Один из лучших центральных защитников премьер-лиги македонец Никола Тонев рассказывает о своем возвращении в Казахстан, сколько голов должен был забить Алибек Булешев, кто вылетит из чемпионата, чем силен «Сункар» и станет ли он казахстанцем. 
 
– Первый твой визит в Казахстан был в 2010 году. Какие впечатления остались от «Тараза»?
– Когда был на просмотре, то командой руководил Владимир Фомичев. Потом за год кто только не был тренером. И Мазбаев, и Саудов, потом Урсаки, в конце концов принял команду Дмитрий Огай. На втором сборе Фомичева сняли. Ничего о нем не могу сказать, так как под его руководством провел только 1 тренировку и 1 игру. Урсаки сняли через пять матчей, которые мы все проиграли. Когда пришел Дмитрий Огай, то сразу почувствовалась разница в работе. Тренировки изменились и сама игра тоже. Огай – очень хороший тренер. Он всегда был спокойным. Дисциплина была у него на уровне. За 10 матчей мы с ним проиграли только 1 встречу.
– Когда переезжал в Казахстан, преследовал цель, чтобы через наш чемпионат попасть в Россию?
– Нет, такого не было. Просто пришло предложение из России, и я решил попробовать себя в другом чемпионате. В «Тараз» потом пришел Ваит Талгаев, и мне сразу стали поступать звонки о возобновлении контракта. Но на тот момент уже на руках имел договор с клубом «Волгарь-Газпром».
– Переход в «Волгарь» оказался для тебя удачным?
– Сначала считал, что все будет хорошо. Тренер звонил постоянно и говорил, что как прилечу, со мной подпишут контракт без просмотра. Вот оказался в России. Потом все пошло наперекосяк. 7-8 матчей вообще не попадал в заявку.
– Такое отношение было к определенной группе или лично к тебе?
– Только ко мне. Не понимаю, что произошло. Никаких недоразумений и конфликтов у меня с ним не было. Как только подписал контракт, он перестал со мной разговаривать.
– Такое поведение повлияло на твое отношение к российским тренерам?
– В команду пришел новый тренер и сразу же стал мне доверять. Только обидно, что через несколько матчей я сломался, получив травму.
 
«Отказался от зарплаты и премиальных, чтобы подписать договор с «Сункаром»
 
– Насколько был рассчитан твой контракт с «Волгарь-Газпромом»?
– На полтора года, но отыграл только год. Хотел уехать. Мне в это время звонил Алмас Кулшинбаев и другие представители руководства «Сункара». Нужно было в срочном порядке разрывать контракт, чтобы подписать новый. В Сочи был на сборах с «Волгарем». Потом был небольшой перерыв, и команда отправлялась на Кипр. Но я полетел в Турцию на сбор «Сункара». Были с этим определенные проблемы, но их решили. Отказался от зарплаты и премиальных, чтобы подписать договор с каскеленцами.
– Перед тем как отправиться в Россию «Тараз», выплатили тебе все деньги?
– Никакой задолженности передо мной не было.
– Ты сразу согласился вернуться в Казахстан после звонка Кулшинбаева?
– У меня были еще предложения из российских клубов, но как узнал про Алматы, то сразу решил вернуться в Казахстан.
– Дмитрий Огай поработал также в «Урале». По его рекомендации тебя никто не звал в российские клубы?
– Нет. Мы с ним пересеклись только в товарищеской встрече на Кипре.
– Почему выбрал Казахстан?
– Мне не нравится Россия. Что касается финансовой стороны, то здесь нет разницы. Зарплата в премьер-лиге такая же, как у клубов первой лиги России. В Казахстане люди более добрые. Когда услышал название команды «Сункар», то набрал в интернете и выяснил, что это – село. И меня немного это встревожило. Но Кулшинбаев заверил, что мы будем базироваться в Алматы, и тогда я согласился.
– Чем так тебя манил Алматы? Много развлечений?
– Когда играл за «Тараз», то несколько раз удалось побывать в Алматы. Гулял, смотрел достопримечательности, и мне понравился этот город.
– В Алматы очень любят иностранцев.
– Их везде любят. (Смеется.)
– Насколько важно улучшить инфраструктуру в Каскелене, чтобы команда базировалась в этом городке?
– Чтобы мы там играли, нужно все изменить. Хотя поле нормальное, но оно маленькое. Нужны трибуны новые и раздевалки.
– Стадион «Динамо» устраивает?
– Поле нормальное, только нет болельщиков. Это проблема.
– Проблема еще в том, что они в случае поражения демонстративно уходят до финального свистка…
– Потому что у нас много моментов появляется, но мы не можем их реализовать. На «Динамо» мы вообще не можем забивать. Какое-то проклятие.
– За счет чего «Сункару» удавалось в начале сезона отбирать очки у фаворитов?
– Вся команда очень хорошо играла в обороне. К тому же у соперников было мало моментов.
– Чувствуется, что в Казахстане очень плохо играют в нападении?
– Да. После каждого тура смотришь на результаты и видишь, как очень мало голов забивают. Порой, кто забил один гол, тот и победил.
– В вашей защитной линии кто является авторитетом?
– Никого не хочу выделять. Все хорошо действуют. Все друг другу подсказывают. Все на равных.
 
«За 16 матчей я еще не видел, чтобы мы пропустили из-за плохой коммуникации защиты и вратаря»
 
– Что можешь сказать о взаимодействии защитников и вратаря в «Сункаре»?
– К этому взаимодействию нареканий нет. Механизм очень хорошо налажен. За 16 матчей я еще не видел, чтобы мы пропустили из-за плохой коммуникации защиты и вратаря. В «Сункаре» самая сильная сторона – взаимодействие вратаря и обороняющихся футболистов.
- Почему не заладилось в нападении с самого первого тура?
– Алибек – очень опытный футболист, он много забивал. Не знаю, что с ним случилось. У него в каждой игре было много моментов. Может, фарта не хватало.
– Вы уже посчитали, сколько было бы у Алибека на счету, если бы он реализовывал все стопроцентные свои моменты?
– У него было бы 15 голов, и он был бы лидером в бомбардирской гонке.
– Как он себя чувствует в связи с этим?
– Он очень нервозный. Постоянно нервничает, когда не забивает. Это нормальная реакция. Когда мы пропускам, то защитники тоже нервничают.
– Реализовав все идеальные моменты для взятия ворот, где бы находился «Сункар» в турнирной таблице?
– В тройке сильнейших. Выше «Тараза» и «Акжайыка» однозначно.
– Конфликт между нападением и защитой есть?
– Нет.
– А кто способствует такой хорошей атмосфере?
– Тренеры.
– А конкретно? У вас их слишком много сейчас.
– Когда главным был Кулшинбаев, то дисциплина была на высоте. Сейчас тоже все хорошо. 
– В знаменитом фильме Оливера Стоуна «Каждое воскресенье» защитник футбольного клуба «Акулы Майами» распилил нападающему автомобиль на две части, чтобы показать, как важно быть одной командой. Ты можешь пойти на такой поступок?
– Важно всегда быть командой. Одного без другого не бывает. Защита и нападение – это один организм. Могу и машину распилить без проблем, кто этого не понимает.
– Кому?
– Олежке Сабирову. (Смеется.).
– Во время летнего трансферного окна у тебя были предложения с других клубов?
– Да были, но мы с руководством решили, что я останусь в команде.
– «Сункар» был самым активным на трансферном рынке. Твоя оценка политики клуба?
– Уже видны результаты. Раньше нужно было провести 15 игр, чтобы одержать две победы. А сейчас за последние две игры мы заработали 6 очков. Результат налицо. К тому же появился фарт.
– Кажется, нужно было только купить хороших нападающих?
– Не знаю, как думает новый тренер. Но защита осталась. Нападение нуждалось в укреплении. Про полузащиту ничего не могу сказать. Тренер все знает.
– Новичок Харабара часто подключается к атакам. Это не опасно?
– В матче с «Ордабасы» возникли небольшие проблемы, потому что не было еще понимания. Но сейчас, кажется, с этим проблем нет.
 
«Мы ошиблись, что не провели домашнюю игру с «Кайратом» на Центральном»
 
– Первая игра на Центральном принесла крупную победу. Не сожалеете, что домашнюю встречу с «Кайратом» отказались проводить на главной арене?
– Поле на Центральном очень большое, оно нам было нужно, чтобы раскатать соперника. Это самый лучший стадион в Казахстане, лучше, чем «Астана-Арена». Мы ошиблись, что не провели ту игру на Центральном.
– Кто виновен в пропущенном голе «Сункара» в выездном матче с «Кайратом»?
– Может быть, и я, но «Кайрат» забил случайно. Мы могли забить и больше. Аскар Кожабергенов еще до встречи говорил, что мы выиграем, сто процентов.
– Не было волнения, что в «Кайрате» играют испанцы?
– Нет, конечно! Понравился в матче своей уверенной игрой вратарь Нурмухаметов, нежели испанские новички. 
 
 «Раде Джокич очень хорошо падает»
 
– Что касается пенальти, то на повторе ясно видно, что не было со стороны Марко Джорджевича сильного толчка в спину Джокича, чтобы так упасть…
– Раде – очень опытный футболист и знает, как падать в таких случаях Это часть его работы. А удаление там точно было, без вопросов. Выход один в один, а значит, красная, если Салий назначил пенальти. Джокич, кстати, два раза одинаково упал. Так было в матче с «Акжайыком». Очень хорошо падает. (Улыбается.)
– Что ждешь от матча с «Иртышом»?
– Мы обязательно выиграем.
– Команда испытывает подъем, но сейчас перерыв. Не аукнется?
– Думаю, перерыв может плохо на нас отразиться. Две недели пауза, потом матч и вновь две недели перерыв. Что сделать если так решила федерация.
– Мы уже прогнозируем, кто вылетит из премьер-лиги вслед за «Окжетпесом». У «Кайрата» большие деньги, чтобы покинуть лигу, в «Кайсаре» сильный тренер Никитенко, который не допустит падения. «Сункар» начал забивать и выступать очень хорошо. Есть варианты?
– Может быть «Жетысу», может быть «Атырау», может быть «Кайрат». Любой может вылететь.
- Если вылетит «Кайрат», то могут вновь расширить чемпионат...
– Это самое лучшее решение. Нужно больше участников. А «Сункар» точно не вылетит. Мы хотим попасть в шестерку. 
- Многие специалисты отмечают то, что команда, впервые в своей истории выступающая в премьер-лиги совсем не смотрится новичком. В чем же секрет клуба из Каскелена?
- У нас в клубе очень хороший и грамотный, в футбольном плане, руководитель. Видно, что человек болеет футболом и хочет, чтобы его команда была одной из лучших в Казахстане. Приятно работать, когда директор клуба понимает, что необходимо его команде и делает все для этого.
– Слышал ты хочешь сменить гражданство?
– Хочу стать казахстанцем. Уже двигаемся с руководством клуба этом направлению.