Леди на железном коне
Казахстанская гонщица рассказала о прелестях и опасностях мотоспорта.
Видеть прекрасный пол верхом на железном коне для многих пока еще непривычно. Не каждый мужчина готов взять на себя риск управления мотоциклом, но находятся девушки, для которых мотоспорт стал не только привычным занятием, но и делом всей жизни.
Корреспондент Prosports.kz побеседовал с чемпионкой Казахстана по мотокроссу и призером международных соревнований по ралли-рейдам в мото-зачете Евгенией Нестеровой. Золотая медалистка Taklimakan Rally-2015 и серебряный призер в женском зачете Africa Eco Race 2016 рассказала о своей жизни мотоциклистки.
– Евгения, расскажите, как давно вы занимаетесь мотокроссом и что привело вас в этот не самый женский вид спорта?
– Мне кажется, я родилась с любовью к мотоциклам, мне всю мою жизнь нравились кроссовые байки. Я получала удовольствие просто от созерцания мотокросса. Мое знакомство с этим спортом впервые состоялось в 2007 году, когда я оказалась на соревнованиях и вживую наблюдала за выступлением спортсменов. Заниматься мотокроссом я начала спустя два года. В роли гонщика ралли я впервые попробовала себя в 2015 году.
Тогда, два года назад, меня пригласили в Китай выступать на Taklimakan Rally, которое еще называют «восточным Дакаром». Там я успешно дебютировала в ралли и завоевала золотую медаль, став первой в мире девушкой, проехавшей всю дистанцию гонки.
Я не считаю мотокросс неженским видом спорта. На многих стартах мира можно увидеть десятки гонщиц, соревнующихся между собой. В отличие от ралли, где требуется определенная физическая и моральная подготовка. К тому же в ралли необходимо знать, как работает техника, так как зачастую на помощь механика рассчитывать не приходится. Помимо этого ралли требует отличных навыков ориентирования, ведь мотоциклист выходит на трассу один и не может воспользоваться помощью штурмана. Во время гонки мы находимся не в самых комфортных условиях – тяжелый мотоцикл, суровые климатические условия, бездорожье. Все это для многих может показаться неприемлемым. Но в этом, я считаю, есть и своя романтика. Путешествуя по странам в экстремальных условиях, я встречаю много незнакомых людей, которые всегда готовы прийти на помощь. Не зная языка друг друга, мы можем общаться на общечеловеческом языке взаимопомощи, который нас объединяет, и это для меня очень важно.
– Пробовали вы себя в других классах мотоциклов?
– Недавно я опробовала спортбайк. В какой-то мере этому способствовала моя беседа с Макаром Юрченко (гонщик, выступающий в FIM Junior Мото3. – Прим. Prosports.kz), который также пришел в класс спортбайков, из мотокросса. Он рассказал мне о сложностях пересадки на спортбайк, об особенностях управления. Это был очень интересный опыт, мне очень понравилось, и сейчас у меня появилось желание испытать эту технику на большом треке. Я думаю, при первой возможности я это желание осуществлю. Спортбайк меня определенно «зацепил».
– Как проходят ваши тренировки?
– Мотокросс – это оптимальный вид спорта для тренировок в других видах мотогонок. Это та база, которую можно применить в любом виде мотоспорта. Тренируюсь я в среднем 3 раза в неделю. Содержание тренировок зависит от того, какой элемент подготовки я отрабатываю.
Например, если тренировка нацелена на «поднятие хода», то я поднимаю свою комфортную скорость. Достаточно стрессовый момент, когда мне приходится ехать быстрее обычного, а состояние эмоционального стресса выматывает. К этому я тоже готовлюсь.
Также есть тренировки, направленные на отработку прыжков, поворотов и т.д. в зависимости от необходимости. Есть и силовые нагрузки, развивающие выносливость.
– Чем вы занимаетесь в свободное от тренировок время?
– С недавних пор появилось время заняться тренерской деятельностью. В силу того, что ко мне поступает множество просьб и предложений от людей, которые мечтают пробовать вождение мотоцикла, но не спешат с приобретением техники. Многие хотят понять, действительно ли им понравится мотокросс, до покупки мотоцикла. Я даю уроки как взрослым, так и детям, для обучения детей используем детские мотоциклы.
Помимо обучения мотокроссу я пробую свои силы в роли диджея, обучаюсь этому мастерству и даже успела выступить в качестве диджея в одном из алматинских клубов.
– Самый запоминающийся случай в вашей спортивной карьере?
– В 2015 году я участвовала в Talimakan Rally в Китае. Был шестой день гонки, я чувствовала усталость и сонливость. На линии старта я сидела на своем мотоцикле, который мне недавно дозаправили и, по всей видимости, перелили бензин. После неосторожного наклона один из бензобаков, находящихся сзади мотоцикла, выплеснул немного бензина мне на штанину. Об этом я узнала спустя несколько минут, когда почувствовала сильное жжение на ноге. Это было очень больно, и никто вокруг не мог понять, что происходит. Только после того как я выхватила бутылку воды у одного из организаторов и стала поливать ногу, они поняли, что меня залило бензином. Мою сонливость как рукой сняло, и взбодрившись на старте таким необычным способом, я продолжила гонку достаточно энергично. В итоге в Talimakan Rally я заняла первое место.
– Используете ли вы мотоцикл для передвижения по городу?
– Для меня это не совсем удобно. Я стараюсь не ездить на мотоцикле в городе без особой необходимости. Весь тот драйв, за которым гоняются большинство мотоциклистов, я получаю в пределах трека. К тому же это безопаснее, чем езда по дорогам.
– К слову, о безопасности – насколько, по вашему мнению, безопасен мотоспорт?
– Опасность в мотоспорте присутствует, я не спорю. Но, например, мотокросс я не считаю опасным. Падение с мотоцикла на повороте в экипировке и защитном шлеме вряд ли станет причиной серьезных травм. Подходя к вопросам безопасности с должной ответственностью, можно заниматься мотокроссом не подвергая себя большому риску. При профессиональном подходе, адекватных тренировках и оценке своих возможностей весь риск мотоспорта можно минимизировать до показателей, близких к нулю. У меня есть множество друзей в мотоспорте, которые добились определенных успехов в своей карьере и не имели серьезных травм.
Конечно, в большом мировом спорте уровень самоотдачи спортсменов намного выше, и риски тоже повышаются. Но туда вас никто не допустит без соответствующей подготовки. А на обывательском уровне покататься в выходные на кроссовом байке можно вполне безопасно и без травм.
– Какие, по вашему мнению, основные сложности развития мотоспорта в нашей стране?
– Мне кажется, одна из основных проблем – это недостаточная осведомленность людей об этом виде спорта, ментальность нашего общества, полная предрассудков: люди видят мотоцикл, и первая мысль, которая возникает у них в голове – это что мотоцикл представляет большую опасность. Такое общественное мнение, конечно, не способствует массовому развитию мотоспорта, несмотря на свою доступность и относительную безопасность. Из всех видов спорта, где используется техника, мотокросс, наверное, самый незатратный. Сами мотоциклы не предназначены для езды на дорогах общего пользования, на них не установлены фары или номерные знаки. Юридически это спортивное снаряжение, такое же, как теннисная ракетка или клюшка. Этим видом могут заниматься все от мала до велика. Я с уверенностью могу назвать его семейным видом спорта. Он по силам как детям, так и людям в возрасте. Существуют даже соревнования в классе ветеранов.
Я бы хотела всем порекомендовать хотя бы раз попробовать проехать на кроссовом мотоцикле. Это очень интересный вид спорта, в котором, помимо получения удовольствия от езды, вы работаете физически, т.е. бонусом к эйфории от вождения мотоцикла вы получаете неплохую физическую форму.
– Расскажите о своих ближайших спортивных планах.
– Пока я восстанавливаюсь после травмы и не даю больших нагрузок на связки. Планирую восстановиться в августе, и тогда станет понятно, буду ли я участвовать в этапе в Марокко. Также поступило предложение поучаствовать в европейских гонках, но пока рано об этом говорить. Все решится в августе, в зависимости от моей физической готовности.
Сейчас я тренируюсь, чувствую себя достаточно комфортно. Я возвращаюсь в форму!
Комментарии