Гвинеец с украинским гражданством Мамади Сангаре в третий раз сделал свой выбор в пользу казахстанского футбола. Болельщикам он знаком по играм за «Атырау» в 2009-м и за «Окжетпес» в 2011-м. Теперь он защищает цвета «Астаны-1964». По какой причине ему пришлось покинуть кокшетаускую команду и что на самом деле происходит в клубе-аутсайдере чемпионата, почему он вновь решил приехать в эту страну, и какая атмосфера царит в столичном коллективе – Мамади рассказал нашему изданию.   

 Досье «PROСПОРТ»:

Мамади САНГАРЕ – гвинейский украинец  ФК «Астана-1964»

Дата рождения: 4 декабря 1982 год, город Комсар, Гвинея;

Амплуа: защитник;

Карьера: АСК (Конакри, Гвинея, до 2001 года), ЦСКА-2 (2001 - 2004), ЦСКА (Киев, 2004-2005),  «Нистру» (Атаки, Молдова, 2006-2008),  «Десна» (Чернигов, Украина, 2008), «Атырау» (Казахстан, 2009), «Львов» (Украина, 2010), «Окжетпес» (Казахстан, 2011), «Динамо» (Хмельницкий, Украина,  2012);

Рост: 187 см;

Гражданство: Украина;

Достижения: бронзовый призер чемпионата Молдавии (2006/07 и 2007/08),  обладатель Кубка Казахстана (2009).

***

В прошлом сезоне «Окжетпес» выполнил задачу и вышел в премьер-лигу. Почему решил покинуть команду?

– Это было не мое решение. Слава Богу, мы добились цели, и вышли в высший дивизион. Потом, наверное, руководство решило, что с таким составом команда не сможет достойно выступать в следующем сезоне и найдутся лучше нас. Я вообще не хотел уходить, не думал и не планировал.

Часть игроков с прошлого сезона остались же?

– Местные только и те, у кого есть гражданство Казахстана. Поменяли всех, и тренеров, и футболистов. Новый тренер пришел со своими игроками. Футбол сейчас – это бизнес. Тренер пришел и думает о том, как свои копейки заработать, а не о команде. Он пришел в конце прошлого года в «Окжетпес» с Украины, я его хорошо знаю, и он меня знает. И с футболистами, которых он привез с собой, тоже знакомы и знаем, кто и как играет. Еще до начала чемпионата было понятно, что команда далеко не уйдет с такими людьми, которых он привез с собой.

Речь идет о Догадайло?

– Да-да.

В то время такая информация хранилась за семью печатями, но теперь расскажи, когда и как сказали, что дальше «Окжетпес» без тебя?

– Это было еще 15 декабря. Последний тур мы сыграли 23 октября и с того времени отдыхали. Я уехал домой, зная, что соберемся только после нового года.  И тут мне звонят и говорят, чтобы приехал на сборы. Догадайло сразу начинает двухразовые тренировки, двусторонние игры. Ну что мы можем сделать, если отдохнуть не успели?! Вот он сразу решил, что Мамади не подходит. А после нового года директор позвонил и сказал, что главный тренер не хочет меня брать на сборы. Сначала просто не понимал, думал, что это шутка, не мог прийти в себя. До последнего надеялся, что мне позвонят, понимаешь? Я просто не мог поверить, что там больше не буду играть. Сколько мы сил потратили на то, чтобы команда вышла в премьер-лигу! Мы многое сделали. И вот так убрать? Бог есть, он не спит и все видит. Мне было очень-очень-очень обидно. Наверное, нормальных футболистов привез, судя по положению команды. Я слышал, что в следующем году будет расширяться премьер-лига, только в том случае, может, команда останется.

Ты следил за выступлениями «Окжетпеса»?

– Да, и могу сказать, что не может такого быть, чтобы за весь первый круг была только одна победа. Или футболисты слабые, или там что-то происходит. Даже если деньги не платят, все равно нужно играть, их потом заплатят. У нас было такое, когда выплаты задерживали, не на много, на пару дней, но мы где нужно давали результаты, мы боролись. Все видели, как мы бились.

Поздравление Виктора Каткова с выходом "Окжетпеса" в премьер-лигу 

Как считаешь, от кого все-таки зависит результат?

– Я думаю, что все зависит от футболиста. Есть много характерных игроков, которые играют с удовольствием. Сказали: выходи и играй, так и нужно делать. Ведь есть зарплата, и есть премии, которые нужно зарабатывать. Их ведь не может заработать ни главный тренер, ни президент, все зависит от футболистов. Нужно играть так, чтобы доказать, что ты настоящий профессионал, а не просто так приехал в команду и всегда оставлять свою маленькую историю, чтобы хотя бы пару раз о тебе вспомнили после отъезда.

Как ты продолжил строить карьеру после того злополучного звонка?

– Я тогда подумал, что это не конец света, а деньги все равно надо зарабатывать. Ведь это моя любимая работа и «Окжетпесу» надо доказать, что я играл до них, и после них буду играть. Начал искать варианты. Поехал в Китай в конце февраля, но уже не успел на заявку. Вернулся обратно в Украину. Мне позвонил президент из «Динамо» Хмельницкий, в общем, попросил помочь команде, так как они были на предпоследнем месте. Так я туда и пришел.

Но в Казахстан все-таки вернулся…

– После первого круга в «Динамо» меня пригласили на просмотр в донецкий «Олимпик». Это клуб первой лиги, но с очень высоким уровнем. И в этот момент узнал, что Чебурин вернулся в «Окжетпес», я ему позвонил, поздравил, мы долго разговаривали и я предложил свою помощь. Сказал, что могу вернуться в «Окжетпес» в любое время. Через пару дней мне позвонили и предложили вариант в Астане. Вот приехал, подписал контракт. Здесь перед нами поставлена задача – выход в премьер-лигу. Пока все идет по плану.

– В трех матчах в составе «Астаны-1964» отметился двумя голами.  Да и в «Окжетпесе» не упускал такой возможности.

– В футболе каждый делает свою работу, моя функция – хорошо обороняться. Но если у меня появится шанс или возможность забить, я, конечно, с удовольствием его использую.

Сейчас «Астана-1964» - в тройке лидеров по окончанию 15 туров. Как думаешь, есть все шансы выйти покинуть первый дивизион?

– Очень большие шансы. Самое главное – у нас есть командный дух! Все готовы биться! Мы как одна большая семья. Если у тебя есть проблема, мы все приложим свои силы, чтобы ее решить. У нас классный тренер – он любит нас, мы его любим. Выходим и бьемся! Для него, для себя, для города! Пока, слава Богу, все идет по плану. Сейчас все мои мысли о моей новой команде. Я выхожу, работаю и все.

А в прошлом сезоне в «Окжетпесе» был этот дух?

– В начале сезона – да. Я думаю, это видели все болельщики. По последним матчам было видно, что команда просто доигрывает. За пять туров до окончания сезона уже ходили слухи, что этот тренер не будет работать в следующем сезоне. Ну скажи мне, какой человек после этого может вкладывать свои силы в работу? Если бы мне говорили, что меня не будет в следующем году, я тоже бы смотрел иначе на все это. Можно убрать всех футболистов, но как можно убрать главного тренера, который вывел команду в премьер-лигу? Как? Вот сейчас его вернули, но что он сейчас может сделать? Ничего. Очень мало времени. Я желаю только удачи этой команде. Главное, чтобы они две-три победы одержали, тогда можно о чем-то говорить. А сейчас что? Футболисты виноваты, тренер виноват, город виноват, журналисты виноваты – все виноваты.  Надо молиться, чтобы футбольный фарт к ним вернулся. Я сколько лет знаю эту команду – еще когда в «Атырау» играл – всегда они на последнем месте сидят и пытаются не вылететь в первую лигу. Сколько можно сидеть на последнем месте? Дают деньги, можно же нормальную команду сделать.

Скажи свое мнение об уровне первой лиги в двух сезонах.

– Пока не могу такой анализ делать, потому что я только три матча сыграл в Астане. Но уже заметно, что уровень растет. Все пытаются показать свою игру, хороший футбол. Я очень рад, что я здесь, что помогаю «Астане-1964».

Украина, Молдавия, Казахстан. А расскажи как и когда ты решил, что станешь футболистом?

– Сначала это было простое времяпрепровождение, так как в нашем городе не было профессиональной школы. С нами занимался бывший футболист – набрал команду ребят и тренировал в свое свободное время. Со временем я полюбил это занятие, а потом узнал, что, играя, можно зарабатывать деньги. Вот я и подумал, почему бы мне не попробовать? В моем городе много больших компаний по добыче алмазов, в которых работают американцы. Вот они-то создали свою футбольную команду, куда пригласили и меня. Тогда я был самым молодым из всех, мне едва исполнилось 15 лет.

Тогда, наверное, многие хотели влиться в состав новой команды. А как эту новость восприняла семья?

– Пытался совмещать тренировки и занятия, но потом, когда больше времени стал уделять футболу – прогуливал уроки. Или, наоборот, начинаю учиться, а меня зовут обратно в команду. Моя мама не одобряла мой выбор, потому что очень хотела, чтобы я доучился и поступил в университет. А я всегда хотел стать юристом. После школы и колледжа в лицей уже не поступил – как раз в это время переехал в столицу Гвинеи – Конакри – по приглашению команды. Там поиграл полгода, и тут приехали украинские тренера, меня и еще трех человек взяли на просмотр. Так в январе 2001 года я оказался в Украине. И все это время, до прошлого года, жил в Киеве. Получил украинское гражданство, научился говорить. Друзья-футболисты мне, конечно, помогали изъясняться. По-английски я говорил не очень хорошо, а французского никто из них не знал. Иногда даже они надо мной подшучивали: тренер говорит одно, они переводят другое. Но уже через три месяца я начал понимать их речь, а по истечении полугода заговорил сам.

– Привык к национальным блюдам?

– Да (Смеется)! У нас говорят: если не кушаешь сало, то ты не хохол, потому что сало – украинская сила. Просто я мусульманин, поэтому сало не ем. Но в жизни надо все попробовать. Так я и сделал, но это было в первый и в последний раз.

– Не понравилось?

– Оно оказалось таким вкусным, что я съел почти килограмм, а после этого… мне стало плохо! Больше не буду. Настоящие украинки очень вкусно готовят борщ, но все равно больше мне нравится наша, африканская пища. А еще мне нравятся казахские блюда. Когда первый раз попробовал бешбармак, начал у всех просить рецепт, хотел сам научиться готовить. И дочка очень любит, когда я готовлю.

Расскажи о семье?

– Дочь зовут Николь, она вместе с мамой живет в Киеве. Большая уже, через два месяца будет 9 лет. Ее рано отдали в школу, потому в три года Николь уже умела читать, считать и поэтому осенью уже пойдет в 4-й класс.  

Спортом занимается?

– Спортивно-бальными танцами.

В интернете у тебя есть свой сайт, где болельщики могут писать письма. Отвечаешь?

– Это мой друг когда-то для меня сделал. Сейчас ему некогда им заниматься, вся информация там устаревшая. Когда только он его запустил, сам отвечал на все вопросы, которых было очень много, особенно тогда, когда я играл в «Атырау». После каждой игры был завал.

Любят тебя болельщики…

– Да… Я раньше думал, что это зависит от цвета кожи. А когда играл в Молдавии, нас в команде было трое темнокожих, так фанаты всегда подходили и спрашивали: «Кто из вас Мамади?». В Астану только приехал, уже слышу перед игрой, как дети кричат: «Мамади, привет!»