Олимпиада в Лондоне осталась в мечтах Дмитрия Гаага. После триумфального возвращения последовавшего за двухлетней дисквалификацией, он упорно идет к своей цели и когда остается сделать всего один шаг для завоевания путевки на главный старт четырехлетия, спотыкается. Роковую роль в этом нелегком для уже немолодого спортсмена сыграл китайский этап Кубка Азии. Что же на самом деле произошло в Цзяюгуане, какими уловками пользуются китайские триатлеты, есть ли будущее у отечественных ребят легендарный Гааг откровенно рассказал нашему изданию.   

Досье «PROСПОРТ»: 

Дмитрий ГААГ - заслуженный мастер спорта. Чемпион мира, обладатель Кубка мира. Лучший триатлонист планеты последнего четырехлетия ХХ века.

Дата рождения: 20 марта 1971г, г. Караганда.

В 1988 году пришел в морское многоборье и современное пятиборье. В триатлоне с 1992-го.

 

***

– Честно говоря, настроения нет интервью давать, - признается Дмитрий после брифинга перед стартом в Боровом. - Сегодня после бега стал растягиваться, и случайно сломалось перила, за которые держался, на ногу сел и потянул заднюю поверхность. Наверное, придется выступать на обезболивающих.

До этого возвращения на родину Вы некоторое время провели в Испании.

– Да, я там со борной России тренировался. Удобно, спарринг-партнеры есть, людей много, ну и веселее, потому что одному уже тяжело. Сразу после «мира» я там и остался, не надо было никуда переезжать.

В Мадриде нужно было занять минимум 36 место, чтобы быть спокойным за лицензию. Вы финишировали 40-м…

– Да, чуть-чуть не получилось. Сильно устал на велосипеде, был горный этап и, честно говоря, пробежал не очень. Тут я сам был виноват, что не сложилась гонка. А так, в принципе, на 40 секунд быстрее пробежал бы и все было бы нормально.

Что случилось в китайском Цзяюгуане, где 19 мая был этап Кубка Азии, в котором Вы сошли с дистанции?

– Ой (вздыхает). Все началось с визы. Еще в феврале мы подали заявку на оформление ее. Они тянули три месяца.

Китайцы?

– Да, именно они. Целенаправленно тянули, потому что там было два старта. Они дали приглашение только под второй, и то я уже не успевал на брифинг, еще и самолет задержался. Если бы сам не делал эту визу, то и на второй бы не поехал. На брифинг не успел, они меня не заявляют в состав, мотивируя тем, что не подтвердил опоздание. Хотя наш секретарь федерации направляла им письмо, в котором все объяснила и техническому делегату и китайцу, который сейчас в Боровом является техделегатом (Qin Jiangiu – Прим.авт.). Но они не смотрели почту. И когда у меня уже выбора не было, сказали, что участвовать не буду. Тогда мы вместе пошли открывать почту. Там все было написано, что я опаздываю и так далее. Я так понял, что они всеми путями не хотели меня допускать к этому старту. Потому что когда на следующий день отправился ставить велосипед в транзитную зону, все китайцы на меня так удивленно смотрели. Ну и на плавании, видать, дали задачу двум китайцам меня преследовать, не дать уплыть, дергать за ноги. В итоге я даже одного круга не доплыл. Прям откровенно один китаец становился передо мной и не давал плыть.

За ноги дергали? И такое возможно?

– Так он меня просто держал. Я его бил... побью и хочу отплыть в сторону, и он за мной, держит меня и все. Я даже специально поплыл в другом направлении, не в сторону буя, а в противоположную. Специально поплыл, ведь уже все было ясно - далеко был от лидирующей группы. И он опять меня преследовал.

Вы его запомнили?

– Нет. Для меня они все одинаковые. Потом хотел различить, кто мне мешал, но ведь даже номер не видел. Я останавливаюсь, и он стоит, я начинаю его бить, у него – ноль эмоций. Все уплыли, а я вышел. Такое вообще в моей спортивной карьере первый раз случается.

И потом Вы подаете протест в Международную федерацию?

– Секретарь нашей федерации этим занималась. Я сразу сказал, чтобы с виз начинали, поэтапно. На старт не хотели выпускать и еще беспредел был на плавании. С визами можно доказать по сообщениям в интернете, а про плавание – никак. Если бы видео было, то можно еще что-то оспаривать. А так у меня технический делегат спросил: «Что случилось? Запомнил ли этого китайца?» Я не запомнил! Но все равно результаты уже не изменишь, меня просто выбили из борьбы и все.

С какого времени Вы поняли, что мечта о Лондоне неисполнима?

– В этом году я обогнал своего основного соперника по рейтингу – китайца Факуана Бай. У меня было перед ним достаточное преимущество. Но в Японии на Кубке мира он выбежал 11-м, за счет чего сразу поднялся в рейтинге. Я, честно говоря, был в шоке, такое место на «мире» -  неожиданно. Вот только из-за этого он и выиграл. На Филиппины надо было ехать, но там тоже были проблемы с визой. Вместо этого я поехал в Турцию, где был сильный состав. На Филиппинах этот китаец был первым, потому что их там всего 12 финишировало,  я в Турции – 15-й. А вообще старт в Китае был решающим. Организаторы очень хорошо подошли к нему. По ходу гонки австралиец выигрывал в беге, но два китайца «срезали» где-то и оказались первым и вторым. Австралийцы подали протест. Я даже не знаю, на что рассчитывали китайцы.

Там не было трансляций, видео?

– Ну это же китайцы! К тому же они знали, что для Факуана очень важен этот этап и для этого делали все. Там бег не по кругу, а через парк какой-то. В общем, где угодно можно было срезать путь, и никто не увидел бы. Вот они этим и воспользовались.

Австралийцы скандал устроили?

– Да, конечно. Они заметили все это и китайцев дисквалифицировали. Всем иностранцам не понравилось поведение китайцев.

Международная федерация как отреагировала?

– Даже не знаю. Представитель из Австралии был. Думаю, сделали там какие-то выводы.

На последнем домашнем этапе Кубка Азии в Боровом Гааг сошел с дистанции на велоэтапе

Ситуация напоминает то, что было четыре года назад. Тогда перед самой Олимпиадой у Вас все пошло наперекосяк. Сейчас тоже.

– Там все честно складывалось, просто были мои ошибки. А здесь я знал, что развернется борьба с китайцем. Причем у них было преимущество - два старта дома. Я уже говорил об этом с нашими. Почему мы не сделали хотя бы один свой старт, в Боровом или Кокшетау в мае, например? Очки надо было набирать до 1 июня. И ничего страшного бы с погодой не было. Люди проводят там, где еще холоднее, чем у нас тут. В Японии вот на чемпионате Азии вода была 11-12 градусов. Отменили плавание у юниоров и у U-23, только элите оставили. Вода была на самом деле ужасная и дождь еще шел. Тут уже думаю наша вина, что не подумали, ни я, ни Соловьев, ведь можно было бы провести этот старт раньше. Мы были уверены в своих силах и не думали, что могут быть такие препятствия. А так, если бы один старт тут сделали, но никаких проблем бы не было и не надо было в этот Китай ехать.

Сколько в общем Вы проиграли очков в рейтинге?

– 47 очков по мировому рейтингу. Рейтингов много. Есть олимпийский, куда в зачет входят Кубки мира и мировая серия. Ни азиатские старты, ни просто ITU старты туда не входят. Там есть квота – три человека от страны. Поэтому в рейтинге можно было быть на 70-м месте, но попасть по мировому. Но я был на сто каком-то и поэтому не проходил по этому олимпийскому рейтингу.

Обидно?

– Конечно. В шаге от Олимпиады был.

За два минувших года после двухлетнего перерыва, связанного с дисквалификацией, чувствовался подъем. Первый домашний старт в 2010-м и сразу медаль. Потом бронза на Азиатских играх, серебро на пляжных...

– Да, всплеск такой был. Мне прям хотелось выступать. Как будто соскучился, проголодался по стартам. И потом опять начал уставать. Сейчас, честно говоря, эти старты уже домучивал, тяжело все давалось. Уже не было того блеска в глазах, хотя все понимал.

Тяжело морально или физически?

– Физически. На тренировках уже тяжело, восстановление не то. Врача нет, массажистов нет, везде сам. Одному тяжело выкарабкиваться. Если бы командой, а так помогло только то, что хоть с россиянами тренировался. Ну и расстроился, что на Олимпиаду не попал. Стимул у меня уже весь пропал. Понимаю, что уже добился многого в спорте. Смысл теперь идти дальше? Если только по течению. Середнячком быть не охота. Или стартовать, чтобы выигрывать или вообще не стартовать.

Может снова отдохнуть нужно?

– Отдохну, но я понимаю, что это уже ненадолго хватит этих сил. В общем, не буду зарекаться, потому что очень много раз уже это делал. Еще после Сиднея хотел завязать и тогда все смеялись, что на Лондон еще поеду. Ничего не буду говорить по этому поводу.

Тем не менее, выступления пока продолжаете?

– 26 июля в Лозанне будет чемпионат мира среди военных. Думаю, что там выступить важно. Я ведь майор. Раньше я мог много стартов подряд стартовать, а сейчас нет. Восстановление уже другое.

Сколько времени нужно, чтобы восстановиться?

– От условий зависит, от фармакологии. Можно помочь искусственно восстановиться. Все индивидуально.

В этом году ни один триатлонист не отобрался на Олимпиаду, хотя, начиная с 2000-го, когда этот вид спорта был включен в олимпийскую программу, у нас всегда были лицензии.

– Мы с Соловьевым были просто уверены, что я отберусь. Можно было взять одного россиянина, любого, того же Турбаевского. И он по олимпийским очкам прошел бы, и тогда бы вышиб родного казаха. Поэтому россиянина брать не хотели. От страны по мировой серии выходит только один человек. А мы были 100% уверены! Ну вот такое бывает. С Ерофеевой тоже просчитались. Там буквально 10 дней не хватило. Последний старт в составе сборной  России у нее был 14 августа, а у девчонок в Лондоне  - 4 августа. По правилам нужен год, чтобы при смене гражданства начать выступления за другую страну. А так по очкам она прошла бы. Теперь только на следующую Олимпиаду. Будем смотреть за нашей молодежью.

Кстати, о молодых. Что можете сказать о наших ребятах?

– Портнягин – перспективный парень. Они, конечно, молодые еще. Какие-то казусы у них постоянно. Опыта еще нет. Обычно видно тех, кто постепенно форму набирает. А те, кто в юниорах выдает, потом сдувается. Уже вот три олимпийских дистанции сделали. Для их возраста это, конечно, тяжело, но время покажет. Ничего не могу сказать пока. Вроде горят желанием. В спорте главное цель. Чтобы идти к ней и плюнуть на все. Я все детство потерял, пока мои ребята гуляли, я целыми днями тренировался. На самом деле, у нас такая спортивная жизнь. Уже на какие-то мероприятия сил нет. Не зря эти сборы придумали, чтобы оградить от всех проблем, суеты. Вот россияне постоянно сидят на сборах. С одной стороны, тяжело психологически не бывать дома. Но это цель. Сам выбрал этот вид спорта. Знаешь, на что идешь.

Финансовое вознаграждение присутствует?

– Обычно все боятся об этом говорить, а на самом деле так оно и есть. Спортсмены невысокого уровня всегда ездят на такие старты, где могут что-то выиграть. Например, белорусы к нам приезжают - для них это большие деньги. Украинцы раньше тоже всегда сюда за деньгами ехали. В этом году у них старт на Украине совпал. Для россиян этот призовой фонд - ерунда. Они там такие зарплаты получают!

Получается, что старт в Лозанне будет завершающим?

– Выступлю там и буду отдыхать. В этом году я уже с января уже был в форме. Честно говоря, устал. Больше не планирую, по крайней мере, в этом году. Ну, может, еще на традиционном старте в Алании выступлю. И все. Запал кончился.