Казахстанская велокоманда «Астана» является одной из сильнейших в мире шоссейного велоспорта. За плечами парней в бирюзовых майках немало славных побед. Последние успехи Энрико Гаспаротто и Максима Иглинского заставили задуматься: неужели мы не ожидаем успехов ни от кого, кроме капитанов вроде Контадора, Винокурова или Армстронга?

Знай свое место!

Во-первых, давайте разберемся с тем, что именуется распределением обязанностей. В команде, выступающей, допустим на «Тур де Франс», девять человек, и только один из них реально претендует на роль лидера команды (между прочим, это не всегда капитан команды), реже – когда это два человека. Все остальные должны помогать своему капитану, прикрывать, следить за его основными соперниками, и не дай бог если у лидера будут технические или другие проблемы и он отстанет, то они должны остаться с ним и вернуть его в гонку при минимальной затрате сил с его стороны.

Не забудем, что команды едут на гонку с разными задачами. Если коллективу надлежит бороться за победу в общем зачете, то и тактика ведения гонки избирается соответствующая: команда на равнинных этапах плотно сосредоточивается возле своего капитана и лидера (как правило, для трехнедельных гонок это «горняк» или универсал), не давая тому потерять темп и выпасть из быстро едущего пелотона, заодно прикрывая от ветров, чтобы он не тратил слишком много сил. А когда наступает время решающих этапов, то она «привозит» гонщика как можно ближе к голове группы и следит за соперниками. В решающий момент капитан обычно остается один и, если команда сработала как надо, сохранив ему силы, выигрывает время у своих соперников. Еще одна задача таких помощников – отвлечение внимания на себя. Это возможно при наличии второго сильного гонщика в команде, как было у «Астаны» на «Тур де Франс-2010». Все понимали, что лидер команды – Альберто Контадор, но и от Александра Винокурова можно было ожидать высоких результатов и даже побед на этапах. Вот казахстанец часто и атаковал, вынуждая соперников Контадора тратить лишние силы на погоню.

Гаспаротто на Амстел Голд Рейс уже был третьим. Теперь вот первый

Но все команды не могут бороться за генерал, а потому шоссейный велоспорт полон и таких коллективов, кому это не интересно. Это спринтерские команды, и задачи перед ними стоят совершенно иные. Им надо выигрывать отдельные этапы на многодневных гонках. Самый яркий пример такой велокоманды – недавно распавшаяся «Хайроад». Американская команда никогда не имела амбиции относительно каких-либо зачетов, зато ее лидер британец Марк Кавендиш был просто непобедим на спринтерских этапах, коих предостаточно на первой неделе гранд-туров. От развала коллектив это, к сожалению, не спасло, зато именно благодаря этим командам современный велоспорт имеет свои черты. Когда до решающих отрезков далеко, да и до финиша конкретно этого этапа тоже, именно эти коллективы (точнее, их грегари) ведут гонку. Тактика проста: как водится, с первых километров вперед уезжает отрыв дня – один или несколько человек уезжают иногда на очень значительное время, – а основная группа во главе со спринтерскими командами ведет преследование. К последним километрам обычно отрыв нейтрализуется, и тут спринтерские команды взвинчивают темп, пытаясь сбросить конкурентов с колес. Когда до финиша остается определенное количество метров (тут все зависит от личных физических данных спринтера), команда откатывается назад, выставляя вперед лидера. Начинается спринт, сильнейший побеждает. Занавес.

Что в первом, что во втором случаях, помощники лидера очень редко могут позволить себе самодеятельность. У команды есть четкие задачи на гонку и их надо выполнять. Лишь в редких исключениях грегари могут позволить себе немотивированную атаку. И еще реже подобная атака завершается победой.

Приятная неожиданность

Разумеется, и победы тоже случаются. Спорт есть спорт, и он непредсказуем. Вспомним «Джиро д’Италия» 2011 года, когда в отчаянную атаку на одном из горных отрезков поехал итальянец Паоло Тиралонго из «Астаны». Вслед за ним смог уехать лишь Контадор, к тому времени уже сменивший команду. Но в силу старой дружбы и того, что Альберто и так выходил победителем (поскольку выиграл практически у всех основных соперников много времени), испанец не стал отбирать победу у своего бывшего напарника по команде.

Джиро-2011.Альберто Контадор подарил Паоло Тиралонго победу на этапе. Они в разных командах, но все еще друзья

Последние победы казахстанской команды на «Весенних классиках» можно назвать сенсациями. Энрико Гаспаротто пришел в Астану из «Лямпре» в 2010 году. Итальянец был стопроцентным грегари, работягой, с отличным ходом в горах (чем очень часто пользовались его капитаны). До победы на «Амстел Голд Рейс» громких успехов у него не было, но можно отметить его третье место на этой же гонке в 2010 году. Свою превосходную форму Энрико Гаспаротто подтвердил и неделю спустя, финишировав на Льеж–Бастонь–Льеж третьим.

Еще более приятной неожиданностью стала победа Максима Иглинского на Льеж–Бастонь–Льеж. С момента дисквалификации Винокурова в 2007 году в Казахстане не было действительно сильных гонщиков. Братья Иглинские были из разряда подающих надежды (Максим выигрывал этапы на «Вуэльте Насиональ» и «Дофине Либере», а у Валентина были победы на «Туре озера Хайнань» и «Туре Турции»), Асан Базаев – спринтер, а значит, на лавры Вино ему точно не претендовать. Руководство команды сделало ставку на легионеров, вот тогда у нас появились Альберто Контадор, Лэнс Армстронг, а сейчас есть Роман Кройциер и Янец Брайкович. Но Иглинский-старший в этом году показал, что он накопил силы и теперь тоже претендует на роль одного из лидеров «Астаны». Его младший брат Валентин, больше тяготеющий к спринту (хотя чистым спринтером его назвать трудно – скорее, так называемый «тяжелый» спринтер, могущий спуртовать и в гору), также имеет за спиной победы, но они были одержаны на гонках более низкой категории, но его заслуг это не уменьшает.

Гонкой Льеж–Бастонь–Льеж завершился сезон «Весенних классик». Сильнейшие гонщики в своем большинстве берут небольшой тайм-аут, чтобы как следует подготовиться с стартующей 5 мая первой трехнедельной многодневке сезона – «Джиро д’Италия». Но некоторые продолжают входить в соревновательный ритм – сейчас идет сразу несколько гонок: «Тур Турции» и «Тур Романдии».

 

Самые престижные победы грегари «Астаны»:

2007

«Критериум Дофине Либере», 5 этап. Антонио Колом (Испания)

«Критериум Дофине Либере», 6 этап. Максим Иглинский (Казахстан)

2010

«Критериум Дофине Либере», 5 этап. Даниэль Наварро (Испания)

2011

Париж–Ницца, 7 этап. Реми де Григорио (Франция)

«Джиро д’Италия», 19 этап. Паоло Тиралонго (Италия)

2012

«Амстел Голд Рейс», Энрико Гаспаротто (Италия)

Льеж–Бастонь–Льеж, Максим Иглинский (Казахстан)

 

Как ты меня назвал?

Грегари – так называют помощников капитана. Это гонщики, которым приходится жертвовать своими личными интересами в пользу своего капитана. Они защищают своего лидера от ветра, ловят атаки конкурентов, возят из машины сопровождения воду и еду.

 

Лейтенант, или звездный грегари – второй человек в команде (иногда их может быть несколько). Это сильный гонщик, способный сам выигрывать этапы или высоко подняться в общем зачете гонки. Обычно лейтенант прикрывает своего капитана: если тот не сможет по каким-либо причинам финишировать в гонке, то лидером становится именно он.

 

Зарубежная пресса о победе Максима Иглинского

Politiken.dk (Дания): кто мог предугадать это?

«Нибали атковал за 20 км до финиша, но он не знал, что у Максима Иглинского другие планы. Казахстанский гонщик из «Астаны» курьерским поездом сначала уехал от одного фаворита гонки, испанца Хоакима Родригеза, а потом так же мощно оставил позади Нибали. Никто не мог этого предугадать!»

 

Gazetto della Sport (Италия): это просто издевательство!

«Казахстанский гонщик Максим Иглинский издевательски легко выиграл самую старую гонку из «Весенних классик» – Льеж–Бастонь–Льеж, оставив с носом не кого-нибудь, а самого Винченцо Нибали, уехавшего в отрыв за 20 км до финиша. Просто фантастическое начало сезона для «Астаны» – неделю назад Amstel Gold Race, сегодня – Льеж–Бастонь–Льеж…»

 

El Pais (Испания): наследник Винокурова

«98 выпуск триллера по названием Льеж–Бастонь–Льеж завершился победой наследника Винокурова – казахстанца Максима Иглинского. Сила, воинственный характер, и первая большая победа в карьере…»