«Акжайык», несмотря на не самое большое финансирование, второй сезон подряд демонстрирует в премьер-лиге эффектный футбол. На данный момент команда располагается на последнем месте турнирной таблицы, однако дело далеко не в игре – за задолженности клуб лишили шести очков. Но игроки и тренерский штаб верят, что им удастся выбраться из тяжелой ситуации. Одним из творцов успехов уральцев является Руслан Хаиров – доморощенный воспитанник, уже в 22 года получивший капитанскую повязку.

– Погос Галстян появился в Казахстане неожиданно. Чем отличается работа под опекой столь известного на постсоветском пространстве специалиста?– У каждого тренера свой подход, но зачастую приходится строить игру из того, что имеется. Погос Артушевич делает упор на контратаки, потому что у нас сильные края, быстрые фланговые игроки. Он ведь пришел за несколько дней до начала сезона, и ему просто дали готовую команду.

– По ходу предсезонных сборов с «Акжайыком» помимо Галстяна поработали еще два тренера – предыдущий наставник Саулюс Ширмялис и Владимир Гольмак.– Да. Но и с тем, и с другим мы готовились совсем недолго.

– Почему случилась такая чехарда?– Это уже у руководства надо спрашивать.

– На команду это повлияло?– Не очень – команда-то все та же, не менялась почти. Прошлогодний костяк был сохранен, так что все друг друга знают. Из новичков только Илья Воротников, да и тот быстро влился в состав.

– Вы являетесь воспитанником уральского футбола. Кто еще из тех, с кем начинали карьеру, закрепился на профессиональном уровне?– Я начинал в ДЮСШ №4, и сейчас в команде мастеров «Акжайыка» со мной играют мои одногодки – Забродин, Шевцов, Омаров. Мальцев постарше, Покатилов – помладше, а так мы все уральские. Многие из нашего поколения остались без команд – кто-то в прошлом году завязал, кто-то в позапрошлом. Но наш год (1990-й. – Прим. авт.) считается удачным. Вообще, для меня играть бок о бок с друзьями детства – большое счастье.

– Кто привел Вас на первую тренировку?– Сам выбрал этот путь. Когда учился в младших классах, к нам в школу пришли записывать в секцию, где зимой играли в хоккей, а летом – в футбол. Я же решил стать футболистом еще в детском саду. Даже зимой, когда все были на льду, я мяч пинал – совсем к конькам не тянет.

– Саулюс Ширмялис, с которым «Акжайык» вышел в премьер-лигу и в прошлом сезоне выступил там очень удачно, представляется строгим человеком. Правда, что при нем команда ни разу не выезжала на совместный отдых?

– Мы с ребятами собирались, но без тренеров. А вот по первой лиге, когда тренером был Вячеслав Ледовских, отдыхали все вместе. На озеро ездили, например.

– А при Галстяне как?– Пока никуда не выбирались, но вот начнется лето, и тогда, я думаю, будем собираться. Сейчас же пока и времени нет – каждый четвертый день игра. Да и положение у нас не самое лучшее…

«Поехали в больницу, врач потрогал, потом хоп – и я проснулся уже без аппендикса»

– К сожалению, с вашим нынешним наставником нам пока побеседовать не удалось. Каков он по характеру?– После поражений не унывает, ни на кого не кричит. Больше хвалит и вселяет надежду, всех поддерживает. Говорит, что в следующий раз обязательно выиграем. На тренировках может и поругать, но это у каждого тренера есть и должно быть.

– В прошлом сезоне капитанствовал Канат Алиев, но его уже в команде нет…– Да, он, кажется, в первой лиге выступает.

– Почему он не остался в высшем дивизионе?– Наши жены общаются, а мы, если честно, даже не созванивались давно, так что не могу ответить на ваш вопрос.

– В прошлом сезоне на Вашей позиции в основном составе играл Алиев.– Да, а я в запасе сидел. Девять матчей всего провел.

– Тяжело было?– В моральном плане – да. Мне ведь в январе аппендикс вырезали. Вообще я серьезные травмы почти всегда получаю на сборах в Турции. Как-то играли против «Мордовии», и один из соперников въехал мне в грудь коленом, я даже задыхаться начал.

– А самая обидная травма какая?– Аппендицит. Бегал и тяжесть какая-то в животе была. Поехали в больницу, врач потрогал, потом хоп – и я проснулся уже без аппендикса.

«Для того, чтобы уехать в другую лигу, нужен хороший агент»

– У «Акжайыка» короткая скамейка запасных, и это может негативно отразиться на результатах.– Если будем биться в каждом матче, то это никак не повлияет. Хотя, если несколько игроков, не дай бог, получат травмы, придется призывать кого-то из молодежного состава. А у нас ведь и так самая молодая команда в чемпионате…

– Кого могли бы отметить из молодых уральцев?– Есть у нас такой Изым Сарсекенов. Боеспособный, ничего не боится.

– А Иван Антипов?– Да, тоже талантливый очень. У него последний пас хороший – ты еще сам не знаешь, куда побежишь, а он уже туда отдает передачу. Еще бы физики ему набрать и страх пересилить, и все будет нормально.

– По ощущениям он очень скромный парень.– С нами практически не общается. Разговаривает в основном со своими одногодками.

– Как у капитана, у Вас много обязанностей?– Я еще молод и набираюсь опыта. Особых функций вне поля нет.

– Не хотели бы попробовать себя в зарубежных чемпионатах?– Трудно ответить. В «Акжайыке» мне все нравится. Для того, чтобы уехать в другую лигу, нужен хороший агент.

– А у вас его нет?– Нет.

– Какие-то личные задачи перед собой ставите?– Моя главная цель – попасть с «Акжайыком» в первую шестерку.

– Неужели не мечтаете выступать в национальной сборной?– Хотелось бы, конечно, но сколько бы мы ни выигрывали турниров раньше, ни в юношескую, ни в молодежную сборные не вызывали. Только Забродина и Омарова пригласили в прошлом сезоне, да и то, получается, лишь в последний год.

«С друзьями играю нападающего, потому что никто, кроме меня, не забьет»

– С судьями на правах капитана часто общаетесь?– В спорных моментах это надо делать.

– А толк есть?– Ну, наверное (смеется).

– При чьих болельщиках играть наиболее сложно?– Скорее всего, в Актобе. В прошлом году мы три гола за пять минут пропустили, хотя вели тогда 4:0.

– По накалу это самый запоминающийся матч в Вашей карьере?– Нечто подобное было, когда бились за выход в премьер-лигу с «Окжетпесом». Мы тогда выиграли со счетом 3:2, вырвали победу на последних минутах.

– Кто забил победный гол?– Артур Авакянц. Он сейчас в нашем тренерском штабе работает.

– В экстремальных условиях играть приходилось?– В первой лиге еще, в Сарани, против «Гефеста». Там искусственный газон, и вместо резиновой крошки – камни и стекла. В алматинских дворах, наверное, покрытия лучше.

– И что об этом говорил соперник? Не злорадствовал?– Ничего – мы проиграли тогда.

– Казахстанский футбол часто смотрите?– Голы только, видеообзоры. Полностью матчи смотрим на предматчевых установках.

– Вы ведь больше играли в полузащите?– Да, это потом уже переквалифицировался в защитника. С друзьями играю нападающего, потому что никто, кроме меня, не забьет (смеется).

– Кто, по вашему мнению, лучший крайний защитник мира?– Я болею за «Манчестер Юнайтед», поэтому скажу, что Эвра.

«Мама как приходит домой после работы, так сразу заходит на фан-сайт «Акжайыка», читает комментарии»

– Кто был вашим первым тренером?– Алексей Александрович Куденко. Он и сейчас тренирует детей и женские команды.

– Наверное, все окна своего дома перебили?– Больше пострадали мои колени, так как играть приходилось на асфальте. Перевяжешь рану листом с дерева и бегаешь дальше.

– Кто является вашими главными болельщиками?– Жена, мама и бабушка.

– Уже разбираются в футболе?– Мама как приходит домой после работы, так сразу заходит на фан-сайт «Акжайыка» – читает отзывы, узнает, кто за кого голосовал.

– Тяжело было объяснить женщинам, что такое офсайд?– Жена не понимает ничего в футболе. Для нее главное, чтобы я травму не получил.

– А кто больше всех критикует?– Папа. Сам он ни разу не играл, но подсказывает постоянно (смеется).

– А какие голы самые памятные?– Таких два – в 2011-м году в матче против «Цесны». Посвятил их жене и другу, у которых как раз тогда был день рождения.

– Помимо уральских игроков, кого из своих ровесников могли бы отметить?– Мы с кайратовцами хорошо общались всегда, и среди них много хороших ребят. Розыбакиев в прошлом сезоне в основе «Кайрата» выступал и сейчас неплохо играет. Но многие уже завязали. Одного из них, не помню имени, в день тура премьер-лиги я видел в Алматы на мини-поле рядом с Центральным стадионом, где у вас кучка людей собирается всегда.

– Там проходят матчи Лиги любителей.– Да-да. У нас есть что-то вроде этого, но в Уральске профессионалам туда доступ запрещен, да и наше руководство это не одобрит.

«Книги не люблю читать – на третьей странице засыпаю»

– Вы ведь женаты?– Да. И летом у нас с женой будет первый ребенок.

– Как познакомились с будущей женой?– Увидел в социальной сети. Ее одноклассник играл в резервной команде «Акжайыка», он и навел справки для меня. Потом я позвонил ей, пригласил в кино.

– Что Вас в ней «зацепило»?– Она красивая. А еще все время пыталась за меня заплатить (смеется). Обычно ведь наоборот все.

– Вы производите впечатление начитанного человека.– Книги не люблю читать – на третьей странице засыпаю.

– За какую в последний раз брались?– Даже не помню названия – купил жене и от безделья в поезде начал читать.

– А в школе какой предмет легче всего давался?– География и математика. Я ведь в уме хорошо решаю. Мой дядя, когда работал коммерсантом, а я был ребенком, просил меня вести подсчеты, так как я это делал быстрее калькулятора.

– В «Акжайыке» считать приходится разве что долги – не секрет, что в клубе задерживают зарплату. То же самое было в прошлом году. Как удается преодолевать трудности?– Уже привыкли как-то, а вот легионеры были шокированы. Но терпели и терпим. Верю, что справимся.

Алым ЖАЛЕЛОВ, Алибек КАБЕНОВ