Серик ушел. Вместе с ним ушло еще многое другое. Увы, но нас покинул не только хороший футболист, перспективный тренер и большой человек. Серик Жейлитбаев олицетворял собой целую футбольную романтику. Олицетворял то, что он больше всего ценил в игре.

Лично я потерял близкого друга. Последние четыре года мы с Секой близко общались, часто встречались, смотрели вместе футбол и могли часами говорить о нем. Я не знаю другого человека, кто так любил футбол именно как предмет искусства. И не любил в нем всего того, чем он сейчас наполнен, – прагматизм, жесткость, а порой жестокость. Всякие там «катеначчо», «ауты/стандарты», «автобусы в штрафной» – это все Секе было неприятно. Он всегда считал, что люди приходят смотреть на зрелище и им нужно его давать. Причем в «добром» виде. То есть с джентльменским духом, с благородным отношением. При этом Серик очень любил всякие интересные тактические задумки тренеров. В общем, он любил футбол в его самом романтичном виде. Наверное, поэтому мы с ним редко пропускали матчи «Барсы», а потом живо обсуждали их. Точнее, он объяснял, а я слушал. Мне этих бесед будет не хватать.

Говорят, что о том, какой человек, можно судить по его друзьям. Его окружали такие верные друзья, как Руслан Балтиев, Юрий Новиков, Самат Смаков, Алмас Кулшинбаев, Алексей Клишин, Андрей Островерхов, Роман Вороговский, Евгений Набойченко, Рафаэль Уразбахтин, Азамат Ниязымбетов, Пиралы Алиев, Вячеслав Соболев, Ренат Абдулин и многие другие. Были такие старшие товарищи, как Дмитрий Огай, Аскар Кожабергенов. Все они бились за жизнь своего друга. Любой из них вам расскажет о Серике гораздо больше меня и гораздо интереснее. Но каждому при этом будет больно так же, как и мне. Эти строки даются нелегко. Потому что тяжело осознать, что этот улыбчивый, добрый и скромный парень больше не придет и футбол мы больше не посмотрим.

Жизнь – странная штука. Ты ее любишь и ненавидишь одновременно. Любишь, когда она тебя сводит с такими светлыми людьми, и люто ненавидишь, когда она таких людей у тебя забирает. Жестоко, бесцеремонно и несправедливо. Человечество – тоже странное явление. С каждым годом оно изобретает множество гаджетов, спутников, биологическое оружие, запускает шаттлы в космос, но не может придумать лекарства, которые стопроцентно могут побороть рак.

Увы, пройдет лет 90, и новое поколение людей плохо будет помнить, кто был такой Серик Жейлитбаев. Да и рекорд по его проведенным матчам в чемпионатах Казахстана наверняка кто-нибудь побьет. Но сейчас, пока эти 90-100 лет не прошли, мы должны знать, человеком какого масштаба он был.

О том, каким он был игроком, говорили многие. Бывший главный тренер сборной Казахстана Сергей Тимофеев называл его «наш Зидан». А сам Серик лишь скромно улыбался и всегда уточнял, что Тимофеев не имел в виду даже такой масштаб, как Казахстан, а говорил лишь об «Иртыше». Однажды Серик оказался в компании, которая затеяла драку с другой компанией. Оказалось, что вторых гораздо больше, чем первых. Ну, первые и ретировались с места событий. Не побежал один Серик. И не потому, что он махал ногами как Брюс Ли или мог убить всех бандитов, как Джон Макклейн, а просто потому, что это не в его характере. Он никогда не избегал трудностей. Кстати, та внушительная компания, увидев, что человек не испугался, не стала ничего предпринимать и просто удалилась.

Нападающий Алибек Булешев о скромности Серика говорил так: «Я бы с фамилией Жейлитбаев парковал машину в центре поля, и мне бы никто не возразил, так как я – Жейлитбаев. Но он ищет место на стоянке».

Практически каждый, с кем я когда-либо говорил о Серике, подчеркивал его скромность, доброту, отзывчивость, тонкое чувство юмора. И ни разу я не слышал, чтобы кому-то Сека не понравился чем-то. Он не старался понравиться, но у него это получалось автоматически. На поле он никогда не пользовался подлыми штучками, не бил никого исподтишка, не прыгал в ноги сопернику со всей скорости. Он всегда был благородным футболистом. Если отдавал передачу партнеру, то делал это своевременно и с максимальной точностью. А его удары со штрафных наводили страх и ужас на всех без исключения вратарей в Казахстане.

Увы, были и те, кто пользовался его добротой, доверчивостью. Например, бывшие боссы «Кайрата» так и не отдали ему и еще нескольким футболистам деньги за 2008 год. Думаю, что в аду их поджарят как следует. Бог им судья.

Всевышний забирает лучших. Так говорят. Мы можем мириться с этим, можем не соглашаться, противиться, но ничего не поделать. Каждый из нас когда-нибудь окажется там, по ту сторону жизни. Надеюсь, там мы с Сериком еще не раз сыграем в футбол, а потом его обсудим. И что хотя бы там в футболе будет романтика. Прощай, мой друг!Айдын КОЖАХМЕТ