Все мы не раз видели трансляции самых крупных и престижных велогонок. Обычному зрителю, мало разбирающемуся в шоссейном велоспорте, это зрелище может показаться очень скучным. Но на самом деле в велоспорте ни одна минута гонки не пропадает даром.

В прямой зависимости

В шоссейном велоспорте поведение гонщиков в группе напрямую зависит от множества факторов. В первую очередь от рельефа этапа, ситуации в гонке и задачи команды. Исходя из этих причин, гонщики либо ведут пелотон, либо прячутся в его середине или же отправляют своего гонца в отрыв. Свою лепту вносит и погода – ведь дождь существенно влияет на скорость группы. Не будем забывать, что гонки бывают разной длительности: от однодневной, до трехнедельного Гранд-тура. Это тоже накладывает отпечаток на происходящее, ведь в один соревновательный день можно выложиться на все сто, а в длинной гонке нужно уметь распределить свои силы.

И если в первом случае все просто, то во втором команды выстраивают сложные тактики, в зависимости от задач команды на этой гонке. Они могут различаться кардинально и потому стороннему зрителю нужно просто объяснить эти задачи, чтобы он понял поведение команды на шоссе.

Равнинные войны

Самым «непонятным» для болельщиков могут стать равнинные гонки. Едут гонщики, едут, иногда по 200 с лишним километров, чтобы все решить на последних 100 метрах. На самом деле борьба тут не прекращается ни на минуту: равнины обычно очень ветрены и некоторые гонщики с легким весом «выдуваются». Легковесы обычно горняки, претендующие на общий зачет многодневки, а потому даже такой «проходной» этап может повлиять на итог.

Работа пелотона на равнине

Команды ведут себя по разному. Всегда на таких отрезках найдутся «доброхоты», которые уйдут в отрыв дня, преимущество которого порой может достигать и 20 минут. Без отрыва на подобных гонках нельзя, иначе ситуация накаляется: многочисленные попытки уехать в отрыв вынуждают дергаться пелотон, что приводит к необдуманным действиям. Команды, чьи представители есть в отрыве, обычно в погоне не участвуют, держась в середине. Догоняют те команды, что рассчитывают на дивиденды на финише – спринтерские. У них нет больших задач на генерал – только как можно больше выиграть равнинных этапов, пока гонка не заехала в горы. Иногда в погоне участвуют и команды которые рассчитывают на высокие позиции в генерале. Делается это для того, чтобы обезопасить своего капитана при плохой погоде или нервной обстановке в пелотоне. Для безопасности правилами на равнинных этапах была введена трехкилометровая «зона безопасности». То есть все, кто будет в одной группе пересекая эту линию, получают одно время с победителем. Сделано это для того, чтобы кроме спринтеров вперед никто не лез. Ведь порой судьбу общего зачета решают и секунды, так что горняки несмотря на риск могут и вписаться в спринтерскую «мясорубку». А это чревато падениями, столкновениями и травмами. Потому-то даже при условии многочисленных побед на спринтерских этапах не всегда можно выиграть общий зачет. На «Тур де Франс» 2010 и 2011 годов британец Марк Кавендиш побеждал на пяти этапах, а в 2009 на 6, что равно  общему количеству побед на этапах обладателей желтой майки тех лет Анди Шлека, Кадела Эванса и Альберто Контадора вместе взятых.

Гоночная аритмия

Существуют и такие этапы как холмистые. Они не обязательно заканчиваются финишем в гору, но на протяжении всего маршрута пелотону могут встретиться крайне неприятные «торчки». Эти этапы называют аритмичными, поскольку на них нет долгих подъемов или долгих равнин. Ритм гонки сбит, есть множество возможностей для побега из группы.

На таких этапах (а обычно все гонщики внимательно изучают маршруты этапов и знают заранее о подобных отрезках) отрыв держат на коротком поводке, то есть отпускают самое большее на две минуты. Этот неровный ритм гонки может аукнуться как и отрыву, так и догоняющим. Непредсказуемость делает эти этапы очень красивыми в плане борьбы и итогов.

Горный отрыв с Александром Винокуровым

Коллективы, рассчитанные на общий зачет, на таких отрезках очень осторожны. Защитив капитана от ветров (а эти этапы тоже зачастую ветрены), они обязаны защитить его и от возможных завалов, выведя его в голову группы. Погоню ведут команды в составе которых есть отчаянные ребята способные в самый неожиданный момент атаковать. Обычно ближе к финишу пелотон распадается на несколько частей, в первой из которых остаются сильнейшие универсалы (это при финише в гору) или после ликвидации отрыва гонка на время успокаивается и идет классический спринтерский финиш. Но это в теории. На практике предсказать победителя на подобных этапах или гонках практически невозможно, поскольку в последнее время появилось очень много универсалов, способных терпеть в горах и обладающие отличным спуртом. Самый ярки пример подобной гонки – групповая олимпийская гонка в Лондоне. Все считали, что при равнинном финише там безусловный фаворит Кавендиш, однако двойной проезд через Бокс-хилл спутал все карты и в итоге золото взял наш Александр Винокуров.

Гороховый перевал

Для нужно сказать, что горный этап этапу рознь. Тут все зависит от того на какой стадии гонки находятся эти горы. Чем ближе к финишу, тем вероятнее, что там и произойдет решающий момент в борьбе за победу (как на этапе, так и на гонке в целом). Традиционно лучший горный гонщик носит на плечах гороховую майку. Причем совсем не обязательно, что этот момент – атака стоя в гору. Случалось и так, что хороший скоростной спуск по сложной трассе давал не меньше преимущества.

Битва Капитанов в горах. 

Тактика команд тут зависит от рельефа. Горный этап может быть и таким – абсолютно плоские две трети и только на последних 30-40 километрах появляются горные вершины. Или же с самого старта пелотону предстоит утомительное карабканье в нереальные горы, лишь изредка прерываемые спусками. В первом случае команды могут отпустить отрыв на приличное расстояние при условии, что там нет опасных гонщиков, способных дотянуть в горах до финиша. Во втором же отрыв возможен, но он вряд ли будет отпущен далеко. На первом плане в подобных стартах команды с мощным горняком в составе (обычно это и претендент на победу в общем зачете), они выходят вперед, тянут своего капитана и весь пелотон на себе. Как только наступает время решающих подъемов, вперед выходит одна команда, обычно везущая лидерскую майку. К этому моменту как таковой общей групп нет, пелотон раздроблен на небольшие группы и в каждой гонщики решают свои локальные задачи. Постепенно, все грегари, отработавшие на капитана отсеиваются и к решающему моменту все лидеры остаются один на один. В этой битве и решается судьба этапа и, иногда и победителя всей гонки. В этом случае может быть и так, что один из претендентов зная, что в дальнейшем его соперник не сможет оказать сопротивления, может просто пассивно сопротивляться, позволив даже выиграть тому этап, но не всю гонку. Так было на «Тур де Франс» -2010, когда Альберто Контадор просто сидел на колесе у своего соперника Анди Шлека в решающих горных подъемах, потому как знал, что впереди индивидуальная гонка на время в которой он намного быстрее Анди.

Вместо эпилога

Разумеется, все вышеизложенное не является аксиомой велоспорта. На то он и спорт, чтобы быть непредсказуемым. Иногда даже самые очевидные вещи не происходят в тот момент когда их ожидаешь, так что тут никаких правил быть не может.

Сейчас в мире велоспорта преобладают универсалы, те, кто одинаково хорошо приспособлен к битве как на равнинах, так и в горах. И с каждым годом предсказать не то что победителя, а просто фаворитов очень трудно. Был спринтер Марк Кавендиш – а сейчас уже есть целая плеяда молодых звезд вроде Петера Сагана. Был Альберто Контадор, теперь ему сложно бороться с Кристофером Фрумом, Хоакимом Родригесом и Винченцо Нибали. Но тем и интереснее становиться на «Джиро», «Вуэльте» и «Тур де Франс», не говоря об остальных гонках.

У Астаны всегда были глобальные задачи

А что «Астана»?

Для большинства болельщиков тактика «Астаны» никогда не представляла загадки. Наша команда всегда боролась за самые высокие места на всех гонках, в которых принимала участие. Мы всегда старались собрать сильный коллектив, сплотив его вокруг одного лидера. У нас был Альберто Контадор, затем лидером стал Александр Винокуров. Сейчас на острие атаки Акула Винченцо Нибали. Правда, в отличии от прошлых лет, казахстанская команда все же немного сменила ориентацию, подписав ряд сильных спринтеров – Борута Бозича, Андреа Гуардини, Джакопо Гуарнери… И тем не менее сохранились и более глобальные задачи. В 2013 году Нибали оспорит лидерство лишь на «Джиро д’Италия». На Туре капитаном «Астаны» будет Якоб Фульсанг, а на «Вуэльте» - Янец Брайкович. Разделение труда? Да, возможно, но Акула может замахнуться и на Тур, если на родной гонке ничего не выйдет.