В этом сезоне ХК «Бейбарыс» стал серебряным призером чемпионата страны. Этого же результата добилась еще одна атыраускаядружина -  баскетбольный клуб «Барсы Атырау». Причем руководит этими двумя командами один человек - Булат Мухамбеткалиев. На этот раз главной темой разговора стал хоккейный клуб.

– Насколько сложно руководить двумя клубами сразу: хоккейным и баскетбольным?

– В 2004-м в Атырау создали баскетбольный клуб. До 2009-го, когда открылся хоккей, мы наработали определенный опыт. Пришлось учиться самим, ведь  этому нигде не учат. Вы знаете, что у европейских команд другая структура и другое финансирование, да и отношение к спорту. У них это выстроенный бизнес, а у нас деньги выделяет государство. В течение пяти лет узнали не только организацию проведения соревнований, но и такие, казалось бы, незначительные, но очень важные действия, как правильно строить отношения с игроком. За все это время мы наработали определенные навыки. Игроки приходят и уходят, но мы старались не ущемить ничьих прав. Это подтверждает тот факт, что сегодня люди готовы ехать к нам. Если на начальном этапе организации нашего баскетбольного клуба казахстанский спортсмен получал 200 долларов, то в нашей команде просил минимум 500, ссылаясь на расстояние. Сейчас с такими проблемами мы не сталкиваемся. Спортсмен с удовольствие едет туда, где ему платят и где не обманывают.

– Раз речь зашла о деньгах, можете обозначить зарплатные рамки хоккеистов?

– От 50 тысяч тенге до одного миллиона.  Но у нас нет такой системы как в других клубах, речь идет о премировании за победу. Только стандартная зарплата за месяц. По итогам сезона предусмотрены премиальные, но не более одного оклада. Те игроки, которые ушли осенью из клуба, подписали контракты на большие деньги. В принципе, свой карман ближе к телу.

– Довольны ли вы проведенным сезоном?

– Конечно. Хотя проблемы были, но они послужили определенным уроком для нас. Все учатся. Главное, что к решающим встречам мы смогли собрать коллектив и отыграть на высоком уровне. И это при том, что на сегодняшний день наш бюджет не самый большой в сравнении с другими командами.

– Озвучить можете?

– С сентября по апрель расходы нашей команды составили 300-350 миллионов тенге.

– С учетом зарплат?

– Да. Здесь еще нужно учитывать то, что мы единственная команда, которая на все игры летает. А на перелеты за сезон уходит порядка 35 миллионов тенге.

– В некоторых городах хоккейные клубы арендуют лед. Как с этим обстоят дела в Атырау?

– Дворец спорта нам отдали в оперативное управление. Поимо хоккея есть массовое катание, детские секции, и любительские команды играют.

– Каждый год предсезонные сборы «Бейбарыс» проводит в Латвии. С чем связан такой выбор?

– Наши климатические условия не позволяют проводить сборы на месте в 50 градусов жары. Поэтому мы и выезжаем в Европу. Там сразу просматриваем всех игроков-европейцев. Это выгодно обеим сторонам: игрокам не надо ехать далеко и открывать визу, а у нас уменьшается затратная часть. В первом сезоне у нас не было ни одного европейца. Европа тогда еще не ощущала того кризиса, который там идет.

– С будущего сезона планируют вновь увеличивать количество казахстанцев в команде. Каково ваше мнение на этот счет?

– Пока я не вижу тех казахстанцев, которые бы пришли в команды и заняли места нынешних легионеров. Не вижу смысла в искусственном увеличении числа отечественных игроков. Если есть желание поднимать казахстанский хоккей, сделайте чтобы у каждого клуба была школа, фарм-команда и свой чемпионат. С такой структурой можно чего-то добиваться. Вот где сейчас взять 120 квалифицированных хоккеистов-казахстанцев? Где мы сейчас возьмем своих, если только 4-й год работаем.

– В плей-офф, когда страсти накалялись до предела, яро муссировалась тема судейства.

– Скажу, что каждый занимается своим делом, судьи судят, хоккеисты играют. Но когда прямо перед носом игрока умышленно бьют клюшкой в шею, а он этого якобы не видит, то это беспредел. Такие действия могут обернуться трагедией. Как руководитель никому бы такого не пожелал. А вообще рефери не должно быть видно на площадке. А у нас бывает такое, когда на льду четыре человека устраивают шоу. Уровень хоккея вырос, соответственно должен расти и уровень судейства. 

– Уже в первый год существования «Бейбарыс» громко заявил себе, став серебряным призером. Историю распада серовского «Металлурга» мы знаем. Скажите, это ваше особое спортивное чутье, позволившее пригласить тренера и команду, которая сразу добились результата?

– Когда я был с баскетболистами на чемпионате мира в Новой Зеландии, прозвучала информация о создании хоккейной команды в Атырау. По возвращении меня пригласили в управление облспорта, где состоялась беседа. Это было в 20-х числах июля. За 50 дней надо было поставить команду и найти деньги. Да и Дворец был не совсем готов. В общем, нужно было на базе нашей команды организовать хоккейную. Остаток денег баскетбольных направили на хоккей. Тогда глава областной федерации хоккея дал мне телефон Александра Истомина. На тот момент ему тоже было предложение и в Кокшетау, так как именно в 2009-м создавались новые команды в этих двух городах. После беседы и озвученных условий началась наша сначала телефонная, а затем уже и совместная работа.

Лариса Гречихина