсона, и это произвело на меня большое впечатление. Тогда и решил записаться в секцию по боксу. Мы с братом объездили очень много залов, но ни один из них мне не понравился. Наконец, приехали туда, где занимался Ардак Назаров. Я зашел, увидел, как он работает, и сразу решил, что буду здесь заниматься.

 - Сейчас Ардак Назаров является Вашим тренером?

 - Да, это непосредственно мой тренер, действующий трехкратный чемпион мира по боям без правил, но главным тренером является Алмас Турлынов – двукратный чемпион СССР по боксу и заслуженный мастер спорта по боксу, многократный победитель международных турниров по боксу. Ардак Назаров всегда видел, что с тренировки я ухожу последним, так как остаюсь и работаю самостоятельно. Сам он тоже никогда не уходил сразу после тренировки. Продолжал тренироваться дополнительно, что-то отрабатывал, дорабатывал. И меня к этому привлекал, учил и учит меня всему, что знает сам.

«Сагатбек Мусаханов может научить любого, даже медведя ездить на велосипеде»

 - По боксу сколько было боев?

 - Четыре боя, но они были любительские, один из них проиграл, три — выиграл.

 -  Не было разочарования после первого проигрыша?

 - Нет, потому что я, в принципе,  его не проиграл. Я выиграл. Просто победу мне не отдали. Но в любом случае, после этого у меня появилось еще больше желания тренироваться, учиться новому.

 - Когда перешли на смешанные единоборства?

 - В 20 лет полностью перешел на бои без правил. Тогда же и провел свой первый бой.

- Кто был Вашим первым тренером?

  - Моим первым тренером был Сагатбек Мусаханов, который тренировал меня на протяжении восьми лет. Это один из лучших тренеров Казахстана, воспитавший не одного чемпиона мира. Он научил меня практически всему. Сагатбек Мусаханов умеет настроить бойца, его волю к победе. Я уверен, что этот человек может научить любого, даже медведя ездить на велосипеде, серьезно. Настолько он талантливый.

«Я начал тренироваться, чтобы научиться защищать себя»

- Насколько тяжелыми были тренировки для Вас?

 - Мне давалось  все очень тяжело. Не сказать, что я был неуклюжим. Тем не менее, легко мне никогда не было. Но за счет своего характера, силы воли, желания побеждать, я начал добиваться всего сам.

- Женщины занимаются в Вашем клубе?

- В нашем - нет. А вообще сейчас много женщин, которые выступают в боях без правил.

 -  И как Вы к этому относитесь?

 - Я это вообще не приветствую. Девушка должна быть женственной. Что хорошего, если она ничем не отличается от мужчины? Мне это настолько не нравится, что я даже никогда не смотрю такие соревнования.

- До того, как решили связать свою жизнь со спортом, чем хотели заниматься?

- У меня всегда была мечта быть спортсменом. Но я никогда не думал, не представлял себе, что буду выступать в боях без правил, что стану каким-то там чемпионом, что чего-то добьюсь. Я начал тренироваться, чтобы научиться защищать себя.

«В Америке спортсмены спокойно гоняют 15-20 килограмм веса»

 - Какое у Вас расписание?

- Тренируемся 6 дней в неделю, по 3-4 часа в день

 - А перед соревнованиями?

 - Если готовимся к соревнованиям, тренировки проводим по два раза в день. 2-3 часа утром, потом отдых, обед и снова на тренировку. Если находимся в тренировочном лагере, обязательно соблюдаем режим. Стараемся только тренироваться и больше отдыхать.

- Не так давно Вы ездили на сборы в Америку.

- Да, Сагатбек Мусаханов повез нас в Майами и Палм-Бич. Мы провели там два месяца, после чего вернулись и через месяц полетели в Лас-Вегас. Первые две недели тренировались, потом у каждого из нас был бой.

- Американский подход к спорту отличается от нашего?

- К спорту они относятся более профессионально. Скажем, у нас один тренер на десятерых, а там - десять на одного. И каждый выполняет свои обязанности: один смотрит за временем, один считает удары, один держит лапы, один ставит ударную технику рук, другой - ног, кто-то следит за физическими упражнениями и т.д.. У каждого бойца свой диетолог и психолог. Например, в Америке спортсмены спокойно гоняют 15-20 килограмм веса, хотя они намного крупнее нас. Однажды мы пришли на пресс-конференцию, а там шведский стол. Так вот, американские бойцы весь вечер ели, что хотели, ни в чем себе не отказывая. Через два дня пришли на взвешивание - вес в норме. Как им это удается, не знаю.

 - А у нас психологи есть?

 - Тренер — наш главный психолог.

«В бою боль особо не чувствуется»

 - Намечаются ли сборы на ближайшее время?

 - Да, сейчас планируем поехать в Тайланд, потом в Америку, в тренировочный лагерь.

- Как Вы попали в «Алем-файтерс» и были ли предложения работать в других клубах?

- Во-первых, «Алем-файтерс» открыли Ардак Назаров и Куаныш Смаков, который является президентом нашего клуба. Так что вопрос, какой клуб выбрать, я для себя даже не поднимал, потому что с Ардаком мы вместе уже 10 лет. Много куда приглашали, но, конечно, никуда не пойду. Одно время наш клуб был на грани распада, ребята уходили кто куда. Многие ушли в «Алаш Прайд». Остались я, Ардак и Бейбут Назаровы и Жанхош Тураров - всего четверо. Еще есть Казбек Ашимов - очень перспективный спортсмен, но он сейчас в армии.

- Недавно Вы стали Чемпионом Азии.

 - О том, что это будет чемпионат Азии по К-1, я не знал. Этого мне не сказали. И только в раздевалке я узнал, что у меня будет два боя, выиграв которые, я смогу забрать пояс Азии. Готовились к чемпионату всей командой. Очень много работал со мной Ардак Назаров, Алмаз Турлынов  - мой тренер по боксу, который является главным тренером нашей команды. Даже президент нашего клуба Куаныш Смаков также участвовал в моей подготовке к этому соревнованию. Соперник мой был вторым номером в Китае, у него было 29 боев из них 25 побед, 3 поражения  - и то по очкам - и одна ничья. Очень хороший перспективный боец, дрались мы с ним три раунда по три минуты. Во втором раунде он сломал мне нос, сильно отбил ногу, я даже ходить не мог. Вообще, К-1 -  это очень тяжело, потому что бой идет только в стойке. Но конечно, в бою боль особо не чувствуется. После трех раундов бой посчитали равным, хотя у  меня было рассечение, из-за чего судьи каждую минуту останавливали бой, чтобы остановить кровь. Затем дали дополнительный, четвертый раунд, где я явно выиграл, и все судьи отдали победу мне.

 - В финале у Вас был очень серьезный противник.

 - Фаворитом этих соревнований считался тайландец, у которого было 113 боев, 90 с лишним побед, около 30 нокаутами. В общем, по сравнению со мной опыт у него был колоссальный - у меня по правилам К-1 был только третий бой. Да и к финалу мы подошли с разным ресурсом — он после третьего боя, а я — после восьмого. Конечно, в отличие от меня, он был довольно свежий, потому что быстро выиграл первый бой и практически не травмировался. А я еле-еле вышел после первого боя, получил приличное рассечение, хромал, нос был сломан. Буквально через 10-15 минут начинался финал. Я понимал, что расслабляться мне никак нельзя. С первого раунда бой начал активно, сразу стал атаковать, в принципе довольно удачно. После этого он закрылся и нанес мне запрещенный удар - локтем сверху в голову. Попал туда, где у меня было рассечение, и открылось очень сильное кровотечение. Бой остановили, вмешались врачи. В конце первого раунда у меня открылась сечка с левой стороны. В конце второго раунда он попал мне в челюсть коленом, снова открылось рассечение, но в итоге победу по очкам отдали мне, так как в третьем раунде, как и в остальных, я владел преимуществом. В итоге один судья отдал победу ему, а двое судей  - мне. Так я выиграл пояс, и стал чемпионом Азии. Это было 25 апреля в Пекине. Благодаря этой победе я получил лицензию на гран-при Чемпионата мира, который пройдет 31 декабря текущего года. Соберутся восемь сильнейших бойцов планеты, в один день будет 3 боя, а победитель выиграет пояс чемпиона мира

«Каждый профессиональный спортсмен должен ответственно относиться к своей силе»

- Вы известны как сильный боец, в нынешнем году никому не проигрывали, но в ноябре минувшего года потерпели поражение от Ермека Тлауова из «Алаш Прайда».

- К этим соревнованиям я начал готовиться всего за две недели, времени на подготовку было мало. Мне сказали, что будет два боя, но я был не в форме и  хотел отказаться. Перед соревнованиями прихожу на взвешивание, и вижу, что собралось около 16 бойцов из заявленных ранее четырех, то есть уже не два, а три боя минимум. Отказаться уже не мог, моя гордость просто не позволила этого сделать. На следующий день пришел на бой. Первый бой выиграл техническим нокаутом за минуту и 20 секунд. Второй бой я не должен был проводить, потому что мой соперник снялся, и я сразу должен был пройти в финал, но вместо него моим соперником стал крепкий парень из Шымкента Чингиз Ибрагимов - противник Ермека Тлауова. Два раунду по очкам я выиграл но победу мне не отдали, и дали дополнительный раунд. В конце третьего раунда я выиграл его техническим нокаутом. Вмешались врачи. Я вышел в финал. А самому Тлауову поставили бойца, который в первом же раунде проиграл нокаутом. Ермек без проблем его побеждает и выходит в финал, где мы с ним и встретились. Конечно, очень устал после полуфинала. А Ермек, как я уже сказал, был свежим. И конечно, Ермека я просто недооценил как бойца. Все настроили меня, что он борец, то есть про ударную технику я вообще забыл и просто не ожидал удара. Он нанес его, а я принял и сам сел на удар. Получил нокдаун, в принципе бой должен был продолжаться, просто был тяжелый нокдаун. Если бы он полез дальше добивать, возможно, что-то бы я и предпринял. Но они сразу же остановили бой и отдали победу ему.

- Больше не встречались с ним в бою?

- Конечно, после того раза хотелось взять реванш, и мы должны были драться 14 февраля в Талдыкоргане на соревнованиях по жекпе-жеку. Он отказался проводить со мной бой-реванш. После этого мы договорились на 21 апреля, но он снова отказался.

- Вы до сих пор хотите встретиться с ним?

- Конечно, это принципиальный бой. В любом случае, я буду этого добиваться. Ничего не хочу сказать, Ермек - действительный хороший боец, сильный, много где выигрывал, в России выигрывал, так что лично против него я ничего не имею, он такой же боец, как и я. Просто для меня это принципиальный вопрос, который я должен решить, вот и все.

- Расскажите о каком-нибудь бое, который Вам особенно запомнился.

- На чемпионате Евразии я дрался с узбекским бойцом. Я выступал в категории до 65 килограмм, а в полуфинале мне поставили соперника на 15 килограмм тяжелее меня. В то время мы дрались голыми руками. В первом раунде я сломал правую руку, получил два тяжелых  нокдауна, перелом носа, рассечение на голове, лице. Во второй раунд я вышел с одной рукой, и  все же выиграл его техническим нокаутом. После этого боя вторая рука тоже оказалась сломана. В финал меня тренер не выпустил.

 - Есть такой спортсмен с мировым именем, с которым бы Вам хотелось провести бой?

 - Есть. Это голландский боец Альберт Краус. Первый чемпион мира «семидесятник» по К-1. Он выиграл гран-при в Японии, после чего восемь раз становился чемпионом мира. Кстати, 31 декабря у меня будет возможность с ним встретиться.

- На улице не применяете свой бойцовский талант?

- Нет, стараюсь избегать этого (смеется). Я действительно избегаю таких ситуаций. Как говорится, лучше обойти собаку, чем дать себя укусить. Каждый профессиональный спортсмен должен ответственно относиться к своей силе. Часто бывает, что люди провоцируют тебя, но вестись на это не стоит. И, конечно, надо избегать таких мест, где подобная ситуация - скорее правило, чем исключение. Конечно, от постоянных тренировок  тоже устаешь, хочется куда-то выходить, но я больше люблю природу.

 - А в свободное время чем занимаетесь?

 - Сейчас мало времени. Очень люблю машины. Моя любимая марка – BMW, сейчас езжу на модели пятой серии. На многих машинах ездил, ни одна так не нравилась.

 - Скорость любите?

 - Да, раньше участвовал в гонках. Все время хотелось скорости, адреналина. Но сейчас я успокоился, пересел на автомат. До этого все машины были на механике.

 - Футбол смотрите?

  - Футбол вообще не смотрю, не люблю, не переношу. А играть самому очень нравится. Не скажу, что я профессионал, играю плохо, но играть люблю.

 - И не болеете ни за одну команду?

 - Да я даже их не знаю! Раньше любил смотреть бокс - когда выступали легенды мирового бокса, такие как Тайсон, Льюис, Холифилд, Мохаммед Али, Форман, Фрейзер… Вот это были бойцы! А сейчас.... нет таких боксеров, я даже не смотрю современный бокс. Только бои без правил.

 - Нариман, есть какие-то вещи, которые Вам бы хотелось освоить, кроме спорта? Чему-то научиться?

 - Я бы хотел выучить английский. В дальнейшем на это есть планы. Вообще, чем больше человек знает, тем лучше и легче ему живется.

- Как настраиваете себя перед боем?

- Стараюсь думать о чем-то отвлеченном. Если попросту себя гонять на этих мыслях, можно быстро устать. Но минут за 30 до боя в раздевалке начинаю разминаться и настраивать себя. Перед боем у каждого спортсмена есть волнение. Кто-то так сильно горит, что просто сгорает и на ринг выходит уже побежденным. Когда ты заходишь в клетку, перед тобой стоит соперник, а вокруг взволнованная публика. Ты жаждешь победы, он жаждет победы, и надо делать только то, что может привести тебя к победе.

 - Чем планируете заниматься, когда перестанете выступать?

 - Кто является фанатом спорта, из него уже никогда не уйдет. 

Алина Гатина

Фото Сергея Архипова и из личного архива Наримана Мусаева