Тренер Гани Тулеуф в Актобе личность почти легендарная. Ведь он воспитал чемпиона мира Андрея Еськина (Базуку). В этом году Гани исполняется 50 лет. И в канун полувекового юбилея он поделился с читателями «Эврики» самыми сокровенными тайнами. Так, он рассказал о...

О фамилии

— Мой папа, когда пришло время делать документы, обратился в алгинскую канцелярию, а там паспортистка была то ли глухая, то ли неграмотная, и записала его фамилию на слух: Тулеуф. Так оно и сохранилось до сих пор. Зато фамилия наша редкая, ни у кого такой не встречал.

О детстве

— Я вырос в районе Татарки. Там и был мой первый боксёрский матч, если так можно выразиться. Пацаны постарше раздобыли где—то пару перчаток. Это сейчас в перчатках поролон, а тогда их набивали конским волосом, и били они побольнее кулаков. Так вот, пацаны устраивали «матчи» между нами, на бетонной площадке за старой мечетью. Назначали, кто с кем дерётся. Отказаться или убежать — значит надолго прослыть трусом среди ребят.

О брате

— В конце 60—х все мальчишки увлекались боксом. Мы со старшим братом частенько дома боксировали. Поначалу у меня получалось с ним справляться, а потом он пришёл в спортивную секцию. Силы уже стали неравными. Ну, и я записался туда же. Если бы не брат, может быть, и бокса в моей жизни не было бы.

О первом бое

— Никогда не забуду тот день в 1971—м, когда впервые пришёл в ДЮСШ. Зал тогда только построили. Эти шкафчики для переодевания, настоящую спортивную форму. Тогда тренеры проверяли характер мальчишек. Я маленького роста, а меня поставили в первый день со здоровым парнем, который уже год занимался. Узнавали, струшу или нет. Я тогда со всей силы ему в нос стукнул кулаком так, что парень свалился. Не от смелости ударил, а от волнения. Дрался, как на улице привык.

О маме

— Моя мама — волевая женщина, с характером. Когда я занялся боксом, она ни слова не сказала, что я теперь буду побитый приходить. Даже, наоборот, стала мне готовить творог, обезжиренный домашний. Такой, как спортсмену и нужен. Она считала, что мужчина должен быть сильным. И за себя постоять, и свою женщину защитить. Нас 5 братьев в семье, и все связали жизнь со спортом.

Об уличных драках

— Сколько раз бывало, что на улице меня задирали! Я ведь маленький, невысокий, и не скажешь, что боксёр. С виду — находка для шпаны. Иногда приходилось и руки в ход пускать, даже вспоминать не хочется об этом. Нельзя это мастерство направлять на злое дело. Вот когда просто разговорами, да волевым стержнем, что внутри, удавалось избежать драки, и сохранить спокойствие, вот этими моментами я горжусь. Хороший тренер в первую очередь волю человека воспитывает, характер, а не силу удара или тактику боя.

О любви

— Супруга — полная мне противоположность. Я — спокойный, уравновешенный, а она — эмоциональная. С ней я тоже благодаря спорту познакомился. Мы ехали в одном поезде, я на соревнования с командой, а она — на работу со студенческим стройотрядом. Мы все там шутили, знакомились, разговорились и выяснилось, что девушка, которая мне, очень понравилась, любит смотреть бокс. Причём знает теорию получше иного тренера! Два года мы переписывались, ведь она жила далеко, в Баянауле. Потом решили пожениться. Она и сейчас мой главный тренер и главный критик.

О своих учениках

— Многие мои воспитанники стали чемпионами. Кто—то ушёл из бокса и устроился в силовые структуры, кто—то в бизнес. Но я не делю ребят на неспособных и талантливых. Мне важнее воспитать у мальчишек характер и волю. В этом моя главная задача, как тренера. Не устаю им повторять, что бокс — это в первую очередь самодисциплина. Боксёру не только сила нужна, но и голова. Недавно парни решили мне сделать сюрприз перед днём рождения. Все собрались в один день и поздравили. Правда, почему—то на месяц раньше. Такое внимание — для меня лучшая награда.

О собственной тактике

— С каждым из ребят у меня своя тактика. Кого—то разозлить надо, кого—то, наоборот, успокоить перед боем. Важно, чтобы ненависти не было, недаром на ринге боксёры друг другу руки пожимают. Соперничество должно быть, а злобы — нет.

О тяжёлых временах

— 90—е годы были нелёгкими для актюбинского бокса. Многие тогда поуходили. И тренеры, и ребята. Хорошо хоть спонсоры из фирмы «Путь» нам тогда помогали, как могли. Если бы не они, наверное, и не было бы сейчас бокса в Актобе. Мы перестали ездить на спартакиады, и до сих пор редко участвуем, а это очень важно для развития ребят. Надо же обмениваться опытом, изучать тактику других спортсменов, состязаться с новыми партнёрами.

О нынешнем поколении

— Если сравнивать с прежними временами, то ребята сейчас пошли хлипкие. У многих проблемы со здоровьем, хотя живут они легче, и питаются вкуснее. Может быть, потому что раньше многие хозяйство держали, а там силы нужны. Но мы и с этим справляемся. Годик регулярных тренировок, сбалансированное питание — и прежних слабеньких ребят уже не узнать.

О Базуке

— Андрей Еськин ко мне почти случайно попал. Он приходил сюда ради футбола. Ребята после тренировок в футбол играли на стадионе и принимали других пацанов в команду. Я сразу заметил, что парень спортивный, выносливый, и тактикой на футбольном поле владеет. А потом Андрей так сдружился с моими ребятами, что решил тоже на бокс записаться.

О коммерческом боксе

— Обидно, когда бокс превращается в шоу—бизнес. Как, например, этот скандальный матч Тайсона и Холифилда, где Майк ухо откусил. Это зрелище делается только ради денег и ничего общего со спортом не имеет.