Золотой подход
После убедительных побед Винокурова и Чиншанло все надежды на ближайшую перспективу были связаны с Майей Манезой. Кроме как золота другого от нее и не ждали. В тот знаменательный для нас день возле входа в зал тяжелой атлетики то и дело встречались россияне, сегодня в одном весе с Манезой выступала Светлана Царукаева, действующая чемпионка мира.
Вот идет Александр Карелин с коллегами из Федерации борьбы России. Поздоровались, пожелали нашим спортсменам удачи. Первые ряды напротив помоста заняли руководители делегаций из Казахстана, России, Турции… Многочисленные болельщики из Казахстана дружной группой заняли почти целый сектор.
Манеза, как и Чиншанло сильна в толчке, Царукаева – в рывке. Но, как правило, в рывке Олимпийские игры не выигрывают. Тем не менее главной задачей казахстанцев было не отпустить далеко россиянку. Как нам потом сказал главный тренер сборной Алексей Ни, даже готовились к варианту догонять 7 килограммов после первого упражнения. Но идти на крайние шаги Манезе не пришлось, Царукаева смогла уйти лишь на два кило. В рывке в заключительном подходе она осилила 112 кг, тогда как Манеза на перерыв ушла с 110 кг в активе.
В толчке Манеза заявила все 140 кг (позже, когда соперницы отсеялись, наши тренеры перезаявили на 135 кг), тем самым она убила все надежды соперниц, если они у кого и были. Основная борьба за второе место развернулась между канадской спортсменкой и Царукаевой. Стоит заметить, что россиянке второе место досталось нелегко: ей повезло, что канадка Кристин Жирард не так сильна в рывке и смогла поднять на первом этапе лишь 103 кг против 112 Царукаевой. В толчке заокеанская спортсменка осилила уже 133 кг, тогда как россиянка довольствовалась весом лишь в 125 кг. С перевесом в один килограмм Светлана Царукаева заняла второе место, третье досталось Канаде.
Манеза вышла на помост последней в этот день. Без усилий (мне так показалось) Майя взяла 135 кг и выиграла свое первое олимпийское золото, третье по счету для страны, и установила еще олимпийский рекорд в двоеборье – 245 кг. Остальные два неудачных подхода по 144 кг уже ничего не решали, разве что в случае удачи могли навести шороху в мировой женской тяжелой атлетике.
За Париж взяли сполна
На сей раз чествовать олимпийскую чемпионку в казахстанском пресс-центре в Лондоне собралось еще больше народу. Развернутые флаги, теле– и фото-камеры и национальное шашу – приятных эмоций было в избытке. Массовки на площадке перед пресс-центром стали для соседей-англичан привычным делом, они словно по Гринвичу знали, если «синие футболки» опять собрались, то Казахстан точно выиграл еще одну медаль.
Пресс-конференцию открыл председатель Агентства по делам спорта и физической культуре РК Талгат Ермегияев, зачитав поздравительную телеграмму от Главы государства Нурсултана Назарбаева. 
– Хочу еще раз поздравить Майю с этой великолепной победой, считаю, что сегодняшний день стал переломным, тот план-минимум, который обещали – 3 золотых медали – мы выполнили, – напомнил всем с облегчением Талгат Амангельдиевич (мы тоже с облегчением вздохнули). – Поручение Президента обеспечить всем необходимым наших спортсменов в период подготовки к Играм я, как председатель агентства, и глава Федерации тяжелой атлетики, и все руководство спорта, считаю, выполнили. Хочу выразить Главе государства огромную благодарность за поддержку. Три месяца назад я был у Президента, рассказал о проблемах, которые были еще не решены, все вопросы решились в тот же день.
Главный тренер сборной Алексей Ни, было видно, чувствовал себя здесь куда спокойней, нежели у подиума. Идти в бой с таким бойцом, как Манеза, не страшно, но все равно, мало ли что могло произойти на помосте, в спорте-то бывает всякое.
– Сегодня Майе позвонил Нурсултан Абишевич, поздравлял. Было очень приятно, что Президент следит за нашими выступлениями, для нас это много значит, – признался Алексей Геннадьевич. – Знаете, результат сам по себе не приходит, это большая кропотливая работа, спасибо всем тренерам, нашему руководству, и вам, болельщики.
Последние дружно зааплодировали, надо полагать, всем тренерам, сидящим за президиумом руководителям, ну и себе тоже. Наставник сборной, тронутый таким вниманием к тяжелоатлетам, подсластил настроение фанатского сектора.
«После соревнований я подошел к жюри, поблагодарил за объективное судейство (в Париже судьи повода для этого не дали), они мне в ответ, Алексей, мы не могли иначе, вон сколько казахов в зале сидело, в противном случае они нас отсюда не выпустили бы», – сказал Алексей Ни и стал еще больше популярен в глазах благодарных болельщиков.
– Другие варианты мы и не рассматривали, – главный тренер, конечно, имел в виду поставленные задачи, а не про фанатский рычаг давления на судей. – Манеза проиграла Царукаевой в Париже и ждала реванша. В толчке мы сразу заказали запредельный вес, который психологически деморализовал соперниц. В первом же подходе Майя выиграла золото. Потом пошли на мировой рекорд, согласен, тянуть сразу на 9 килограмм больше, трудно. Не получилось, жаль, конечно. А то мы бы встряхнули мировую женскую тяжелую атлетику.
Наши болельщики, поднаторевшие за эти дни в нюансах этого вида спорта, непременно хотели подробней узнать о секретной стратегии тренерского штаба. «Главное было в рывке не отпустить далеко россиянку, она рекордсменка мира, в Париже подняла 117 кг, у Майи лучший результат – 107 кг. Нам это удалось. Два килограмма фору, это было несерьезно. Мы были готовы даже догонять 7 килограмм, отрабатывали и такой вариант. Если даже Царукаева взяла бы 117 кг, а мы 110, то обогнали бы в толчке. Без вариантов», – резюмировал Ни.
Пользуясь случаем, Алексей Геннадьевич попросил всех активно поддержать и новичков сборной Анну Нурмухамбетову, Кирилла Павлова и Александра Зайчикова. «Нравится мне приезжать сюда после соревнований, мы очень постараемся, чтобы эта встреча была не последней», – поделился сокровенным желанием наставник.
Майя Манеза, в свою очередь, поблагодарила нашего Президента, федерацию, тренерский штаб и всех остальных за моральную поддержку (не чувствовать ее в зале в этот день было просто невозможно). « Я очень счастлива, верю, что следующими гостями здесь будут Подобедова и Ильин», – уверенно предрекла Манеза. Тут же поинтересовались, а что ей обещали за победу (Чиншанло главный тренер обещал мороженое), Майя смутилась, ища взглядом поддержку у тренера. «Жениха», – рубанул Алексей Геннадьевич. На этом и порешили.
 
Фархат ИЗИЗОВ

Лондон