Сказать откровенно, организовать интервью с главным тренером «Тараза» Любомиром Петровичем было нелегко. Ни просьбы журналистов, ни уговоры руководства клуба не могли заставить 65-летнего специалиста побеседовать с прессой после неудачных матчей. Ответить на вопросы серб решил во время небольшой паузы в чемпионате, и сделал это, как и подобает настоящему профессионалу - четко и откровенно...
 
– Г-н Петрович, накануне вашего приезда в Казахстан прошла информация, что вы рассматриваете несколько предложений от российских клубов. Почему в итоге выбор был сделан в пользу нашего чемпионата?
– Действительно из России были предложения. Но не прямо накануне решения принять «Тараз». Меня звали в «Ростов», когда там играл Милош Крушич (нынешний тренер «Тараза», ассистент Любомира Петровича. – Прим. авт.). Президент клуба Иван Игнатьевич Саввиди сделал предложение, но мы не смогли договориться. Что касается «Луча-Энергии», там я уже договорился, но кто-то потом вмешался, и вместо меня пригласили хорвата Булича, но он там пробыл всего два месяца. В общем, я был свободен, когда мой агент рассказал про команду, у которой были в прошлом хорошие результаты, но последние несколько лет клуб буквально борется за выживание. По его словам, губернатор (аким. – Прим. авт.) ведет поиск европейского специалиста, для того чтобы вернуть прежние традиции. Мне, как и еще нескольким тренерам, предложили приехать со своей концепцией, чтобы встретиться с Канатом Бозумбаевым.
Мы поговорили с Бозумбаевым. Он сказал, что у нас многого нет. Даже нормальной базы. Но со временем все будет. Я рассказал, как мне видится возрождение команды. Наши взгляды, видимо, совпали, потому что мне предложили подписать контракт. Это было в ноябре или декабре, а уже весной у «Тараза» действительно появилась отличная база, где есть все для нормальных тренировок. Репутация Казахстана, где что обещают, то делают, подтвердилась. Так мне и рассказывал о стране Боян Тркуля, с которым я знаком по работе в болгарском «Левски». От него я впервые узнал о вашей стране, еще до приглашения в «Тараз». В общем, итоговое решение принималось под девизом: «А почему бы и не попробовать?!»
 
«Работать можно везде, где приносишь пользу. А жить лучше всего дома»
– Казахстан не пугал? Все же это не европейская страна, есть свои климатические и бытовые особенности.
– Нет, не пугал. Я работал в разных странах, в том числе и в Азии. Поэтому никаких проблем не было. Футбол везде футбол. Если ты действительно умеешь это делать, то везде будет получаться. Так что ничего я не боялся.
– Вы объездили много стран, где бы хотели остаться навсегда?
– Работать можно везде, где приносишь пользу. А жить лучше дома. Особенно это понимаешь с возрастом.
– Вы еще в Америке работали, как там с футболом?
– Там я не тренировал, а играл в мини-футбол. Но совершенно очевидно, что в США народу все больше и больше нравится футбол. И их сборная становится лучше и лучше. Американцы очень быстро могут стать одними из фаворитов мирового футбола. Думаю, это из-за условий, которые там создают для развития детского спорта. Кроме того, они могут пригласить талантливых игроков со всего мира и предложить им принять гражданство. Но главная причина, по которой я верю в потенциал американского футбола, – это современные детские центры, которые есть даже в маленьких городках.
– Ваша семья всегда в Сербии остается?
– Они со мной жили в Испании и Греции. Дети ходили там в школу.
– Это, наверное, не совсем удобно?
– Все мы привыкли, и я, и семья. Бывает так, что я один день вижусь с женой, детьми, внуками, а на второй уже уезжаю. У меня сын и дочь взрослые, и теперь уже есть трое внуков. Кстати, дети были в Таразе, им здесь тоже понравилось.
– Какие у вас отношения с главным тренером молодежной сборной Казахстана Слободаном Крчмаревичем? Вы знакомы с ним лично?
– Да, знаком. Нормальные, рабочие отношения. Хотя как смотреть, он ни у кого почти не выигрывал со своим клубом, только нас побеждал. В общем поступил как враг (смеется). Так сказать, отыгрался на своих. Хотя он в этом, конечно, меньше всего виноват. В последней игре против «Жетысу» мы должны были вести в счете 3:0, но не реализовали свои моменты. Это же не Крчмаревич виноват, а мы сами. Иногда мы с ним общаемся по вопросам сборной. Он просит посмотреть того или иного молодого игрока, когда с ними играем. Сейчас я посоветовал ему попробовать Шерхана Бауыржана. Посмотрим в сентябре – оправдает парень наши надежды или нет.
– Какая позиция на поле является идеальной для Исламхана? Крчмаревич предпочитает использовать его в центре… Можно сказать, что вы «подглядели» у него это?
– Нет, нельзя так сказать. Хороший игрок хорошим бывает, только когда умеет правильно действовать на всех участках поля. В «Таразе» Исламхан играет и в центре, и справа, и слева. Причем на флангах у него иногда получается играть лучше, чем в центре.
 
«Исламхан еще не знает, что значит быть капитаном»
– А почему Исламхан какое-то время был капитанам, а теперь выходит без капитанской повязки? 
– Вы, наверное, слышали про Драгана Стойковича? Его в 17 лет пригласили в команду «Раднички» как одного из самых талантливых игроков. И сразу доверили капитанскую повязку. Так «Раднички» воспитывали новую футбольную звезду. Он потом действительно стал великим игроком. Мы тоже хотели воспитать из Исламхана звезду, но здесь другая ситуация. Он еще не знает, что значит быть капитаном. Это не его вина, а показатель того, что детский футбол неправильно развивается. Бауыржан не знает, что он ответственный за многие вещи как на поле, так и вне поля, он должен быть лидером, он должен быть авторитетом. То, что мы хотели, к сожалению, пока не получилось. Но Исламхан от природы большой талант. Я думаю, что он будет работать над собой. Во всяком случае, сейчас он делает правильные выводы из наших подсказок. Очень старается. Но пока ему еще не хватает опыта, и поэтому он делает ошибки, как, например, в игре с «Акжайыком». Тогда было пару штрафных, которые надо просто подавать, а он придумывал комбинации, которые никто из партнеров не понял. Это сигнал, что он еще не созрел. Но это не крест на его биографии, а подсказка нам, тренерам, чтобы мы поработали над ошибками.
– Клуб несколько раз наказывали за то, что вы выходили за границы технической зоны. Суммы штрафов внушительные. Руководство ничего не говорило вам по этому поводу?
– Руководство просит больше этого не делать. Это было в начале. Я не знал, что здесь с этим все так строго. Вы сами смотрите футбол по телевизору, и видите, что в европейских чемпионатах тренеры часто покидают техническую зону. Там нет такого, чтобы вышел на шаг за нее – и тебя сразу оштрафовали. Я думаю, не так важно, что я нахожусь за технической зоной. Сейчас я уже слежу за тем, чтобы не выйти из зоны, потому что судьи обращают на это большое внимание. Хотя лучше если бы они обращали внимание на другие вещи, а не на то, вышел я на полшага за пределы технической зоны, или нет.
– Останетесь ли вы в команде по окончании сезона, если она не выйдет в еврокубки?
– Таких задач перед «Таразом» никто не ставил. Мы работаем, чтобы сформировать настоящую команду, не на год-два, а на много лет. Решение о продлении или окончании контракта будет приниматься по окончании чемпионата. Вот и все, что я пока могу сказать на эту тему.
– Казахстан, возможно, будет в скором времени проводить чемпионат по формуле осень-весна. Что вы думаете по этому поводу?
– Казахстан находится в УЕФА, и календарь чемпионата должен быть как европейский. Я думаю, что это нормально.
Но, конечно, сначала надо обратить внимание на инфраструктуру. Необходимо строить манежи с крытыми трибунами и поля с подогревом. Я уверен, что в Казахстане это возможно. Мне, во всяком случае, эта идея нравится.
 
Алым ЖАЛЕЛОВ
Подготовлено при содействии пресс-службы ФК «Тараз»