Четырехкратный чемпион Казахстана по футболу «Актобе» последний раз видел золото в 2009-м. После этого два сезона подряд команда российского специалиста Владимира Муханова оставалась без чемпионства. При этом ФК «Актобе» остается самым успешным казахстанским клубом на европейской арене, хотя и ему основной раунд Лиги Европы пока не покорился.

Минувшим летом клуб получил очень сильное укрепление в виде легионеров из Молдавии, Узбекистана и Чехии. О том, как долго новоприбывшие футболисты пробудут в команде, почему нашим клубам никак не удается пробиться в осеннюю стадию евротурниров, когда «Актобе» снова поднимется на вершину отечественной премьер-лиги, в чем бельгийский «Генк» превосходит любой казахстанский коллектив и о чем главный тренер актобинцев будет говорить с акимом области, рассказал корреспонденту «PROСПОРТ» в минувшую среду сам Владимир Муханов.

– Владимир Васильевич, как на поражение от «Генка» отреагировали руководители областной футбольной федерации и непосредственно аким? Надо понимать, что сделанные недавно приобретения были нацелены на выход в группу Лиги Европы?

– Ярко выраженного негатива не было. Просто все расстроены, что мы могли пройти «Генк», ноне прошли. А усиление состава, приобретение игроков производилось не только для успешного выступления на международной арене, но и для достижения поставленных задач во внутренних соревнованиях.

«У каждого из них база заложена такая, что это проявляется в их способности играть на скорости так, как мы можем пешком или в среднем темпе»

– То есть катастрофы не случилось? Требований – во что бы то ни стало пройти в группу – перед вами не ставили?

– Нет. Мы пытаемся все время повысить для себя планку и рвемся в Европу. Но все же вменяемые люди и понимают, что у нас развивающаяся молодая страна, где экономика, политика, искусство, футбол – все на стадии становления. Что значит «должны» в спорте?! Безусловно, надо прилагать все усилия, но гарантий никто дать не может. К сожалению, мы опять остановились недалеко от решения поставленной задачи.

– Знаю, что сразу после ответной игры вас вызывали в акимат…

– Да, но пока напрямую с акимом поговорить не удалось. Думаю, наша беседа состоится на этой неделе до игры с «Иртышом».

– Вы, понимаете, какие вопросы будут обсуждаться?

– Вопросы у нас все время одни и те же – футбольные. Положение дел в чемпионате, в Кубке страны.

– Но ваша позиция на тренерском мостике «Актобе» остается незыблемой?

– Я никогда не чувствовал, что моя позиция незыблема. Даже в золотые годы, когда мы были чемпионами, постоянно ходили слухи, что меня вот-вот снимут. Я всегда повторяю: таков антураж тренерской работы. Когда тебя назначили, сразу будь готов к тому, что рано или поздно тебя снимут.

– Вы рассматривали перед ответной игрой с бельгийским клубом вариант игры с двумя форвардами? Могли бы Бикмаев или Лисенков сыграть вместе с Гейнрихом в центре нападения. Ведь в первой игре было заметно, что возрастной, да еще и перенесший недавно травму, Гейнрих в одиночку не справляется с обороной «Генка»…

– Я так скажу: для того чтобы говорить о нападающих, надо выстроить организацию игры до ворот. Если говорить о философии футбольной, она у меня такая, многие об этом знают: несмотря на соперника, надо навязывать ей свою волю. Это значит контроль мяча, не меньше, чем у соперника. Тогда можно предсказывать, как будут развиваться события в последней стадии атак. Не так уж важно один у тебя нападающий на поле или два. Важнее командные действия группы игроков атаки. Сейчас можно поговорить о том, сколько надо было выпускать нападающих. Нам что ли надо было играть длинными забросами от своей штрафной вперед и гадать, зацепятся Гейнрих с Лисенковым за мяч или нет? А обыграть двух центральных полузащитников «Генка» в центре поля? Ну, извините, нам в три центральных полузащитника не удавалось захватить полностью инициативу. Ну и вообще все эти разговоры о количестве нападающих уже неактуальны. Не от этого все зависит.

– Если удастся сыграть с «Барселоной», тоже будете бороться за контроль мяча?

– Вы говорите об идеале сегодняшнего футбола. Курбан Бекиевич, да и не только он один, нашел, как можно играть с этой командой. «Челси» наглядно это продемонстрировал нынешней весной. Каталонцы бы просто не дали нам мяч – мы говорим сейчас о пустом. Пришлось бы волей-неволей защищаться. Но если ты все время играешь в состоянии обреченного с надеждой на какой-то случайный мяч – это одна позиция. А другое дело ждать, когда соперник, который держит тебя за горло, отпустит, тогда надо делать свою игру. Это просто необходимо – иначе ты не будешь развиваться.

– Что вы думаете о перспективах «Генка» в нынешнем розыгрыше Лиги Европы?

– «Генк» будет играть с швейцарским «Люцерном» в плей-офф. Думаю, «Генк» пройдет. Если мы говорим о «Генке» и о нас, бельгийцы, – это все же другое измерение, европейское. Каждый из них сильнее нас чисто физически. По скорости с их игроками может сравниться, наверное, только Бикмаев из «Актобе». Что касается техники, у каждого из них база заложена такая, что это проявляется в их способности играть на скорости так, как мы можем пешком или в среднем темпе. Это тоже бросается в глаза. Нужно сказать и о тактической подготовке – в «Генке» практически нет игроков, которые были бы не способны перестроиться на другую схему по ходу игры. Против нас они играли ромбом в середине, в четыре игрока, что очень удобно для перестановок по ходу матча. Все игры, которые я просматривал, там они играли по-другому. Их начали учить тактическим вариантам не тогда, когда они пришли в команду, а с раннего детства. Что мы могли им противопоставить? Только игровую дисциплину и организованную командную игру, помноженные на огромное желание, волю и все остальное… Мы должны были сыграть дома свой лучший матч. Тогда были шансы на итоговый успех.

«Все вопросы по контрактам я обсуждаю с акимом»

– Перенос двух ваших матчей в премьер-лиге не мог негативно сказаться на игровом тонусе игроков?

– Думаю, что это не главная причина. Недельный цикл – это привычный режим работы, методически проверенный. И в таком графике легче готовиться к игре, нежели в плотном календаре.

– Появились слухи, что «Генк» сделал «Актобе» неофициальное пока предложение о приобретении кого-то из игроков…

– Нет. Никто никуда не обращался. Думаю, тренер гостей просто сказал несколько слов журналистам о наших игроках, потому что отнесся к нам с симпатией. Это и стало причиной таких слухов.

– Несмотря на заявления главного тренера бельгийцев Беена о том, что лучшими в составе «Актобе» он считает Хайруллина и Смакова, мне больше других в ответном матче понравился Байер. И поэтому интересно, на какой срок рассчитан его контракт и есть ли вероятность подписать этого футболиста сразу на 3–4 сезона?

– Контракт рассчитан до конца 2013 года. О продлении будем думать следующей осенью.

– Не боитесь, что уведут игрока?

 - Ну а что поделаешь? Все вопросы по контрактам я обсуждаю с Акимом, и эту тему мы пока не затрагивали.

– У вас в минувшее межсезонье подобрался очень крепкий коллектив, которому пока не хватает сыгранности. Есть уверенность, что пришедшие ныне легионеры останутся в команде и по окончании нынешнего чемпионата?

– Да, правильно. Коллектив пока не сыгран, мы еще двух месяцев не играем этим составом. Потому огрехи во взаимопонимании присутствуют. И это тоже стало причиной того, что мы не смогли сделать решающий рывок к плей-офф Лиги Европы. По контрактам ситуация такая – Кападзе, Бикмаев и Байер имеют соглашения на два года. По Гейнриху и Ковальчуку, их контракты истекают в этом году, будем обсуждать с акимом.

«Допускаю, что кто-то инкогнито решил заняться слежкой за нарушителями режима»

– В последние дни в прессе только и говорят о том, что у казахстанских футбольных клубов нет необходимого опыта выступлений на международной арене для того, чтобы добиваться побед в матчах с сильными командами, чтобы не пропускать голы на последних минутах и отстаивать добытое преимущество. Главным выводом всех рассуждений служит мысль о том, что нашим командам никак не удается привить психологию победителей. Почему это происходит, на ваш взгляд, на протяжении уже стольких лет?

– Психология победителей куется только победами. В нынешнем чемпионате Казахстана подобралось несколько крепких команд, которые претендуют на призовые места и чемпионство. При этом нет ни одной команды, которая могла бы похвастать стабильностью и постоянно бы побеждала. Но Европа – это особая статья. Там у каждого соперника психология победителя. Что случилось с нами в игре против «Генка»? Задавил груз ответственности. Увидели, что можем пройти, и в этот момент дрогнули. И еще я хотел бы отметить одну вещь: поскольку мы готовились в недельном цикле, говорить о том, что не хватило сил, не приходится. Значит, здесь имеет значение то, насколько футболисты профессионально готовились к игре, насколько они были отрешены от всех проблем и сосредоточены на главной цели. Был ли соблюден режим, и в том смысле – правильно ли была распределена нагрузка, и в том, позволяют ли себе игроки то, что может помешать. Много есть моментов, которые повлияли на нашу игру. Соперник был силен, у него не было откровенных слабых мест. А мы, хоть и нашли то, на чем можно обыграть «Генк», воспользоваться этими моментами не сумели.

– Кстати, о режиме. Это правда, что в Актобе кем-то была проявлена инициатива премировать болельщиков, которые смогут предоставить свидетельства нарушений футболистами спортивного режима, сфотографируют их в питейном заведении или ночном клубе?

– Про премии я, признаться, не знаю. По-моему, это какой-то бред. Но у нас действительно в правилах есть статья, которая запрещает игрокам после 11 часов вечера находиться в ресторане, что бы он там ни делал. Допускаю, что кто-то инкогнито решил заняться слежкой за нарушителями режима.

– Что стало причиной появления в контрактах такой строгой статьи?

– Это ведь общемировая практика. Везде следят за этим. И Балотелли, и Роналдо попадались. Мы просто решили сделать еще один шаг в сторону более профессионального подхода к работе. Очень многое лежит в области профессионализма. После того как у футболиста закончены тренировки, он дальше принадлежит себе. У него семья, дети, магазины – естественные вещи. И свой распорядок он планирует сам, потому что все подчинено основной задаче. И не всегда игрок правильно проводит самостоятельную подготовку к матчам.

– Если говорить на примере сборной России: Хиддинк предоставлял футболистам почти полную свободу, а Адвокат закрыл команду, чуть ли не от жен. Вы приверженец каких правил?

– Гибкость нужна во всяком деле. Все возможно в той или иной мере. Жизнь многолика, и карцер у нас, например, в Актобе просто невозможен. База в центре города – и каждый может прийти к футболисту со своей проблемой или просто за автографом. А ведь у команды, которая решает серьезные задачи, должна быть автономная база, чтобы люди могли отрешиться от всего.

– На предстоящей встрече с акимом планируете поднять этот вопрос?

– Аким не хуже меня это понимает. На сегодняшний день просто возможности такой нет. Но в перспективе, надеюсь, вопрос будет решен положительно.

– Возвращаясь к теме о психологии победителя, вам не кажется, что корни этой проблемы уходят в национальный чемпионат нашей страны?

– Естественно. Львиная доля нашей деятельности проходит в чемпионате. Психология не возникнет просто так, надо стабильно играть в чемпионате, бороться за высокие места, предъявлять себе жесткие требования. Каждый матч это отдельный спектакль, и нужно серьезно к нему готовиться, чтобы победить.

«Нужно больше игр в чемпионате и более вдумчивая работа с календарем»

– В прошлом чемпионате страны каждый клуб провел по 32 матча, а ныне сыграет только по 26 игр. Не думаете, что это шаг назад?

– Игр явно маловато. Но важно грамотно составить календарь с учетом интересов тех команд, которые представляют страну в еврокубках. У меня сложилось впечатление, будто календарь сверстан таким образом, что все казахстанские команды должны вылететь из еврокубков уже после первого круга. Нужно больше игр в чемпионате и более вдумчивая работа с календарем.

– Какое универсальное и, может быть, даже революционное решение вы могли бы предложить, чтобы изменить ситуацию?

– Все давно за нас придумано, лишнего ничего не надо. Довести до ума то, что есть. Это, наверное, не сложно, если отнестись к задаче профессионально.

– Теперь вы можете сосредоточиться на внутренних соревнованиях. Определите, пожалуйста, круг ваших конкурентов в борьбе за чемпионство?

– Все команды, которые выше нас в турнирной таблице. В этом году нет явного лидера. Зато есть несколько очень боевитых команд, которые ставят перед собой высокие задачи. Думаю, на чемпионство могут претендовать 6–7 команд.

– Два следующих матча вашей команды против «Иртыша» и «Тобола» можно расценивать как ключевые в борьбе за чемпионство?

– Безусловно. Только сначала надо приблизиться к первой строчке турнирной таблицы, а потом уже решать вопрос с чемпионством. Два ключевых матча.

– Далее вас ждут два не самых сильных соперника – «Окжетпес» и «Атырау», во встречах с которыми шесть очков будут единственно приемлемым результатом…

– Если не наберем 6 очков, для нас это будет провалом.

– Насколько важен для вас в этом году Кубок Казахстана?

– Аким поставил задачу – бороться и на этом фронте. Это очень почетный трофей.

– Контрольно-дисциплинарный комитет очень часто выносит решения о пяти– или даже семиматчевых дисквалификациях игроков. Причем касается это как дублеров и первой лиги, так и высшего дивизиона страны. Недавно на 5 матчей за удар соперника был дисквалифицирован ваш Марат Бикмаев. С чем вы связываете такое недисциплинированное поведение футболистов на поле?

– Вообще-то я всегда против откровенного хамства, когда человек нагло бьет сзади по ногам в подкате или в лицо. Но в случае с Бикмаевым это хорошо разыгранный спектакль Белича. Стояли два человека, уперлись лоб в лоб, вдруг один падает, как подкошенный. Бикмаева удаляют, Беличу дали, по-моему, желтую. С этим как бороться? Я считаю, что арбитр немножко не разобрался. Бикмаев попал на провокацию, а по человеческим законам люди, которые провоцируют, лестных слов как минимум не заслуживают. Это не fair play, это что-то из другой области. Судьи должны быть внимательнее на поле, нужно разговаривать с футболистами внутри команды, что мы и делаем. Есть группа горячих игроков, которые не всегда могут справиться с эмоциями. Нужно с ними работать.

– То есть поведение футболистов – это зона ответственности клубов, но не ФФК?

– Конечно. Но надо наказывать за провокационные действия на поле. Я помню времена, когда люди исподволь, незаметно, плевали в лицо, что вызывало закономерную реакцию вплоть до удара в лицо. Судьи, инспекторы обратили внимание на это и побороли такую тенденцию. Значит, разобрались, значит, это возможно.

«…Лучше провести хоть какой-то спарринг, чем никакого – игрокам нужна практика»

– С начала этого года ФФК начала работу по созданию в структурах казахстанских клубов групп подготовки. Около двух месяцев уже функционируют группы подготовки в «Актобе». Вы успели ознакомиться с этой работой? Можете сделать первоначальные выводы, как качественно изменится процесс подготовки детей и молодежи?

– Решение очень своевременное, если не сказать, что его нужно было принять раньше. Молодцы, налаживают работу в регионах. Это единственный путь к тому, чтобы мы говорили о Казахстане как о футбольной стране. Я вижу, какие приезжают сюда специалисты, и не сомневаюсь, что они найдут нужных людей, которые смогут организовать работу на высоком уровне. Занятия с детьми – это основное. Если мы здесь не заложим базу, основы техники, тактики, надеяться будет не на что. Я уже говорил, порой человек приходит в первый клуб города или области, и иногда даже не знаешь с чего ему надо начать рассказывать. Поэтому я приветствую это начинание. Главное не отходить от намеченной цели, системно работать с детьми на протяжении их становления.

– Вы сами видели уже, как работают эти группы подготовки?

– Ну вы же видели, чем я был занят все эти дни. Очень хотелось бы посетить занятия с детьми, и при первой возможности я это сделаю.

– Недавно Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил организовать участие казахстанских футбольных клубов в зарубежных чемпионатах, по аналогии с хоккеем, баскетболом, волейболом и другими командными видами спорта. На ваш взгляд, в футболе это вообще возможно?

– Ну? я так понимаю, что говорить нужно на примере российского чемпионата. На сегодняшний день, это не возможно, поскольку регламент российской премьер-лиги этого не предусматривает. Но если такая цель будет намечена, думаю, нет ничего не возможного. Нужно создавать в Казахстане клуб более высокого уровня, который сможет конкурировать с российскими грандами. И для этого все-таки нужно создавать принципиально новое соревнование, что-то вроде Континентальной футбольной лиги.

– Знаю, что большой интерес с вашей стороны вызвал товарищеский матч сборной Казахстана и команды легионеров казахстанской премьер-лиги. Вы даже сдвинули по времени вечернюю тренировку, чтобы игроки смогли посмотреть эту игру. Думаете, такой спарринг пойдет на пользу нашей сборной?

– Думаю, лучше провести хоть какой-то спарринг, чем никакого – игрокам нужна практика. Наверное, есть объективные причины, по которым федерации не удалось договориться о товарищеском матче с другой сборной. А ведь квалификация чемпионата мира начнется совсем скоро, и надо посмотреть, на кого можно рассчитывать перед двумя очень важными и сложными играми. Картину не увидишь, пока не будет сыгран матч. И игра с легионерами – хоть какой-то выход из этой ситуации.