Настольный теннис – один из самых массовых видов спорта. Он доступен и прост. В него можно играть во дворе или заниматься в секции. В Казахстане этот вид спорта популярен, однако успехи на международной арене весьма скромны. Почему же это происходит?

Старо, как мир  

В нашей стране развитие любого вида спорта зависит от его полезности. То есть количества медалей и, соответственно, престижа для государства. В Казахстане, так уж исторически сложилось с древних времен, самыми престижными видами спорта считаются борьба, бокс и другие силовые виды (есть исключение - футбол). На эти нужды не жалеются ни деньги, ни другие ресурсы. А что делать остальным? Ответ прост – выживать.

Все старо, как мир: есть деньги – есть возможность готовить спортсменов. Есть спортсмены – есть результаты. Есть результаты – есть деньги. Такая вот непрерывная цепочка. Настольный теннис в нашей стране хоть медленно и с ужасным скрипом, но двигается вперед. Деньги выделяются, они используются и у наших молодых спортсменов уже есть первые результаты. Они еще не так значительны, но присутствует потенциал и это очень хорошо (особенно учитывая то, что не так давно он был только в стадии зарождения). Но денег мало и порой складываются просто парадоксальные ситуации. В этом году, так уж получилось, что в начале года было сосредоточено несколько крупных соревнований: чемпионат Азии (он должен был состоятся в Ливане в ноябре прошлого года, но из-за нестабильной политической ситуации в Сирии был перенесен на январь этого), чемпионат мира (в этом году он прошел раньше обычного из-за Олимпийских игр) и три отборочных турнира на Олимпиаду. Наша федерация предоставила возможность выступить мальчикам на двух турнирах, а девушкам – на трех. Вот и получилось, что скромный бюджет в 7 миллионов тенге, которые выделяет федерации настольного тенниса Дирекция штатных и национальных команд (ДШНК) на развитие спорта, был израсходован практически моментально. По сути, этих средств хватает, но ситуация на данный момент такова, что теперь федерация настольного тенниса вынуждена «сосать лапу» и надеяться на спонсоров. Лапа – продукт низкокалорийный, сколько ее не соси, а потому оставшийся турниры, которые записаны в планах федерации будут проведены на средства спонсоров, хотя, если говорить открыто, это должна делать ДШНК.

 

Нехватка ресурсов

Но даже нехватку средств можно понять – сейчас всем живется непросто. Главное, чего не хватает теннисистам (да почти всем спортсменам) – так это активной международной игровой практики. Чтобы наши ребята и девушки могли посещать различные турниры в разных странах и разного уровня. Пускай даже не борясь за результат, но хотя бы просто набираясь опыта в игре с сильнейшими. Именно из подобных вещей и складываются будущие победы. Пока выход найден только один – финансирование поступает из региональных бюджетов, где каждая область поддерживает своих спортсменов и они имеют возможность тренироваться и выезжать за рубеж. Особенно в этом отличилась Караганда в лице бывшего начальника областного управления спорта ныне руководителя департамента спорта высших достижений агентства РК Тастанбека Есентая, и некоторых других регионов. В частности активно помогают настольному начальник управления по физической культуре и спорту в Астане Айталап Кургамбаев, в Южно-Казахстанской области Полат Крыкбаев, в Восточно-Казахстанской области Абиль Домбаев, в Актюбинской области Асылбек Кулмагамбетов, в Западно-Казахстанской области Муслим Ундаганов. Как ни странно Алматы в этом ряду не стоит, так как даже ежегодный международный турнир «Южная столица» проводиться полностью при поддержке федерации и спонсоров.

Как признается вице-президент федерации настольного тенниса Казахстана Малик Бейсалиев, у наших ребят была реальная возможность получить в этом году лицензию, но как раз из-за нехватки игровой практики наши спортсмены не смогли этого сделать. Например, они не смогли заранее посетить зал, где должны были проходить игры и поэтому атмосфера зала «задавила» наших ребят. В 2008 году никто ничего не требовал, однако одна лицензия в Пекин была. Сейчас же, хотя улучшения не значительные уже лицензии требуют. Несколько учебно-тренировочных сборов не состоялись, так как ДШНК отказали в их финансировании, но при этом олимпийские лицензии все же требовали. Разумеется, мало что получилось, хотя на отборочном турнире в Иране в восьмерки сильнейших оказались все четверо казахстанских девушек и четверо хозяек турнира, но победить нашим спортсменкам так и не удалось. При условии даже минимального участия наших спортсменов на международных турнирах есть возможность повышать свой рейтинг в мире. А это даст возможность нашим игрокам сеяться выше и не попадать на сильнейших игроков, проходить дальше и опять же повышать свой рейтинг. Нам будет легче пробиваться на различные международные соревнования и результаты будут лучше. Но пока Казахстану остается только сражаться в третьем дивизионе и пытаться выбраться наверх. Кстати, именно из-за нехватки денег наша команда не смогла поехать на командный чемпионат мира 2008 года и Мировая теннисная федерация «скинула» нас в четвертый дивизион. Выбраться оттуда было очень непросто, но в этом году нашим парням удалось подняться из 4 дивизиона в третий, а на следующий год мы можем перейти во второй, в котором мы уже играли в 2006 году. Наши девушки год назад уже пробились в третий дивизион и в этом году им не хватило немного, чтобы попасть во второй (Казахстан стал третьим, когда как право на повышение давали две первые ступени).

Картина будущего настольного тенниса в Казахстане не очень радужна, хотя есть надежда. У нас в последнее время появилось немало хороших спортсменов, готовых дать бой всем законодателям мод в том виде спорта. Например, Кирилл Герасименко, который уже сейчас входит в сотню сильнейших молодых теннисистов в мире. Ближайшие старты – молодежный чемпионат Казахстана, Кубок страны, «Южная столица», «Золотая осень», Клубный чемпионат Казахстана – все эти турниры дают надежду, что вскоре и олимпийская медаль в настольном теннисе будет так же реальна, как и в тяжелой атлетике.