Как известно, шоссейный профессиональный велоспорт – один из самых богатых на призовые вид спорта. Обилие гонок и мощных спонсоров, несмотря на общемировую рецессию воодушевляет, хотя и в велоспорт не обошлось без проблем. Как бы то ни было, деньги в велоспорте есть, гонщики в своем большинстве получает неплохую зарплату.

Мы часто сталкиваемся с новостями о переходах гонщиков в различные команды за энную сумму. Все восхищаются – вот за два месяца гонщик заработал 3 миллиона евро. И это не считая различных спонсорских контрактов. На самом деле тут все сложнее, ведь за эти деньги спортсмен отдает свое здоровье. А вы согласитесь, что никакими деньгами крепкое здоровье не оплатишь.

Для начала давайте поймем как и за что именно профессиональный велогонщик получает деньги. Во-первых, быть профи – не обязательно иметь контракт с командой. Очень часто бывает так, что гонщику трудно найти себе место в сильной команде и тогда ему приходится либо искать спонсоров, которые обеспечат ему место в одной из велодружин (что не очень хорошо), либо сидеть без дела (что вообще никуда не годиться). Куда все проще, если гонщик изначально, со старта свое карьеры, состоял в структуре одной из команд. Как только ребенок показывает в спортивной школе хорошие результаты, его берут «на карандаш» представители одной из команд. После окончания школы его приглашают выступать за детскую команду, потом в юношескую, контнентальную и, наконец, в Про-тим. Там, уже в зависимости от личных способностей, гонщик становится лидером команды, либо хорошим помощником. От его «ориентации» зависит и размер зарплаты. Есть еще такой момент, как работа в команде в том смысле, что сильный велогонщик может иметь нескольких помощников, которые следуют за ним в любую новую команду. Так было с Альберто Контадором, который в 2010 году увел с собой из «Астаны» в «Саксо Банк» нескольких сильных испанцев: Джозефа Джуфре, Бенджамина Наварро и др.

По слухам у Контадора в Астане была одна из самых больших зарпалат в современном велоспорте - 4 миллиона долларов

Второй момент состоит в том, что, как и в любой другой работе, в велоспорте твой заработок напрямую зависит от твоих результатов. Если гонщик отлично себя проявляет, неважно в чем, то и, соответственно, растет его зарплата. А вот такие великие гонщики как Иван Бассо, Кадел Эванс или Филипп Жильбер и вовсе могут требовать для себя особых условий в команде. Что им, чаще всего и так предоставляется.

Что касаемо призовых, которые есть в любой мало-мальски серьезной гонке, то тут все просто: обычно выигрыш честно делиться на всю команду. Ведь для итогового успеха работали все. Все и получат равную долю от общего призового фонда.

 

Майка за 450 000 евро

В шоссейном велоспорте, как и в любом другом профессиональном спорте, за каждую победу положены определенные призовые. Их размер зависит от престижа и трудности гонки. Самый солидные деньги платят на трехнедельных гонках и однодневных Классиках. Причем поощерения могут быть не только за победы, но и за обладания одной из призовых маек. Для примера возьмем призовые, которые выплачивают на «Тур де Франс». За победу на этапе гонщику выплачивают 8 000 евро. Второе стоит 4 000, третье 2 000 и так далее до 200 евро за 20 место. Отдельный вопрос по обладателям призовых майек. За то, что гонщик одел майку ему выплатят 350 евро за каждый день в этой майке. Если же гонщик выигрывает ее, то ему уже достается 450 000 евро. Обладатель второго места общего зачета получает 200 000, третий – 100 000 и так далее до суммы в 400 евро, которую получает 150-й гонщик и остальные кто ниже и смог классифицироваться в итоговом протоколе. Зеленая майка лучшего спринтера «стоит» 25 000 евро (15 000 за второе, 10 000 за третье и 2000 за восьмое место). Существует также ежедневный денежный приз для победителей в промежуточном спринте, которых на одном этапе может быть до четырех – 800 евро за первое, 450 за второе, 300 за третье. Такие же призовые выплатят гонщику и за гороховую майку горного короля (то есть 25 000, 15 000 и 10 000 евро). Как и в спринте, в горах тоже есть промежуточные финиши и призовые на них идентичны борцам за Зеленую майку. Чуть менее высоко оценивается Белая майка лучшему молодому гонщику – всего в 20 000 евро (соответственно 15 000 за второе, 10 000 за третье и 5000 за четвертое). Особняком стоят призовые самомоу агрессивному гонщику Тура – 20 000 евро. Самая быстрая команда (сумма времени пяти лучших гонщиков в общем зачете) получает 50 000 евро (по убыванию: 30 000, 20 000, 12 000, 8000).

 

Правила денежного движения

Вы будете удивлены, но в профессиональном велоспорте существуют свои определенные правила по зарплатам и им надо следовать. Верхнего потолка зарплат, как в НХЛ и НБА тут нет, зато есть нижняя планка. Согласно этим правилам в команде уровня Про-тим гонщик обязан получать не менее 35 000 евро в год. Если же это новичок, проводящий в WorldTour только первый сезон, то ему выплатят только 24 000 евро. Хороший грегари может делать в сезоне от 40 до 100 тыс. евро. А очень хороший (может даже перспективный многодневщик) может потребовать у руководства команды зарплату от 100 до 200 тыс. евро.

Винченцо Нибали может перейти в Астану за 2.8 млн евро

Разумеется, это суммы примерные, точные никто не разглашает – это коммерческая тайна. Как уже говорилось, размер зарплаты напрямую зависит от результатов твоей работы. Так что же надо сделать профессиональному гонщику, чтобы получать большую зарплату? Конечно же, побеждать. Непосредственные призовые от победы разделят в команде, но от факта твоей победы меняется отношение к тебе. Тут уже ты будешь в праве требовать дополнительных выплат, или пересмотрения условий контракта в сторону увеличения зарплаты. И тут существуют свои негласные правила. Победитель этапа «Тур де Франс» может потребовать зарплату не менее 150 000 евро в год. Победы на «Джиро д’Италии» и «Вуэльте Испании» немного дешевле – около 100 000. Куда серьезнее суммы, если речь заходит о победителе одной из Классик. Тут уже и 200 000 евро за сезон не предельная сумма. Ну, а если у гонщика отличное сочетание побед на самых разных гонках (этапы на Гранд-турах, Классики и более «мелкие» гонки), то речь может идти о 300 000 тыс. евро за сезон. В некоторых командах в контракте обозначается вознаграждение гонщика, который принес победу. Например за победу на «Тур де Франс» команда, согласно контракту, обязуется вылпатить 20 000 тыс. евро. Как говориться – чем больше побед, тем больше денег. Такие люди как Марк Кавендиш, Кадел Эванс, братья Шлеки, Бассо и Нибали за сезон могут зарабатывать от 1 до 3 миллионов евро. По неточной информации Альберто Контадор зарабатывал в «Астане» до 4 миллионов евро за сезон.

Кадел Эванс (на первом плане) и Анди Шлек - одни из самых высокоплаичваемых велогонщиков в пелотоне.

Помимо заплаты, твои победы могут принести другой источник прибыли – рекламные контракты. Чем известнее лицо, тем больше оно котируется в продвижении продукта. Не для кого не секрет, что носить часы, обувь или очки определенной фирмы уже стало привычкой в мире спорта. От этого никого не коробит, все понимают, что люди зарабатывают как могут. Кстати, эти рекламные контракты порой приносят денег не меньше, а зачастую и больше, чем официальная зарплата.

Многие из приведенных выше цифр не точны, потому как точные знают лишь в бухгалтерских отделах команд. Да к тому же многие из этих цифр могли измениться. Как бы то ни было, в профессиональном велоспорте деньги есть и они вряд ли в ближайшее время уйдут. Да, экономические потрясения отразились и на велоспорте, но задели его лишь по касательной. Думается, денежный оборот в этом виде спорта только возрастет.

 

Клюшки и велосипеды

У гольфа и велоспорта немало общего. Вроде того, что гольфистам положены призовые пиджаки, а велогонщикам – майки. По сравнению с велоспортом, в гольфе призовые будут выше. Да и турниров Большого шлема в гольфе больше, чем три Гранд-тура у велогонщиков. На одном из подобных турниров победитель может получить призовые свыше миллиона долларов, когда как победитель «Тур де Франс» получает чуть менее полумиллиона. Зато велоспорт куда более демократичный вид спорта и более любим болельщиками, чем гольф. Хотя об этом можно поспорить.

 

US Open – 1 440 000 долларов

«Тур де Франс» - 450 000 евро

The Open Championship – 1 116 000 евро

«Джиро дИталия» - 300 000 евро

PGA Championship – 1 445 000 долларов

«Вуэльта Испании» - 300 000 евро

 

Средняя заработная плата велогонщика команды WorldTour:

2002: € 100 000

2003: € 120 000

2004: € 120 000

2005: € 140 000

2006: € 140 000

2007: € 160 000

2008: € 160 000

2009: € 190 000

2010: € 200 000

2011: € 220 000

2012: € 264 000

2015 (прогноз): € 370 000