В Казахстане немногие занимаются конным спортом. Содержание лошади в городских условиях практически невозможно, а городской житель с каждым годом теряет связь с окружающей его природой.

«PROСПОРТ Казахстан» посетил одну из самых красивых и крупных конюшен Казахстана. Здесь мы встретили большое разнообразие пород и мастей: от самобытных арабов и текинцев до редких в наших краях липпицианов и андалузцев.

Репортаж с панфиловской конюшни читайте здесь.

Здесь же мы застали известную актрису Бибигуль Актан, которая поведала нам о тайнах киноискусства и конного спорта.

- Бибигуль, с чего началось твое увлечение конным спортом?

- Все началось с того, что когда мне было лет восемь, близкий друг семьи впервые привел меня на эту конюшню. Но тогда здесь еще не было такой красоты: все было запущено, покрыто навозом. И все же лошади мне очень понравились, и я решила здесь задержаться. Мы брали лошадей, выезжали за территорию и скакали по полям в свое удовольствие, но это нельзя было назвать «конным спортом». Скорее, конными прогулками.

«Падение с лошади безопаснее, чем падение с осла или пони, потому что, падая с лошади, человек успевает сгруппироваться»

- Помнишь свою первую лошадь?

- Конечно. Это был рыжий мерин по кличке Зайчик. Зайчик был небольшого роста с очень спокойным нравом, так что прекрасно подходил новичкам. На нем впервые я научилась шагать.

- А что в конном спорте следует за шагом?

- За ним следуют рысь и галоп.

- И чем они отличаются?

- Галоп - это трехтактный аллюр лошади с фазой подвисания, при котором она двигается быстро. На галопе очень легко сидеть в седле. Рысь же считается средним по скорости аллюром, то есть быстрее, чем шаг, но медленнее, чем галоп. Но при этом научиться «рысить» сложнее - существует своя специфика - так как всадника очень сильно подбрасывает из седла. Лошадь переставляет ноги диагонально: передняя левая - задняя правая, следующий такт: передняя правая - задняя левая. Рысить я научилась на орловских рысаках, для которых характерна поставленная рысь. Позже научилась галопировать.

- Где обычно проходили первые тренировки?

- В то время я даже не знала, что такое манеж в его правильном значении. Я имею в виду, что выездка и конкур были мне незнакомы. Мы с Натальей, которая и привела меня на конюшню, уезжали за 5-6 километров от конюшни, переходили реки, катались в свое удовольствие.

«В детстве я могла прийти и сказать: «Дайте мне лошадь погорячее!»

- Самое обычное чувство, которое испытывают люди, желающие ездить верхом — боязнь упасть с лошади. Это отпугивает многих. Расскажи о своем первом падении.

- Как-то мы с Натальей скакали по полю галопом. Это поле мы знали хорошо: там не было никаких норок и канав. Но мы не учли одного обстоятельства - в это время начались поливные работы. Скачем мы карьером (очень быстрый галоп - Прим. авт), так что слезы бегут из глаз. Так, в момент опасных ситуаций, все происходящее начинаешь видеть в замедленном действии: вот голова моей лошади начинает уходить куда-то вниз. Я поворачиваюсь налево: голова второй лошади также летит вниз, а мы с Натальей - вверх. В следующий момент я уже стою на земле, рядом со мной - лошадь, повод каким-то странным образом остался у меня в руках. И сами мы, и наши лошади, завязли в глубокой грязи.

- Страшно не было?

- Нисколько. Падение было мягким. Испугаться мы не успели, зато в грязи были по колено! Вообще, считается, что падение с лошади безопаснее, чем падение с осла или пони, потому что, падая с лошади, человек успевает сгруппироваться, а падение с пони или осла может закончиться сломанной шеей. Поэтому конный спорт очень безопасен. С этой точки зрения.

- Конный спорт предполагает умение ездить на разных лошадях. Был ли у тебя страх перед незнакомой лошадью?

- В детстве у меня не было никакого страха. Я могла прийти и сказать: «Дайте мне лошадь погорячее!». Один раз я обратилась к начальнику конного двора с такой просьбой. Он дал мне араба по кличке Джеральд. Этот конь до сих пор здесь находится. Он стоял неизвестно сколько времени, шагом идти не хотел, но на повод был очень мягкий. Я подумала, что не будет ничего страшного, если пущу его кентером (укороченный галоп – Прим. авт.), все равно смогу остановить. Когда мы выехали на круг, он начал играть. Это выбивало меня из седла. Я поняла, что еще немного и упаду. В страхе я схватилась за гриву, встала на стремена. Это известный способ, эффективный для тех, кого потащила лошадь и кто, конечно, не желает падать. Так Джеральд пробежал целый круг и потом успокоился.

«Мечтаю сыграть боевую всадницу с мечом!»

- Есть ли взаимосвязь между опытом лошади и всадника?

- Я считаю, что начинающему всаднику не нужна молодая лошадь. Ему нужна такая лошадь, которая сама могла бы его научить чему-либо.

- Когда ты начала заниматься конным спортом профессионально?

- Года четыре назад судьба свела меня с профессиональным тренером Оксаной Волковой (на снимке ниже). Она начала учить меня правильной посадке, как привести лошадь в сбор, правильно распределять свой вес и так далее. И тогда я поняла, что вообще не умею ездить верхом - неправильно сижу, неправильно держу повод, в общем, все делаю неправильно. Уже позже я начала участвовать в любительских соревнованиях по выездке.

- Насколько успешными были твои выступления?

- Я занимала второе и третье места, но на таких соревнованиях участников бывает немного, поэтому для меня это не такие значимые результаты.

- Почему по сравнению с конкуром на стартах по выездке всегда мало всадников?

- Своеобразие казахстанской выездки в том, что на этих соревнованиях мало не только всадников, но и зрителей. Как говорит мой тренер, выездку можно сравнить с лошадиным балетом. Но для того что бы наслаждаться выездкой, надо хотя бы немного в ней разбираться. В конкуре же есть простая задача – перепрыгнуть через барьер, так что для несведущих зрителей он более понятен и интересен.

- Приходилось ли тебе сниматься в кино «верхом»?

- К сожалению, еще не было такого фильма, где я бы снималась верхом на коне. Я мечтаю сыграть боевую всадницу с мечом!

«Раньше нравилась «Бавария» и вообще – сборная Германии»

- Какими видами спорта ты еще занималась?

- Я немного занималась художественной гимнастикой и таэквондо. Есть такая школа сценического боя - Кун-До, которой руководит Игорь Цай. Ее основная задача - постановка трюков для кино. В общей сложности я прозанималась там три года.

- А какими видами спорта ты интересуешься?

- Смотрю футбол, когда идут какие-то серьезные матчи: чемпионат мира, например. Люблю болеть за Испанию, Германию, Россию.

- Какие футбольные клубы тебе нравятся?

- Раньше нравилась «Бавария» и вообще - сборная Германии. Несколько лет назад у меня жил змей, которого звали Фридрих. Я назвала его в честь одного из немецких игроков. А с тех пор, как начала играть в плейстейшн в FIFA-13, конечно, стала любить «Реал Мадрид» (и, конечно, Икера Касильяса), так как в этой игре это самая сильная команда. Теперь, когда смотрю матчи по телевизору, возникает странное чувство - все время кажется, что ты можешь взять джойстик и начать ими управлять.

«Первый раз в российском кино я сыграла казашку»

- Какая твоя любимая порода лошадей?

-Ахалтекинская! Причем буланной масти. При этом, конечно, нравятся андалузцы, фризы, голштинцы, ганноверы и рысаки.

- Расскажи о своей любимой лошади.

- Его зовут Сагуар, и это, конечно, ахалтекинец золотисто-буланной масти. Это самый замечательный конь из всех живущих на свете коней. Он очень породный, потому как является одним из последних луговских текинцев, а Луговской конный завод был известен на весь Союз разведением лошадей ахалтекинской породы.

К сожалению, во времена перестройки, этот завод пришел в упадок, говорят, даже, что некоторые лошади умирали там чуть ли не от голода. Естественно, что производство таких текинцев на этом заводе закончилось. Но представители этой породы еще остались, и Сагуар один из немногих, кто до сих пор жив. Сейчас ему 18 лет. Однажды сюда приезжали эксперты по текинцам из Москвы. Увидев Сагуара и взяв пробу его крови, они сказали: «Давайте, мы купим его на завод, у него такие редкие гены!», но Оксана вместе с тогдашним владельцем коня не захотели его продавать. У Сагуара довольно редкий окрас, потому как буланная масть характерна только для текинцев и для диких лошадей - куланов и лошадей Пржвальского.

- Как ты его ласково называешь?

- Сагуар, Сагуарушка, Сагуарище, Дружище.

- Ты всегда хотела быть актрисой?

- Об актерской карьере я никогда не думала, и в кино попала случайно. Однажды меня пригласили на пробы в картину «Громовы. Дом надежды»: я подходила по типажу, а для съемок как раз нужна была девочка-татарка 14-15 лет. Я хорошо проявила себя на пробах, и меня утвердили на эту роль.

- Бытует мнение, что в кино можно попасть по знакомству…

- Многие считают, что в кино можно попасть, не обладая никакими особыми актерскими данными, а благодаря связям. Это - неправда. Если такое и происходит, то все равно хорошего кино из этого не получится, и зритель будет обделен.

- Как называется последняя картина, в которой ты снималась? Расскажи немного о ней.

- Последняя картина - это российский многосерийный фильм для канала СТС, который называется «Выжить после». В фильме 12 серий, снят он очень качественно. Это триллер на тему вымирания Москвы после вирусной эпидемии. В живых остаются немногие.

- Что для тебя было особенно интересным в этом фильме?

- Первый раз в российском кино я сыграла казашку. До этого я играла узбечек, татарок, хантыек - кого угодно, только не казашек. Персонаж получился очень интересным. По сюжету моим партнером был скинхэд. Вначале он меня ненавидит и всячески презирает, а потом так получается, что именно он меня спасает.

«Искусство кино требует какого-либо спортивного мастерства»

- Какая твоя любимая роль в кино?

- Моя любимая роль в фильме Амира Каракулова «Виртуальная любовь», где я играла главную героиню и снималась в паре с Артуром Смольяниновым.

- Что тебе больше всего не нравится в актерской работе?

- Актер - профессия очень зависимая. Мужчина ты или женщина, именитый актер или не очень - не важно, пробы существуют для всех. И ты начинаешь зависеть от продюсера, режиссера, мнения того-то и того-то. То есть работа непостоянная. Сегодня ты снимаешься, у тебя 3-4 картины одновременно, а завтра тебя забыли, и ты сидишь один, никому не нужный. Для меня этот аспект и есть самый неприятный в актерской работе. Но эту профессию я очень люблю, потому что она дает возможность общаться с очень интересными и творческими людьми, увидеть редкие и далекие уголки земли. Ну, когда ты еще полетишь во Владивосток или к хантам?

- Были ли у тебя ситуации на улице, связанные с симпатиями твоих зрителей?

- Был случай в аэропорту, когда меня спросили: «Вы случайно не снимались в «Громовых»?» - я ответила: «Да». И тогда мне предложили место классом выше.Один раз у нотариуса заверяла паспорт, а она меня узнала и говорит: «Вы такая молодец, я вас так люблю».

- Бибигуль, как ты относишься к различным оценкам твоих ролей в кино?

- Конечно, пишут разное: приятное и не очень. Приятней всего получать положительные отзывы именно от девушек, которые пишут: «Молодец, сестренка, мы гордимся тобой, ты - казашка, а в России снимаешься. Так держать!». Для меня это очень трогательно и ценно.

- Какой жанр кино тебе ближе всего?

- Конечно, исторический.

«Люди разбирались в лошадях так же, как сейчас разбираются в машинах»

- «Сага о хантах» - фильм об истории и этнографии одного редкого народа. Что наиболее ценного для себя ты почерпнула из этой работы?

- Да, этот фильм очень познавательный, например, на съемках я научилась управлять оленьей упряжкой как настоящие ханты. Вряд ли у меня еще будет такая замечательная возможность. По сюжету - это 1917 год, и я убегаю от погони по заснеженной тундре с раненым красноармейцем. Так как нужно было снимать общий план, перед нами стояла задача - научиться управлять оленями. За 10 минут до съемок режиссер попросил местных хантов, которые составляли нашу массовку, научить нас этому. На самом деле система очень простая: впереди три оленя. Все управление состоит в том, что к рогу крайнего слева оленя привязана веревка. Если тянуть ее влево, они, соответственно, поворачивают налево, на себя - они останавливаются, правее - они поворачивают направо. Разгон же осуществляется за счет двухметровой деревянной палки с круглым шариком на конце. Этой палкой ты тычешь оленя в бедро, но не бьешь по спине, как многие думают, а именно тычешь, и только того оленя, который халтурит. Но у меня физически не хватало сил держать эту тяжелую палку и одновременно управлять санями. В итоге парень, который играл умирающего красноармейца, со всей силы дергал за веревку, а я подгоняла их палкой. Рядом на снегоходах ехали режиссер и оператор, а мы мчались на оленях так, что дух захватывало. Оказывается, они совсем не тонут в снегу, поэтому могут бежать очень быстро.

- Жизнь кочевника была немыслима без коня, поскольку движение годовых циклов являлось основой философии номадов. Как ты считаешь, какова функция коня в современном мире?

- Безусловно, для кочевой цивилизации конь являлся универсальным помощником и важнейшим оружием в боевых действиях. Люди разбирались в лошадях так же, как сейчас разбираются в машинах. К сожалению, в наше время лошадь зачастую является показателем престижа и лишь для немногих - спортом или делом всей жизни. Хотелось бы, чтобы и в наше время коневодство процветало, проводилось больше соревнований, выставок, которые бы широко освещались в СМИ, чтобы городские жители не боялись лошадей, не верили в «байки» об опасностях верховой езды. В современном же мире конь является культурным наследием тюркских народов.

- Очевидно, что конный спорт поможет тебе реализоваться в кино в качестве героини твоей заветной мечты - боевой всадницы с мечом...

- Безусловно, искусство кино требует какого-либо спортивного мастерства, и я была бы счастлива воплотить все мои достижения, участвуя в киносъемках с любимым другом и помощником - грациозным и великолепным конем.