Каждую зиму в нашем чемпионате происходят многочисленные тренерские перестановки. И нынешнее межсезонье в этом смысле не стало исключением. По имеющимся на сегодня данным лишь три клуба из двенадцати, допущенных к участию в премьер-лиге, начнут очередное первенство с прежними наставниками. Мы решили проанализировать, почему и, главное, как меняют рулевых в казахстанском футболе.

Кадровая чехарда

Ниже мы публикуем список главных тренеров команд премьер-лиги за последние пять сезонов (2008-2012). Данные приведены по 14 клубам, которые являются более или менее стабильными участниками высшего дивизиона (ненадолго засветившиеся в нем «Казахмыс», «Сункар» и т. д. мы не стали брать в учет). Так вот, за этот период в них в общей сложности успели смениться 82 главных тренера, или в среднем по шесть в каждом клубе. То есть, если опять же брать в среднем, каждый из них не проработал даже одного полного сезона. И после этого мы еще удивляемся тому, что в чемпионате Казахстана, за редким исключением, практически нет команд с поставленной игрой – откуда им взяться при такой кадровой чехарде?

В последние годы только два клуба отличались постоянством в этом плане – «Актобе» и «Иртыш», к которым теперь приближается «Шахтер». Они же показывали наиболее стабильные результаты, практически ежегодно входя в тройку призеров. Впрочем, в «Актобе» недавно произошла смена главного тренера, и сейчас трудно сказать, как долго Владимир Никитенко продержится в команде, которая приучила своих болельщиков не только к высоким местам в турнирной таблице, но и зрелищной игре. Кстати, по сравнению с прошлым годом свои должности в клубах премьер-лиги сохранили лишь трое – Виктор Кумыков («Шахтер»), Талгат Байсуфинов («Иртыш») и Любомир Петрович («Тараз»). Во всех остальных командах появились (или появятся) новые рулевые.

Из таблицы видно, что рекордсменом по количеству главных тренеров, прошедших через один клуб, является «Атырау» – за пять лет в нем сменились 11 специалистов. Даже с учетом того, что некоторые исполняли эти обязанности временно (а один, Антон Шох, к сожалению, безвременно ушел из жизни), такая кадровая политика вызывает недоумение. Очень часто менялись главные тренеры в «Окжетпесе» – 10 раз, «Кайсаре» и «Востоке» – по 8, «Кайрате» – 7. Причем и в очередной сезон эти клубы вступят с новыми наставниками. Все они на протяжении последних лет не особо радовали своих болельщиков, довольствуясь борьбой за выживание, а то и вовсе покидая премьер-лигу. Трудно сказать, где тут причина, а где следствие (то ли неудовлетворительные результаты приводили к тренерским отставкам, то ли, напротив, тренерская чехарда не позволяла добиться нужных результатов), в каждом конкретном случае надо разбираться отдельно.

Что имеем – не храним…

Возьмем «Окжетпес». По итогам сезона-2011 команда под руководством Владимира Чебурина стала серебряным призером в первой лиге, что означало ее возвращение в высший дивизион. Наверное, тренер, выполнивший турнирную задачу, вправе был рассчитывать на продолжение сотрудничества с клубом. Особенно если учесть, что Чебурин уже заработал себе какое-никакое имя в казахстанском футболе. Напомним, в 2009-м ведомый им «Шахтер» после долгого перерыва стал призером чемпионата страны. И что не менее важно, карагандинцы показывали очень содержательную игру – стилистически отличную от той, что демонстрировал «Актобе», но тоже приятную глазу (на мой личный вкус, тогда «Шахтер» с точки зрения зрелищности выглядел симпатичнее, чем даже в чемпионские сезоны 2011-го и 2012-го). Однако в межсезонье руководство кокшетауского клуба предпочло Чебурину украинского специалиста Виктора Догадайло. А после 9 туров, в которых «Окжетпес» набрал лишь 3 очка и прочно осел на дне турнирной таблицы, оно призвало на помощь …Чебурина. Но что мог сделать в этой ситуации Владимир Николаевич, если ему досталась «разобранная» и в игровом, и в психологическом плане команда?

Абсолютно нелогичной выглядела и случившаяся в самом начале года отставка Альгимантаса Любинскаса. В 2011-м «Кайсар», имевший едва ли не самый скромный бюджет в премьер-лиге, под его руководством занял 8-е место, что в Кызылорде расценили как успех, и опытному литовскому специалисту предложили продлить контракт. Но в середине января, после первого учебно-тренировочного сбора, клуб неожиданно изменил свое решение. Фактически главным тренером стал Владимир Линчевский, при котором команда в пяти стартовых матчах не набрала ни одного очка (!). Иначе говоря, руководители «Кайсара» сами загнали себя в угол, и только после того, как Линчевского в пожарном порядке сменил Владимир Никитенко, кызылординская дружина стала выкарабкиваться наверх.

Зуд нетерпения

Иначе выглядит ситуация с Олегом Протасовым, тренерский потенциал которого для нас остался, в общем-то, загадкой – при нем «Астана» успела провести в чемпионате лишь шесть матчей. Стартовала команда средне – две победы, одна ничья и одно поражение в первых четырех турах. А затем были две игры, результаты которых и привели к отставке знаменитого в прошлом бомбардира. Сначала «Астана», выигрывая на чужом поле два мяча у «Тобола», тогдашнего лидера первенства, умудрилась пропустить три (2:3). А в домашнем матче с аутсайдером «Окжетпесом» и вовсе случилась катастрофа – она много атаковала, упустила массу голевых моментов, тогда как едва ли не каждый контрвыпад гостей оборачивался голом в ее ворота (1:4). Подобные конфузы случаются иногда даже с великими клубами и великими тренерами, и обычно к ним относятся философски. Но руководство «Астаны» не простило этого Протасову. Кстати, на тот момент «Астана» потеряла меньше очков, чем «Актобе», который впоследствии выиграл у нее спор за «бронзу». Трудно сказать, какое место заняла бы столичная команда, останься у ее руля Протасов, но вот тот факт, что при нем она показывала более атакующую игру, нежели при прагматичном Мирославе Беранеке, подтверждается не только чисто визуальными наблюдениями. Например, если в первых шести матчах первенства «Астана» забила 9 мячей (в среднем 1,50), то в последующих двадцати – 25 (1,25). Иначе говоря, если бы ее боссы не стали «менять коней на переправе», то, возможно, в нашем чемпионате было бы одной командой, играющей в зрелищный футбол, больше.

Вообще, «зуд нетерпения» присущ руководителям многих клубов – им вынь да положи результат прямо сейчас, они не хотят ждать. Причем результат настолько возведен ими в абсолют, что прочие обстоятельства нередко даже не принимаются в учет. Взять бывшего партнера Протасова по сборной СССР Виктора Пасулько. Его имя у болельщиков не только «Ордабасы», но и всего Казахстана еще долго будет ассоциироваться с редкими по эмоциональному накалу и степени драматизма июльскими матчами против «Ягодины» и «Русенборга». Дебют шымкентской дружины в еврокубковом турнире, несомненно, получился ярким. Но те поединки отняли у «Ордабасы» слишком много сил и нервов, и в августе они, до этого реально претендовавшие на медали чемпионата РК, потерпели три поражения подряд (одно из них – дома от «Шахтера» в памятном матче 20-го тура, сопровождавшемся беспорядками на трибунах, которые были вызваны недовольством рядом судейских решений). После этого команда практически потеряла шансы на призовое место, что позже и было поставлено в вину Пасулько. Уже по окончании сезона спортивный директор ФК «Ордабасы» Баглан Ергешев сообщил, что перед Пасулько ставилась задача попасть в первую тройку, хотя ранее такая цель вроде бы не озвучивалась. Медали чемпионата плюс успешное выступление в еврокубковом турнире – не слишком ли многого требовали от главного тренера команды, которая располагала относительно скромными финансовыми возможностями и даже, по словам Пасулько, добиралась на отдельные матчи поездом?

Кстати, симптоматично, что в обоих клубах («Ордабасы» и «Актобе»), которые прошли в еврокубках дальше других представителей Казахстана и проиграли только будущим участникам группового этапа Лиги Европы, главным тренерам в итоге указали на дверь. Борьба на два (а с учетом розыгрыша Кубка Казахстана, даже на три) фронта всегда чревата издержками…

Камни вслед

Ладно, допустим, руководителям клубов виднее и они знают, что делают. Но в любом случае процесс смены тренеров должен проходить цивилизованно, без бросания камней в уходящих, с соблюдением юридических и общепринятых морально-этических норм. К сожалению, в нашем футболе нередко даже проститься по-человечески не могут.

Например, вслед тому же Пасулько из уст спортивного директора ФК «Ордабасы» прозвучали обвинения в том, что немецко-украинский специалист «распустил» команду, что многие игроки не хотят тренироваться под его началом и т.д. и т.п. Возможно, Ергешев говорил это как бы в ответ на обращение болельщиков, требовавших продления контракта с Пасулько, но ведь надо подбирать выражения и тональность. И, потом, он как-то быстро забыл, что именно после прихода весной 2011-го Пасулько команда добилась первых за долгие годы серьезных достижений – это выигрыш Кубка и Суперкубка РК, уже упомянутый дебют в квалификации Лиги Европы, где «Ордабасы» проявил себя очень достойно. Думается, бывший главный тренер заслуживал хотя бы скупых слов благодарности за проделанную работу, но он услышал другие слова, вынудившие его выступить с весьма эмоциональной отповедью, в которой он совершенно иначе обрисовал положение дел в клубе. Помимо всего прочего, Пасулько заявил, что Ергешев требовал включать в состав своего сына-»лимитчика», из-за чего на поле не могли выйти другие молодые футболисты, более достойные места в «основе». И как после этого выглядит репутация ФК «Ордабасы» и его менеджмента?

В отличие от руководителей шымкентского клуба, их костанайские коллеги не забыли выразить признательность теперь уже бывшему главному тренеру – Вячеславу Грозному. Тем не менее процесс расставания с ним оставил ряд вопросов. По окончании чемпионата, как информировал официальный сайт «Тобола», аким области Нуралы Садуакасов, сообщив о назначении нового директора ФК, добавил: «Тренерский штаб во главе с Грозным Вячеславом Викторовичем остается, чтобы с этого дня заниматься формированием команды». 15 декабря, в тот самый день, когда истекал срок контракта с украинским специалистом, на том же сайте было опубликовано интервью с ним. «Вячеслав Грозный напомнил, что еще в октябре были достигнуты договоренности с администрацией клуба и акимом области о продолжении его работы в Костанае», – говорится в тексте. Далее приводятся слова тренера о том, что у него были предложения из других клубов: «Но я обещал и приехал работать. Я не могу подвести акима». Однако спустя две недели в «Тоболе» назначили нового главного тренера. Можно только догадываться о причинах столь резкого изменения отношения к Грозному – не исключено, что руководители и кураторы «Тобола» не захотели оставлять в команде словоохотливого наставника, чьи комментарии не раз становились поводом для конфликтов с ФФК. Но зачем надо было вводить человека в заблуждение, обещая продлить контракт? Почему нельзя было сразу сказать ему все как есть, чтобы он мог начать поиск других вариантов своего трудоустройства?

Финты с бумажками

Весьма показательна и история с отставкой Владимира Муханова. В качестве обоснования этого решения президент ФК «Актобе» Сагат Енсегенулы привел следующий аргумент: команда не выполнила стоявшую перед ней задачу выйти в групповой этап Лиги Европы. Он даже произнес такую фразу: «Свободно могли пройти бельгийский «Генк», но не прошли». И это о «Генке», который позже, на групповой стадии, занял первое место в своем квартете, не потерпев ни одного поражения, и более чем уверенно вышел в 1/16 финала второго по значимости еврокубкового турнира?! Интересно, в каких облаках витают такие «знатоки» футбола?

Но самое печальное даже не это, а то, как президент клуба чисто по-чиновничьи манипулировал бумажками. Вот как он сам описывал свои действия после того, как Муханов по окончании матча с «Акжайыком» подал заявление об уходе по собственному желанию: «Сняв копию, я передал оригинал заявления директору клуба. Именно эту копию аким области и порвал, когда встречался с командой, чтобы поднять дух футболистов» (тут надо напомнить, что контракт с российским специалистом действовал до конца 2013 года). Разумеется, не подозревавший о подмене Муханов принял на веру «мужское слово» акима и президента ФК. Но по окончании чемпионата спрятанный в сейф оригинал заявления был предъявлен как документ, юридически закрепляющий право клуба досрочно расторгнуть контракт без выплаты компенсации. Причем Сагату Енсегенулы, похоже, даже невдомек, что он поступил, мягко говоря, не совсем порядочно – видимо, в среде казахстанских чиновников (Енсегенулы уже долгое время руководит областным управлением финансов) подобное в порядке вещей. И можно понять Муханова, который так прокомментировал ситуацию «Это был довольно-таки грязный прием».

Похожий «финт с бумажкой» провернули и в «Кайсаре» – с уже упомянутым Любинскасом. Вот что рассказал в интервью автору этих строк литовский тренер: «Они сами (руководители клуба. – Прим. авт.) изъявили желание продлить со мной контракт на 2012 год. Мы даже подписали такой контракт с Ермеком Кукетовым (директор ФК «Кайсар». – Прим. авт.), у меня есть его экземпляр с печатью». Однако, как позже уверяли представители клуба, то был вовсе не контракт, а некий документ, позволяющий Любинскасу выезжать с командой на заграничные сборы. Но если это и так, то почему человеку не сказали честно, какие бумаги он подписывает? Зачем надо было морочить ему голову? Разве солидные и ответственные люди так поступают?

Кстати, об ответственности, а точнее о том, как ее понимают патроны «Кайсара». В конце декабря в газете «Жас Алаш» было опубликовано интервью с начальником Кызылординского областного управления спорта, который назвал преемника Любинскаса в «Кайсаре» – Линчевского – чуть ли не главным виновником финансового кризиса, охватившего клуб. Хотелось бы спросить у чиновника: а куда смотрел тогдашний директор ФК, назначенный, как говорят в Кызылорде, по его протекции? И вообще, с каких это пор главный тренер (а формально Линчевский даже им не был) стал отвечать за финансовые дела в клубе?

Футбольная азиатчина

Совсем недавно неприятная история произошла и в «Атырау». Она получила довольно широкое освещение в СМИ, поэтому лишь вкратце напомним суть. Руководство клуба пригласило на должность главного тренера Александра Голоколосова и даже вроде бы подписало с ним контракт на 2013 год. Но через несколько дней был назначен новый директор ФК «Атырау», а в качестве будущего наставника команды стал фигурировать другой специалист – черногорец Миодраг Радулович. На вопрос журналиста газеты «Время», что теперь делать Голоколосову, начальник Атырауского областного управления спорта ответил так: «Кто с ним договаривался, тот пусть и отвечает». Но ведь если контракт действительно был подписан и если предыдущий руководитель ФК имел на то полномочия (что вероятнее всего), то в любом случае должен будет отвечать клуб как юридическое лицо, в том числе и по финансовым обязательствам перед Голоколосовым, надумай последний требовать компенсации. А новому спортивному директору при вступлении в должность, наверное, следовало сначала изучить, какие соглашения заключил его предшественник. Это азбучная истина. Кстати, менеджмент «Атырау» далеко не в первый раз попадает в столь щекотливые ситуации, что, наверное, свидетельствует об уровне людей, туда назначаемых.

Все приведенные выше случаи произошли в течение лишь одного года. А если мы начнем вспоминать предыдущие сезоны? Возникает резонный вопрос: неужели боссы отечественных клубов так никогда и не научатся цивилизованно строить отношения с тренерами? Похоже, даже десять лет пребывания Казахстана в европейской футбольной семье так и не вытравили из них проявлений азиатчины, в худшем смысле этого слова.

Кстати, большинство специалистов, с которыми в 2012-м обошлись не очень красиво, являются иностранцами – Муханов, Любинскас, Пасулько, Грозный, Голоколосов. А ведь казахстанский футбол и без того имеет не очень хорошую международную репутацию…

Женис БАЙХОЖА