Главный тренер «Шахтера» Виктор Кумыков в интервью корреспонденту «PROСПОРТ» рассказал о прошедших сборах, кто из игроков его команды мог бы заиграть на европейской арене, что он думает относительно высказываний Алексея Попова, чей тренерский стиль ему импонирует и на какое время он готов остаться в клубе.

– Что вы испытываете перед началом сезона и перед таким ответственным матчем?– Нельзя сказать, что есть волнение, ведь я не первый год работаю тренером. Единственное, что пугает, получится ли задуманное, сработает ли то, над чем мы работали на учебно-тренировочных сборах, и как вообще сложится сезон. Конечно, есть спортивное волнение, но оно будет всегда. Хочется думать, что все будет хорошо!

– Виктор Балютович, как вы оцениваете подготовку команды в физическом и психологическом планах (интервью состоялось за день до матча за Суперкубок. – Прим. авт.)?– Если судить по предсезонным сборам, то я думаю, что мы все сделали правильно и у игроков в физическом и психологическом плане все отлично. Мы правильно выстроили весь подготовительный процесс и подписали хороших футболистов. Поэтому смотрим на предстоящий сезон с оптимизмом. Но нужно отметить, что работа еще продолжается.

«Только глупый тренер мог себе такое позволить»

– Оцените селекционную работу, которую провел клуб в это межсезонье?– Мы приобрели вратаря, защитника, полузащитника и нападающего. Мы усилили каждую линию, так как посчитали нужным укрепление всех позиций.

– Говорят, вы стали жестче по отношению к игрокам, с чем это связанно?– Если честно, я жесткости или грубости за собой не замечал, – вот требовательности, то да. Ведь если в команде не будет дисциплины, то вся подготовка пойдет сами знаете куда. Поэтому дисциплина обязательно должна соблюдаться.

– Слышали ли вы про высказывания Попова после матча с «Амкаром»?– На самом деле там было два комментария, один от бывшего футболиста сборной Казахстана Попова, а второй от тренера «Амкара». Что касается высказываний игрока, то не стоит обращать на него внимания, потому что Попов не является тренером. Он не может знать, почему команда сыграла именно в таком ключе. Другое дело, когда подобные комментарии позволяет себе тренер. Если это компетентный специалист, который разбирается в футболе, то он не станет так говорить, ведь он не знает, как строился тренировочный сбор, какие цели мы преследовали, поэтому я считаю, что только глупый тренер мог себе такое позволить.

– Считаете себя чрезмерно эмоциональным?– Я считаю себя умеренно эмоциональным тренером, и насколько я знаю, лучше выплеснуть все эмоции на поле, чем держать их в себе – это, кстати, и в работе помогает.

– Часто позволяете себе нецензурные выражения?– Не отрицаю, иногда случается, но сам я, как правило, этого не замечаю. Нужно спросить у игроков (смеется).

«Просмотрев всех футболистов и игры сезона-2010, я понял, что мы не выполним поставленных задач»

– Много ли было тренерских решений, за которые вы себя корите?– Я считаю, что ни один тренер в мире не может принять стопроцентно правильного решения. За долгую тренерскую карьеру у меня было много тех или иных решений, которые по прошествии некоторого времени оказывались правильными или, наоборот, неправильными. Но самое главное извлечь из всего урок и делать правильные выводы.

– Какими решениями, напротив, гордитесь?– Естественно, есть чем гордиться, ведь я столько лет в этой сфере работаю (улыбается). Если ты тренер и нечем гордиться, то тебе тогда вообще работать не стоит. Во-первых, есть ряд футболистов из России, Узбекистана и Казахстана, которым я помог стать более сильными игроками или дал толчок в их развитии. Во-вторых, это две победы в чемпионате Казахстана, и я считаю, что эти вершины нам покорились с большим трудом, особенно в первом сезоне. Изначально, как только я принял команду, коллектив был несыгран, больше половины состава мы поменяли, пришлось много чего сделать нового, и, тем не менее, в этих условия нам удалось добыть золотые медали.

– Какую именно работу вы провели?– Когда я возглавил «Шахтер» в 2011 году, руководство клуба поставило перед нами определенные задачи. Просмотрев всех футболистов и игры прошлого сезона, я понял, что мы не выполним поставленных задач. Поэтому нам пришлось поменять больше половины состава, и мы были вынуждены искать выход из сложившейся ситуации – как с несыгранной командой добиться результата? Определили три направления – хорошая игра в обороне, дисциплина и безукоризненное выполнение «стандартов». Поэтому мы стали наигрывать не только «ауты», но и угловые и штрафные удары. И в ходе сезона получилось так, что некоторые мячи были забиты с «аута», и в народе пошло мнение, что «Шахтер» только и умеет забивать со «стандартов» и никакой игры не показывает. Да, действительно в первом сезоне были игры, в которых мы победили благодаря угловым, «аутам» и штрафным ударам. Но в следующем году «Шахтер», я считаю, играл лучше и стабильнее всех остальных команд на протяжении всего чемпионата. И что самое главное, у нас был игровой стиль, который больше всего подходит «Шахтеру». Поэтому несправедливо говорить, что выиграли золото только с помощью «аутов». Мы превосходили соперников по всем составляющим, или почти по всем. Показателем этого является итоговая турнирная таблица.

– Как вы смотрите на возможный переход на систему осень/весна проведения чемпионата.– Во-первых, здесь нужно глубоко изучить вопрос – пойдет ли это на пользу? Многое зависит от того, какой инфраструктурой обладают клубы. Я считаю, что если будет хорошая инфраструктура, можно будет играть хоть осенью, хоть зимой. Если нет, придется играть в холода, мы, к слову, и сейчас играем в холодную погоду. Поэтому в первую очередь нужны крытые футбольные поля, чтобы комфортно чувствовали себя не только игроки, но и болельщики. И только потом можно решать, стоит ли переходить на эту систему, но я, если честно, большой разницы здесь не вижу.

«Я бы подумал над предложениями от «Реала» и «Барселоны»

– Как Вы относитесь к возможному созданию чемпионата СНГ?– Чемпионат СНГ для такой страны, как Казахстан, мог бы стать хорошим подспорьем для развития футбола в стране. Но самое главное, в каком формате его проводить? Если он будет проходить по системе 16 команд в два круга, и коллективы, которые разыгрывают чемпионат СНГ, не будут участвовать в первенстве своих стран, то не понятно, что из этого выйдет. Можно объединенный розыгрыш провести в формате групп по четыре команды, при этом команды продолжат участвовать в своих чемпионатах, а затем стадию плей-офф – то к нынешнему календарю это много матчей не добавит. А если УЕФА победителю первенства СНГ обеспечит путевку в ту же Лигу чемпионов, то это только подогреет интерес общественности и клубов. Второй вариант, я считаю, более приемлем.

– Если бы такой чемпионат существовал, как в нем показал бы себя «Шахтер»?– Если бы такой чемпионат существовал, то, скорее всего, в «Шахтере» были бы игроки более высокого уровня, также было бы совсем другое финансирование и, возможно, другой тренерский штаб. Поэтому сравнивать смысла нет вообще.

– Интересно, было бы Вам сражаться за чемпионство с такими клубами, как «Спартак», «Зенит», или с «Шахтером» из Донецка?– Конечно, любому тренеру было бы интересно. Если бы «Шахтер» участвовал в таких соревнованиях, то уровень игроков возрос бы в разы. Самое главное, чтобы это никак не повлияло на развитие футбола в стране в целом. А в той форме, в которой предлагается чемпионат СНГ, это, скорее всего, навредит.

«У нас есть три-четыре футболиста, которые могли бы достойно выступать в ведущих европейских чемпионатах»

– Значит, Казахстан не выиграет, если поддержит создание чемпионата СНГ?– В том формате, в котором он предлагается, нет, в ином – возможно.

– Если бы руководство вышеуказанных клубов предложило вам контракт, вы бы рассмотрели его?– Конечно, ведь всегда интересно работать в клубе, который ставит для себя более высокие задачи. Если честно, то я бы не только рассмотрел контракты от «Зенита» или «Спартака», я бы и над предложениями от «Реал Мадрида» и «Барселоны» подумал (смеется). Видите ли, чем сильнее клуб, тем интереснее в нем работать, это понятно. Но самое главное, подойти к вопросу разумно и взвесить все за и против, и только принимать решение. Готов ли ты работать на таком уровне ? В первую очередь этот вопрос надо задать себе.

– А сейчас вы готовы к такому решению?– Если честно, все мои мысли сейчас связаны с «Шахтером».

– Кто из нынешних игроков «Шахтера» мог бы себя проявить в европейском первенстве?– Не хочу называть фамилии, но могу вас заверить, что у нас есть три-четыре футболиста, которые могли бы достойно выступать в ведущих европейских чемпионатах. Конечно, речь не идет об уровне «Манчестер Юнайтед» или «Реала», но в средних клубах вполне могли бы заиграть. Просто мы далеко от Европы, поэтому внимания к нашим игрокам меньше.

– Если брать тренеров европейских чемпионатов, то чей тренерский стиль вам импонирует больше?– Жозе Моуринью, например , он смог добиться высших результатов в чемпионатах Англии, Испании, Португалии и Италии, а ведь в этих странах совсем разные игровые стили. Поэтому нам тренерам, которые не возглавляли всю жизнь одну команду и постоянно находятся в разъездах, тренируя совсем разные команды по стилю и философии, конечно, тренерский стиль Моуринью ближе.

– Изменится ли тактический рисунок и манера игры «Шахтера» в новом сезоне?– Тактическая схема, по которой мы играли в позапрошлом и в прошлом году, заметно варьировалась, и в этом сезоне будет то же самое. Что касается манеры игры, то принципиальных изменений не будет, у нас уже есть устоявшийся стиль, конечно, он может нравиться или не нравиться – но это наш собственный стиль.

– Представьте себя на месте Венгера или Фергюсона, которые возглавляют одну команду свыше 10 лет, – как думаете, по силам вам было бы столько же тренировать «Шахтер»?– Они так долго тренируют свои клубы, потому что есть успех и руководство этими результатами довольно. Что касается «Шахтера», то пока мы будем показывать тот же результат, который удовлетворяет и руководство и болельщиков, я с удовольствием продолжу работу в этом клубе.

– Недавно наставнику «Нюькасла» Алану Пардью руководство клуба предложило контракт на восемь лет, и он подписал его. Если бы вам «Шахтер» предложил контракт на столь большой срок…– Скажем так, я бы подумал (смеется).

Эрлен Абдулманов