Рулевой «Акжайыка» Саулюс Ширмялис за два года работы не только сумел выбраться с уральским клубом из первой лиги, но и вывел его в число лидеров высшего дивизиона страны. Организовать с ним интервью было нелегко, но после беседы с этим, несмотря на годы, идущим в ногу со временем специалистом, стало понятно, что наши усилия были не напрасны.

- Саулюс Константинович, сегодня (беседа состоялась в воскресенье, 9 июля, после матча «Сункар» - «Акжайык») в стане вашей команды чувствовалась нервозность. С чем это связано?

- Иногда игроки хотят большего, чем достойны, и когда не получается, начинают психовать. С каждой командой так бывает. Впрочем, это не оправдание для моих игроков, так как «Сункар» далеко не та команда, которой мы должны проигрывать.

- Почему вслед за удачными матчами ваши подопечные выдают провальные? Нынешний «Акжайык может обыграть, например, «Тобол», а затем проиграть три игры подряд не самым сильным клубам…

- Не стоит забывать, что у нас есть проблемы с составом. Выбыл из строя Янко Валканов. Сегодня его заменил Данаев, и было заметно, что им с Хлебоуном не хватало взаимопонимания. Максим Азовский, играющий в нашей команде немаловажную роль, тоже травмирован… Но мы пытаемся выйти из этой ситуации – в ближайшее время состав, скорее всего, пополнят двое новичков. Что касается морального настроя, то здесь надо идти другим путем - поговорить с ребятами по душам и узнать, кто или что мешает им играть так, как раньше. Ведь до этого мы «на духе» выигрывали матчи с более сильными соперниками! А сейчас что-то изменилось.

- По чьей ошибке был забит гол, стоивший вашей команде очков?

- Любой гол – последствие «вереницы» событий. Там начудил и Игорь Зенькович, потерявший мяч в центре поля, где не должен был находиться, и Хлебоун не дотянулся немного, и Цирин поздно выбежал... В итоге все свелось к пенальти, но не в моих правилах обвинять кого-то конкретно. Проиграли все. Не в этом моменте решалась игра. В целом нам не хватило духа и креатива. К сожалению, в нашей команде креативных игроков раз, два – и обчелся. Хаман Саджо может исполнить что-то неординарное, но он едва оправился от травмы и был не в лучшем состоянии.

«…игру с судьями, так же как с журналистами, никогда не выиграешь»

- Судья справедливо назначил пенальти?- Работу арбитров обсуждать не намерен. Скажу лишь, что форвард хозяев упал уже после того, как пробил мимо ворот, и Цирину не следовало его трогать. Впрочем, Антон двигался уже по инерции, и эти моменты являются лишь деталями. Причина поражения, повторюсь, не в этом эпизоде.- По ходу сезона ваши подопечные - Игорь Зенькович и Йозеф Шкрлик - попали в небольшой скандал после того, как выразили свое мнение относительно судейства. Позже и нападающий, и ваш помощник в тренерском штабе извинились за свои слова. Вы же предпочли не вмешиваться в ситуацию…- Я знаю, что игру с судьями, так же как с журналистами, никогда не выиграешь. Это раньше я был горячий. Теперь же стараюсь после матчей не высказывать своего мнения. Просто иногда бывает, скажешь, а потом пересмотришь эпизод на видеозаписи и понимаешь, что неправ был ты, а не арбитр. Игроки ошибаются больше, чем судьи, хотя нам порой кажется обратное.- Можно сказать, что лучший бомбардир вашей команды Зенькович – сложная личность и к нему нужен особый подход?- Игорь – нормальный парень, и такие матчи, как сегодняшний, надо просто забывать. У нас в команде, так же как и во всем Казахстане, нет великих игроков. Так что ребята должны сплотиться и справиться с этой сложной ситуацией. Ничего страшного ведь не произошло. Если реально взглянуть на текущее положение, то для сохранения места в высшем дивизионе нам достаточно набрать три очка. Простая математика не позволяет нам покинуть «элиту». Но если кому-то сохранения прописки в премьер-лиге хватает, то мне – нет.- Какую задачу на сезон поставило руководство?- Конкретики не было. Да и сейчас нет. Действуем по принципу: есть матч – значит, его надо выиграть. Не получилось – ну что тут поделаешь! Трагедии заключаются в другом. Я знаю, что такое трагедия, и не могу охарактеризовать поражение этим словом.- Как вы оказались в Казахстане?- Не хочу называть фамилий. Скажу лишь, что руководство «Акжайыка», после того как рассталось с тренером Андреем Чернышовым, вышло на моего хорошего друга и он меня посоветовал. Я же буквально за день до этого покинул одну команду («Шяуляй». - Прим. авт.), которая никогда не занимала высоких мест. Разошлись по обоюдному согласию – в чемпионате мы шли на четвертом месте, а президент спросил, почему команда не играет как «Барселона», после чего мне ничего не оставалось, как покинуть свой пост. Но сейчас я нисколько не сожалею об этом, так же как о решении возглавить «Акжайык». В Уральске чувствуется некая доброжелательность со стороны руководства клуба и области. 2011-й год был для нас кошмарным – из-за наводнения футбол остался на последнем месте. Целый год ребята, так же как тренеры, отработали совершенно без денег! И когда уже не надеялись на удачный исход, со всеми рассчитались и сейчас в финансовом плане нет никаких проблем.

«Тогда игроки получали в месяц по пять тысяч евро. Сейчас готовы играть за триста…»

- Главным тренером «Акжайка» являетесь вы, однако по документам на этой должности числится ваш помощник Йозеф Шкрлик. У вас нет тренерской лицензии?- Да. Раньше в Литве ее невозможно было получить. Нужно было выезжать на Украину илив другую страну, а на это ушло бы много времени. Сейчас на моей родине набрали группу и, кажется, даже начались занятия, но для меня там оставили вакансию. Шкрлика же мне посоветовал мой хороший друг, олимпийский чемпион, бывший вратарь Станислав Семан. Йозеф – сильный помощник, «фанат» своего дела, и мне очень приятно с ним работать.- Что вас удивило в Казахстане?- В добром плане – то, что государство уделяет большое внимание футболу и в целом спорту. Частных клубов в высшем дивизионе Казахстана, насколько я знаю, нет. В Литве, например, государство не выделяет футбольным клубам ни копейки. Сборной дают сто тысяч евро. А что это в наше время? Одна поездка! Перед частными владельцами команд надо снять шляпу. Но ведь разное в жизни бывает. Вот и сейчас «Экранас» - выигрывавший чемпионат страны на протяжении четырех последних лет – по сути, рушится. Хозяин титулованного клуба просто сказал что у него нет денег. И не будет.- Чему вы огорчились по приезде в нашу страну?- Удивляет качество полей. Хорошие покрытия лишь на домашних стадионах «Астаны», «Кайрата» и «Акжайыка». На остальных газонах игрок должен остановить мяч, потом только поднять голову, если надо еще раз подработать сферу, чтобы она не прыгала, и только потом сделать передачу. Это замедляет игру. Но в будущем, я считаю, ситуация изменится. Почему я так уверен? Есть очень хорошие футболисты. Мой сын работает агентом и сейчас находится в Казахстане. Его клиентов в «Акжайыке» нет принципиально. Это так, к слову. Так вот, он посмотрел игру «Астаны» и сказал, что в Литве сейчас нет футболистов такого уровня. Это раньше, в советское время, литовский футбол шел в гору и казалось, что так будет всегда, но продолжалось это лишь до кризиса. Тогда игроки получали в месяц по пять тысяч евро. Сейчас готовы играть за триста, да еще и не платят им по три месяца.

«Со временем остается лишь круг проверенных друзей, но он очень мал»

- Многие талантливые казахстанские футболисты всю карьеру проводят на родине. Причина в хорошей зарплате?- Если им столько платят, значит, они этого достойны. Появятся хорошие поля, и чемпионат станет сильнее. Но не все сразу. Знакомые рассказывали мне, что в 90-х годах в Казахстане разравнивали поле в степи, ставили ворота и проводили там матчи высшей лиги. Сейчас ситуация совершенно другая. Развитие идет.- Перевод чемпионата на систему «осень-весна» поспособствует развитию?- Когда это произошло, я очень обрадовался. Взгляните хотя бы на примере Уральска. Зимой, при температуре 20 градусов, когда мы тренируемся, дети в Литве не ходят в школу. Такие условия, мягко говоря, влияют на здоровье. Если же построят манежи, то число желающих заниматься футболом увеличится и работать можно будет круглый год. Хотя в Литве тоже несколько раз меняли систему розыгрыша чемпионата, но особых дивидендов это не принесло. Правительство говорит: «Дадим деньги тогда, когда наши клубы будут играть с «Барселоной» и «Манчестер Юнайтед». Достичь же этого без финансирования нельзя. Замкнутый круг. Помню, как защитник сборной Испании Херард Пике, по приезде в Литву на матч отборочного цикла, фотографировал местную обстановку и затем выложил это в интернет. Испанцы ужаснулись, когда увидели условия, в которых существует наш футбол! Смешно и грустно. Многие в вашей стране пишут о казахстанском футболе негативно, но это те люди, которые не были в настигнутой кризисом Европе. Я думаю, что Казахстан еще всех перегонит. Здесь я вижу самые больше перспективы в Европе, и нисколько не лукавлю.- Расскажите о своей семье…- Помимо сына, который так же был профессиональным футболистом, у меня есть дочь. Жена живет в Литве. Она предана своей профессии и не захочет уезжать.- Ваш отец тоже был связан с футболом?- Нет. Он рано ушел из семьи и я его, честно говоря, не помню.- Не жалеете, что стали тренером?- Наверное, нет, хотя потерял многое. Но я еще лет с десяти знал, что немного поиграю в футбол и стану тренером. Ни тракторы, ни ракеты меня не интересовали.– А что вы потеряли?- Работа тренера приводит к одиночеству. Ты теряешь друзей. В субботу, например, у кого-то день рождения – ты не можешь приехать. В воскресенье продолжение банкета, опять тебя нет – ты на игре. А в третий раз уже не позовут. Со временем остается лишь круг проверенных друзей, но он очень мал. При этом с 1995-го года я работаю вдали от дома. Это очень нелегко.

Алым ЖАЛЕЛОВ