6 июня, в день рождения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, алматинцам был представлен новый тренерский штаб «Кайрата».
В этот же день руководство «Кайрата» и Дмитрий Огай, назначенный главным тренером команды в начале года, пришли к обоюдному соглашению о прекращении сотрудничества. У руля великого в прошлом клуба стал испанец Хосе Перес Серер, имеющий большой тренерский опыт работы в таких европейских грандах, как «Валенсия» и «Барселона». Помощником Хосе Переса будет испанский специалист Исмаэль Диас, поработавший более 20 лет в ряде испанских клубов. Что касается самого главного наставника, то он имеет международную категорию PRO. Свою игровую карьеру начинал в 1981 году в «Барселоне». С 1989-го по 1993-й выступал в «Мальорке», после чего перешел в «Валенсию». Именно там он начал работать под надзором Гуса Хиддинка и Луиса Арагонеса. Завершал карьеру Перес в «Вильярреале», которому посвятил 4 года. Позже 6 лет проработал тренером в «Валенсии» и 5 лет в качестве директора тренировочных стажировок в «Барселоне». В 2011 году Серер был назначен директором академии «Барселоны» в Корее. И вот теперь он в Алматы. Новый герой, чтобы возродить легенду.
В 16:00 в среду в пресс-центре Центрального стадиона прошло представление нового тренерского штаба.
Знакомить с аудиторией испанца выпала честь председателю наблюдательного совета клуба Кайрату Боранбаеву:
– Спасибо, что приняли наше приглашение и пришли на эту встречу. Мы понимаем, что общественности и болельщикам очень важно знать о тех изменениях, которые происходят в нашем клубе. Поэтому вы здесь. Сегодня по решению наблюдательного совета принята отставка Дмитрия Алексеевича Огая. Это наше обоюдное решение. На его место мы рекомендуем испанского специалиста Хосе Переса Серера. Это бывший игрок «Валенсии» и «Барселоны». В последней команде он проходил стажировку как тренер, имеет категорию PRO. Это решение далось нам нелегко. Это был долгий процесс. Мы рассмотрели шесть кандидатур и свой выбор остановили на испанце.
Хосе Перес Cерер тоже обратился со словами приветствия к собравшимся, рассказав о своих планах:
– Добрый день. Я и мой компаньон Исмаэль Диас приехали в Казахстан, для того чтобы работать в «Кайрате» и сделать его сильнее. Мы хотим, чтобы «Кайрат» играл в агрессивный, атакующий футбол, и чтобы наша команда была хозяином мяча в каждом матче. Мы верим в свои силы. Наша главная цель – сделать так, чтобы о «Кайрате» знали и говорили в Европе.
Затем представители СМИ смогли задать свои вопросы.
– С юридической стороны как вы расстались с Огаем?
Кайрат Боранбаев: В любом коллективе возможны кадровые изменения. В нашем случае это тренеры. Конечно, мы не сомневались и не сомневаемся в профессионализме Дмитрия Алексеевича Огая. Он один из лучших казахстанских специалистов. Мы наблюдали за его работой весь первый круг. Решение о возможной смене тренера обсуждалось на наблюдательном совете по итогам первого круга. Тренер сам решил, что должен уйти. Это его личное решение. Никаких финансовых разногласий у нас нет – мы расстаемся по обоюдному согласию сторон.
– Почему свой выбор вы остановили на тренере из Испании?
Кайрат Боранбаев: Мы вели переговоры с шестью специалистами. Приезжали к нам Сергей Овчинников и Юрий Газзаев. По телефону мы разговаривали с Валерием Непомнящим и Юрием Красножаном, встречались с Андреем Гордеевым и Андреем Талалаевым. Испанцы проявили большой интерес к нашему клубу и реально его оценили. Они сами посмотрели матчи с участием «Кайрата» и вышли на нас с предложением. Наблюдательный совет отдал им предпочтение. Чуть забегая вперед, скажу, что мы в середине июля планируем подписать контракт с детскими тренерами из этой страны, которые будут работать в нашей детской академии «Кайрат». Мы взяли ориентир на техническую базу футбольного клуба «Барселона».
– Вопрос Пересу. В дублирующей команде работает тренер из мадридского «Реала». Между вами будет заруба или постоянные шутки?
– Футбол – универсальная игра. Мы хотим обогатить клуб опытом. «Кайрат» должен быть лучшей командой в стране. Для этого мы здесь.
– Вопрос к новому тренеру. В прошлом году англичанин Джон Грегори привез с собой несколько игроков из той команды, которую тренировал. Вы не планируете пригласить игроков из «Барселоны»?
Кайрат Боранбаев: У нас денег не хватит!
Хосе Перес Cерер: Мы бы хотели привезти игроков из Испании. Но все вопросы будем согласовывать с руководством клуба. Самое главное, какой бы национальности не был футболист, он должен хорошо выступать. Уровень футболиста – вот что важно.
– Почему бы для популяризации футбола руководству ФК «Кайрат» не приглашать в состав команды всемирно известных футболистов, как это делали, например, в Турции?
Кайрат Боранбаев: Хочу раз и навсегда поставить точку в этом вопросе. У «Кайрата», кроме легендарной истории и эмблемы, ничего нет. У нас есть сгоревшая база на Каблукова, которую вернули клубу благодаря Ахметжану Смагуловичу (акиму города. – Прим. ред). У нас долги по старым контрактам на 2,5 млн долларов. И больше ничего. Зачем нам приглашать футболистов, завершивших карьеру, и платить им большие деньги? Чтобы потратить деньги? Чтобы показать, какие мы хорошие? Через два-три года какой-нибудь шотландец захочет приехать к нам. Совета он будет спрашивать у своего земляка, который здесь уже играл. И если он скажет, что у нас ничего нет, то вряд ли к нам кто-то поедет. То же самое и с турками, и со словаками. Поэтому первостепенная наша задача – построить инфраструктуру клуба. У нашей академии сейчас всего одно поле на Магнитной. Это крайне мало. Уже здесь говорили, что в «Кайрат» приезжали разные футболисты. Где они сегодня? Опять хочу сказать, что, кроме истории, эмблемы и ветеранов, у нас ничего не осталось. При объединении с «Цесной» к нам перешли 5 гектаров земли на улице Майлина. Мы там будем строить школу-интернат. Базу на Каблукова мы отдадим под детскую академию. Здесь будет три поля, включая спортивный зал. Сегодня мы оформили 12 га земли в районе аэропорта, где будем строить футбольные поля. От нехватки полей страдают даже команды, выступающие в соревнованиях республиканского ранга. А у нас кроме основной команды есть дублирующий состав, команда в первой лиге и два коллектива во второй лиге. Просто тратить деньги мы не собираемся. Будем строить футбольные поля, создавать надлежащую инфраструктуру. И это направление сегодня у нас основное. Может быть, завтра не будет меня, приглашенных тренеров. Но инфраструктура клуба останется. Так что я не вижу смысла тратить деньги. У нас обучаются 410 детей. Нам не нужны иностранные футболисты. Мы хотим растить своих. «Кайрат» будет состоять на 50 % из своих выпускников, 25% лучшие казахстанские футболисты и 25% 7 легионеров, положенных по регламенту.
– Вопрос к новому тренеру. Вы посмотрели несколько игр «Кайрата» в чемпионате страны. Какие слабые стороны вашей команды?
Хосе Перес Cерер: Не хочу говорить о слабых или сильных сторонах. Хочу поменять рисунок игры.
– Ваша излюбленная тактическая схема?
– Акцент будет сделан на атаку. Мне нравится тактическая схема 1-4-3-3.
– Будет ли при новом главном тренере новый капитан?
Кайрат Боранбаев: После четырех игр чемпионата мы с Дмитрием Огаем собрали ребят и сказали, чтобы они тайным голосованием избрали своего капитана. Большинство ребят отдали предпочтение сербу Неманье Йовановичу.
– Назовите, пожалуйста, официальную причину отъезда турецкого легионера Бурака Акйылдыза – вернется ли он в «Кайрат»?
Кайрат Боранбаев: Он покинул команду по семейным обстоятельствам. Мы разговаривали с ним, он объяснил ситуацию. Ему нужно быть в Турции. Между тем все права на футболиста принадлежат «Кайрату». Мы против того, чтобы он играл в Турции. Если он захочет играть там, то должен договариваться с нами. У него, кстати, там невеста. С этим тоже связаны определенные трудности.
– Останется ли в тренерском штабе «Кайрата» Евгений Иванович Кузнецов?
Кайрат Боранбаев: Мы всем тренерам, в том числе и Дмитрию Огаю, предложили остаться в клубе. У нас ощущается острая нехватка тренеров. Пока заявление об увольнении подал только Сергей Кулинич. Он обосновал это отъездом в Россию. Все остальные, как я понимаю, еще не приняли окончательного решения.
– Планирует ли «Кайрат» усиливаться в период дозаявок?
Кайрат Боранбаев: Это прерогатива тренера. У нас рассматривался вариант, при котором несколько футболистов покинут команду, а их места займут наши воспитанники из дубля и команды первой лиги. Мы ведем постоянную селекционную работу, ищем усиление. Я знаю, что есть на примете несколько футболистов, которые могут пополнить команду в ближайшее время. Но решение по их приглашению будут принимать тренеры «Кайрата».
– В «Кайрате» поменялись тренеры. Означает ли это, что меняются и задачи на сезон?
Кайрат Боранбаев: Задача у «Кайрата» одна – побеждать во всех матчах. Нет у нас других задач. Было бы неправильно приглашать тренера и говорить – ты должен занять десятое место. Или второе место. «Кайрат» должен всегда стремиться к победам во всех турнирах. Во втором круге «Кайрат» должен выигрывать все матчи.
– Насколько подписан контракт с испанскими специалистами?
Кайрат Боранбаев: На полтора года.
– Вопрос Пересу. В команде есть еще один испанец Эредия. Какое у вас сложилось о нем мнение на тренировках?
Хосе Перес Cерер: Мы не будем обращать внимания на национальную принадлежность. В первую очередь нас будет интересовать качество игры. Эредия очень известный футболист. Он отдается своей работе на все сто процентов. Правда, у нас еще не было возможности оценить его. С завтрашнего дня на тренировках мы наверстаем упущенное.
– Есть вероятность провести матч с «Барселоной»?
Кайрат Боранбаев: Мы хотим играть с «Барселоной», но у нас для этого нет денег. У нас судебные разбирательства с футболистами 3-летней давности, перед которыми остались долги.
– Вопрос тренеру. Вы можете сравнить сборную Испании образца 2008 года и нынешнюю. Что ждет «Красную фурию» в Польше и Украине?
Хосе Перес Cерер: Испанцы показывают очень хороший уровень. Мы стали чемпионами Европы в 2008-м и чемпионами мира в 2010-м. Сейчас сборная Испании состоит из 9 футболистов «Барселоны». А значит, сборная играет в идентичный футбол, что и «Барса». Верю, что нашу команду ждет успех.
– Господин Перес, вы всегда такой серьезный?
– Когда работаю, я серьезен. Когда нет – тоже. А если говорить открыто, то люблю шутки и сам часто шучу.
– Как к вам отныне можно будет обращаться?
– Можете звать меня Пепе.