На этой неделе в  Алматы состоится международный теннисный турнир, в котором примет участие самый титулованный казахстанский теннисист Алексей Кедрюк, чье имя уже вошло в историю мирового тенниса, благодаря рекордному количеству сыгранных матчей в Кубке Дэвиса - именно он в составе национальной сборной ровно 100 раз подряд поднимал престиж страны на мировой уровень, одержав 66 побед, за что был отмечен специальной наградой Commitment Award.

В беседе с ним достаточно двух слов, чтобы понять - перед вами лидер. Нет сомнения в том, что впереди у него еще много побед. Он, то ли в шутку, то ли всерьез, рассказывает о проблемах казахстанского тенниса, уверенно подчеркивая свою преданность делу и работе независимого тренера. О подводных течениях политики Федерации, равно как и о том, почему за национальную сборную Казахстана играют одни легионеры, судить не нам. Но то, что Федерация тенниса Казахстана в лице Алексея Кедрюка лишилась блистательного спортсмена и тренера понятно любому, кто хоть немного разбирается в теннисе.

 

- Алексей, когда Вы начали играть в теннис?

- Мне еще и пяти не было, когда папа привел меня в ЦСКА, где проходил набор в детские группы. Я был очень маленького роста, и меня не приняли. Но папа у меня был спортсменом, сдаваться не привык - нашел людей, договорился с тренерами, чтобы меня взяли хотя бы на испытательный срок. Постепенно народу в группе становилось все меньше и меньше. В итоге из двадцати человек осталось трое. Тренеры были сильные — Максимова, Баширова... Начали ко мне приглядываться. Когда поняли, что перспективный, забрали из садика. С того момента и началась моя карьера.

 

- Играть со сверстниками не хотелось? В садик обратно сбежать?

- Нет. Спорт есть спорт, с детства это понял. Да и в садике было не так интересно, как на кортах.

 

- Но тренировки-то легкими не были?

- Лет с 8 уже началась колоссальная работа. Утром три часа, вечером три часа. На тренировку приходили, с тренировки уползали. Еще, если было время, занимался игровыми видами спорта, и  это было своего рода физподготовкой.

 

- А ваш отец каким видом спорта занимался?

- Регби.

 

- Регби, здесь?

- Да, раньше в Казахстане была очень сильная команда, одна из сильнейших по Союзу.

 

- Дома Вас как спортсмена строго держал?

- Он меня вообще не держал, только отвел и все. Раньше такого не было, чтобы родители присутствовали на тренировках, как сейчас. Только приводили и забирали. Я тренировался в самоволке, так сказать. Было только одно желание – играть.

 

- Ваш первый турнир, насколько мне известно, был в Таджикистане?

- Летом 87-го года отправились в Душанбе. Мне было семь лет. Первые серьезные соревнования на выезде, и первый турнир, в котором я победил. С того момента постепенно начали ездить по городам. В Москву, Минск, а вскоре и по всему Союзу. 

 

- Учебе спорт не мешал?

- В 92-й школе, где я учился, был спортивный класс, так что проблем не было.

 

- Когда первый раз выступили на Кубке Президента?

- Я выступал там с самого начала, с 1995 года.

 

- Сколько раз побеждали?

- Точно не помню. Раз пять точно побеждал. Три раза играл в финалах. Последний кубок, который прошел здесь, в 2005-м году, я тоже выиграл. Теперь его закрыли и сделали международный турнир с более развитой географией в Астане с призовым фондом в 125 000 долларов.

 

- С Президентом играли?

- Много раз. Когда вызывали - прилетал. Тренировались, играли. И он давно играет, раньше Ельцина начал.

 

- Последний раз зарубеж куда ездили выступать?

- В прошлом году в Турции играл на фьючерсе. А за всю свою карьеру проехал полмира, везде играл и знаю, где какие корты.

 

 

- Теннис — богатый вид спорта.

- Богатый и очень дорогой. Представляете, полететь куда-то на соревнования. Там же не одна неделя, не две. Это все за счет теннисистов. Ну, у кого есть спонсоры, конечно, они оплачивают.

 

- Федерация не помогает?

- Раньше мне Федерация  помогала, сейчас помогает легионерам.

 

- Как Вы относитесь к тому, что сейчас в нашей сборной по теннису много натурализованных спортсменов?

- Не то, что много… Думаю, все знают, что в сборной играют спортсмены из России…

 

 

- А наши чем занимаются?

- Наши? На скамейке сидят, наверное. Или на трибунах болеют.

 

 

- Как-то обидно это...

- Обидно, конечно. Во всем мире спрашивают: «Почему у вас в сборной такие дела?». Я считаю, что одного-двух легионеров нужно включать в состав сборной, но никак не формировать команду только из купленных спортсменов. Мне кажется, достаточно уже покупать игроков, своих пора воспитывать. Но на это время уходит, годы. Конечно, легче купить готового спортсмена. Хотя Федерация все равно без дела не сидит - поднимает теннис в Казахстане.

 

 

- То есть теннис у нас развивается?

- Да, но игроков пока нет. Корты строятся в каждом регионе, а играть некому.

 

 

- Что еще Вам не нравится в современном казахстанском теннисе?

- Все нравится! Но Казахстану не хватает целого поколения игроков, которые должны рьяно рваться в бой и играть за родину. Нам еще работать и работать.

 

 

 

- Как оцениваете выступление нашей сборной на Кубке Дэвиса 2013 года?

- Начало было неплохое. Но ребята-то сильные приехали - и чехи, и австрийцы выступали вторым составом. Австрийцев в 1/8 обыграли, и если бы в 1/4 победили чехов, играли бы в 1/2. Но в этом году наша сборная уже зачехлила ракетки. Зато в мировой группе пока остались.

 

 

- А Вы почему не выступали на Кубке Дэвиса в этом году?

- Я бы сказал, что я достаточно сыграл матчей за Казахстан и поставил рекорд, признанный мировой Федерацией Тенниса ITF. В этом году мне торжественно вручили за это награду!

 

 

- К тому же в этом году Вы выиграли чемпионат Казахстана…

- Причем уверенно. Легко дошел до финала, и уже в финале поборолся с Денисом Евсеевым. В трех сетах мы сыграли. Конечно же, победа была за мной.

 

 

- Какая у Вас ближайшая цель теперь?

- Я собираюсь играть в теннисном турнире серии фьючерс в Алматы на ЦСКА. Это международный турнир с призовым фондом в 10 тысяч долларов.

 

 

- Много стран приедет?

- Да, 12 или 13. Сейчас они в Шымкенте играют, потом приедут сюда.

 

 

- А какие-нибудь долгосрочные задачи перед собой ставите?

- Я начал тренировать детишек. Посмотрим, что из этого получится. Время-то идет, надо кого-то поднимать. Пока у меня есть возможность, почему бы не передать свое мастерство?

 

 

- Насколько я знаю, у вас подрастает дочь.

- Да, ей три года и шесть месяцев. Но я пока еще не думал! Зачем ей это надо?!

 

- То есть, Вы не хотите отдавать ее в большой спорт?

- Спортом она будет заниматься однозначно, но пока пусть играет, и ни о чем не думает, а потом, если захочет... У меня вся семья спортивная. Супруга тоже в теннис играет, бывает играем с ней, когда время есть. Она со мной весь мир объездила, всегда меня поддерживала.

 

 

- Есть волнение, когда играешь перед близкими?

- Нет, если вдруг проигрываешь, сразу же втык получаешь - давай играй - и начинаешь выигрывать. Супруга вместо тренера, вместо судьи.

 

 

- Бывает такое, что все надоедает, тренировки надоедают, ракетку швыряете?

- Нет, ракетку я не швырял ни разу. Но от тренировок тоже нужно отдыхать, уезжать куда-нибудь.

 

- В каких странах Вам нравится бывать, где чувствуете себя комфортно?

- Сложно сказать, я во многих странах был...В Америке нравится, в Германии, В Эмиратах вообще классно.

 

 

- В Дубаях играли?

- Да, очень нравится там играть. Когда я начал туда ездить, там ничего еще практически не было, один песок.

 

- Нет желания уехать куда-нибудь жить, тренироваться?

- Нет, мне и здесь хорошо, ехать никуда не собираюсь. Пока.

 

- К кому из своих коллег испытываете профессиональные симпатии?

- Конечно, Федерер нравился всегда, еще до того, как он стал суперизвестным. Мы месяцами жили вместе, тренировались, играли. Когда приезжали на Уимблдон, нас расселяли в одном университете. С тех пор он мне нравится, болею за него постоянно.

 

- Насколько я знаю, Вы могли стать футболистом...

- В детстве я также занимался футболом. Родителям говорил, что пошел на теннис, а сам на футбол, мяч гонять. Тренер звонила, разыскивала меня, потом забирала с футбольного поля, ругалась: «Я вашу команду «цсковскую» разгоню, никакого тебе футбола, будешь в теннис играть!».

 

 

- Почему в итоге выбрали теннис?

- Это индивидуальный вид спорта. Сам играешь, ни от кого не зависишь, никого не подставляешь. Проиграл, значит, сам виноват, выиграл – значит, сам молодец. Поэтому я и выбрал теннис  и всегда был предан своему делу, несмотря ни на что.