Знаменитый тренер, добившийся успеха с «Тереком» в России, Владимир Никитенко рассказывает, почему у него не сложилось в «Кайрате» и что стоит ждать от «Кайсара» в этом году. Также в интервью нашему изданию он проливает свет на то, почему у Струкова возник конфликт с Джоном Грегори.
– Когда был тренером «Кайрата», то у руководства клуба были серьезные амбиции, – рассказывает Никитенко. – Оно хотело сразу максимально положительного результата. При этом и вроде были созданы нормальные по тем временам условия. Но ведь команда только начинала строиться с самого нуля. Тогда у «Кайрата» не было такого мощного спонсора как сейчас, поэтому все деньги поступали у государственной казны. Нам еще вернули долг в размере 100 миллионов тенге. Исходя из тех материальных ресурсов, что у нас были, мы составляли список, кого хотели видеть в команде. У нас был топ-список из 25 сильных футболистов, но никто, исходя из тех денег, что мы предлагали, а также из прошлых результатов «Кайрата», не согласился. Был составлен другой список. Сразу же была установлена договоренность с Русланом Балтиевым и Константином Головским. Из второго списка тоже никто не согласился подписывать контракт с клубом. Поэтому пришлось работать по остаточному принципу, и тех ребят, которые не подходили клубам в межсезонье, мы приглашали к себе на просмотр.
– На УТС какие были трудности?
– Во время учебно-тренировочного сбора вроде удалось создать хорошую команду. Спарринги были очень интересными, протекали в атакующем стиле. Но поскольку на просмотре было очень много игроков, то мы им предоставляли только тайм для показа своих возможностей. В конечном итоге мы определились, и вы все прекрасно видели, что у нас получилось создать.
«Но только в 1990-х и начале 2000-х можно было в Казахстане создать команду и с ней завоевать золото чемпионата»
– На старте сезона было разочарование?
– Старт чемпионата мы провалили. Он сложился крайне неудачно. Из 4 игр (3 на выезде и 1 дома) получилось набрать всего лишь 5 очков. Потеряли очки как с «Кайсаром», так и с «Атырау». Потом был неудачный месяц, когда «Кайрат» встречался с сильными соперниками. Команда демонстрировала очень хорошую настроенность и самоотверженность. Пусть мы и проигрывали те матчи, но команда росла. И уже в мае мы начали получать дивиденды.
– Какие?
– Мы обыграли «Актобе» и «Шахтер». В Караганде мы показывали очень добротный футбол. Стали набирать очки. Но руководство жаждало стопроцентных побед. Но только в 1990-х и начале 2000-х можно было в Казахстане создать команду и с ней завоевать золото чемпионата. Но не сейчас. Уже совсем другое время.
– И в этот момент, когда вы были на 7-м месте в турнирной таблице, терпение руководства «Кайрата» лопнуло?
– Да. В период дозаявки нам нужно было усилить атакующие линии, особенно по флангам. Найти скоростных футболистов. Если бы мы тогда купили 2-3 футболистов, то мы бы смогли спокойно остаться в премьер-лиге и никуда не вылетать. Я предоставил трех новых футболистов, но шло какое-то торможение с их оформлением. Постоянно шли слухи о прибытии нового тренера из-за рубежа. Я просто написал заявление об увольнении. Этого было им достаточно.
«Струкова нельзя никогда загонять в какие-то строгие рамки. Видать, Грегори и наступил на эти грабли, поэтому высказал недовольство по действиям Струкова»
– При вас Струков был лучшим снайпером в чемпионате, а Грегори от него отказался. Чем он ему не подошел?
– Струков – парень неординарный. Не каждый тренер его понимает. У него есть проблемы с тактической дисциплиной, но он очень способный. Мы пошли ему навстречу и стали строить игру через него. В таких условиях он сразу же показал результат, забив в начале чемпионата 5 мячей. Струкова нельзя никогда загонять в какие-то строгие рамки. Видать, Грегори и наступил на эти грабли поэтому высказал недовольство по действиям Струкова. Сергей такой футболист, который ищет себя на поле, когда находит лучшее место, то показывает отличный результат. И таких футболистов в нашей стране много. Но иностранный специалист этого не понял или не хотел понимать.
– Струков потом дал нашему изданию скандальное интервью, после чего немедленно был отстранен от команды.
– А всем никогда не угодишь. Если сейчас сравнивать организационную работу с тем, что была при мне, то это небо и земля. А что касается нашей команды в то время, то можно сказать, что она состояла из полупрофессионалов.
– Чем вы занимались до тренерской деятельности в «Кайсаре»?
– Проходил учебу на лицензию PRO с другими тренерами. Приходилось писать очень много курсовых, дипломную. Экзамены сдавали. У УЕФА очень высокие требования. Побывали в самом центре УЕФА, где прослушали ряд полезных лекций. В прошлом месяце получил категорию PRO.
– От лица «PROСПОРТ» поздравляем вас с таким достижением и надеемся, что ваш опыт повысит уровень казахстанского футбола.
– Спасибо. Будем стараться.
«Не вижу в работе Любинскаса никакого сверхфантастического результата»
– Когда вы пришли в «Кайсар», чувствовалось, что ребятам сложно перестроиться после работы с Альгимантасом Любинскасом?
– Ничего не могу сказать. Лучше спросить у тех, кто был очевидцем происходящих событий. Сейчас у нас тоже был неудачный старт. Не знаю, за что поют дифирамбы Любинскасу? Команда боролась постоянно за выживание в премьер-лиге и только в конце чемпионата за счет удачной игры смогла занять нужную позицию. Не вижу здесь никакого сверхфантастического результата. А если бы на балл меньше «Кайсар» набрал, то как бы ситуация разворачивалась?
– В Алматы на Центральном стадионе во время матча «Кайрат» – «Кайсар» вы работали в ложе для прессы. В чем заключались ваши обязанности на тот момент?
– Я был тренером-консультантом. Мне нужно было познакомиться со всеми игроками и увидеть их потенциал.
– Что можете сказать о Филиппе Эдейпо?
– Пока ничего не могу сказать, поскольку он залечивает травму. О нем поступают только хорошие отзывы. Надеюсь, что в скором времени он сможет тренироваться в общей группе.
«У нас одна цель и задача – остаться в премьер-лиге. Как только мы выползем из зоны риска, то перед нами будут ставиться другие цели»
– Вы титулованный специалист. Руководство «Кайсара» не стало завышать свои требования перед вами?
– У нас одна цель и задача – остаться в премьер-лиге. Как только мы выползем из зоны риска, то перед нами будут ставиться другие цели. Сейчас после летнего трансферного окна нам важно укрепиться. Хотя добавьте нам 3-4 очка, и мы бы с удовольствием пересмотрели новые задачи.
– Последняя игра с «Сункаром» вызвала очень много вопросов?
– Было очень тяжело играть моим подопечным. Они жаловались на духоту, которая мешала им реализовать свой потенциал. Во втором тайме соперник подсел, и мы смогли его дожать, но не реализовали несколько моментов. К тому же часто теряли мяч на ровном месте. К сожалению, для болельщиков матч оказался скучным. Да и поле очень в плохом состоянии. На первый взгляд вроде зеленое и нормальное, но есть кочки, неровности, что внесло свои коррективы.
– Вы уже сделали выводы. На какие позиции будете покупать футболистов?
– Купить – это громко сказано. Нам нужны атакующие футболисты. Купить мы не можем, поскольку у нас самый низкий бюджет. Будем искать футболистов, которые смогут перейти к нам на правах свободного агента.
– Как вы могли согласиться работать в команде с таким маленьким бюджетом?
– А у меня нормальные условия. Да и у клуба серьезные перспективы. Мне интересно поработать в «Кайсаре». К тому же Кызылорда живет футболом. В этом городе футбол любят и активно поддерживают свою команду. Хотелось бы их за это поблагодарить.
– Вы сетовали на то, что у нас плохо с популяризацией?
– Точно. Хотелось бы, чтобы не только в газетах уделялось много внимания премьер-лиге, но и был создан футбольный ТВ-канал, где было бы много анализа, разбора и популяризации. Эту идею нужно донести до Президента страны, президента ФФК и председателя агентства по делам спорта и физической культуры.
– До вас дошла программа Юревича по развитию детско-юношеского футбола?
– Еще нет, но мы с нетерпением ждем этого в нашем городе. Сейчас во всех сферах наблюдается модернизация, и в футболе это должно всегда происходить. Поддерживаю Юревича. Единственное, что у нас есть проблемы с инфраструктурой и качеством полей. Поля всегда были болезнью в Казахстане. Сейчас нужно больше создавать полей с подогревом, потому что конец чемпионата выпадает на очень холодное время.
– Вы за то, чтобы перенести время начала матчей на более позднее время, чем 17:00?
– Это будет благоразумно, и я поддерживаю эту идею. Нужно ставить матч на такое время, когда жара и другие факторы не могли мешать качеству футбола. У нас и так нет футболистов, технически грамотных, а еще играть в жару, так это вообще страшно.
– Болельщики называют футболистов «Кайсара» «степными волками». За счет чего ваши подопечные смогут оправдать это название?
– Волки обладают выносливостью, и я хочу верить, что, невзирая на все неудобства и дискомфорт, с которыми сталкиваются футболисты, они все же смогут все перенести. И проявив мужество и волчий характер, они смогут показать достойную игру, которая позволит Кызылорде еще долгое время наслаждаться премьер-лигой.