Один из знаменитых детских тренеров Казахстана Александр Кузнецов, прошедший обучение в Национальном Олимпийском комитете Германии, участвовавший в семинаре BACONS совместно с ФК «Челси», а также имеющий за плечами стажировку в компании B&M Sport, в немецких футбольных клубах «Штутгарт» и «Карлсруэ», бельгийском «Стандарт Льеж», рассказывает «PROСПОРТ» о революционном обучении детей, признается, что главный тренер «Реала» Жозе Моуринью по достоинству оценил это ноу-хау и уже внедрил эту программу в детскую академию испанского клуба. Также только на страницах нашего издания вы впервые сможете детально познакомиться с новой методикой обучения детей футболу с помощью суперкомпьютера.– Необходимо вернуть детям любовь к футболу и заняться популяризацией спорта номер один, рассказывает Александр. – В Алматы организовали ДЮФЛ, которая за короткий срок сумела показать себя с очень хорошей стороны. Турниры проходят на очень высоком уровне, так что сейчас все совместными усилиями взялись за детский футбол и думаю результат скоро будет колоссальный. Сейчас необходимо в первую очередь вернуть массовый футбол, любовь детей к спорту номер один. Важно заниматься популяризацией. Нужно организовать уроки футбола в школах. Можно пригласить всех желающих учителей по физкультуре и провести семинар. Поделимся с ними различными материалами.– У нас в Алматы очень много полей, но все они находятся на частной основе. Как в таких обстоятельствах развивать детско-юношеский футбол?– В этой непростой ситуации есть два выхода. Во-первых, акимату с владельцами этих полей нужно договориться о детских часах. На частных полях аренда начинается обычно с 7 часов вечера и час аренды стандартного поля минимум 15 тысяч тенге. Днем практически стадионы пустые, электроэнергии они не требуют в такое время. Можно привлечь студентов, оплачивать им небольшую стипендию, чтобы они могли работать с детьми. В целом необходимо на местах организовать филиалы и привлечь волонтеров, чтобы они приглашали детей. Так мы вернем массовость. Есть и другой вариант. Не секрет, что все клубы, помимо «Кайрата», у нас сейчас бюджетные. Все расходы основаны на наших налогах. Меня как честного налогоплательщика не устраивает тот уровень легионеров, которые гостят у нас. Можно пойти на серьезный шаг и на один год отменить присутствие легионеров, в нашей стране. А то финансирование, которое изначально шло на легионеров потратить в этот же год на сооружение инфраструктуры для детско-юношеского футбола. В результате мы построим как минимум три стадиона в каждом городе, которые будут приносить пользу. Кто-то скажет, что без легионеров ослабеет наш чемпионат. Но лучше сейчас сделать шаг назад и потом пять шагов вперед, чем постоянно топтаться на месте. А если честно, то никто и не ходит в принципе смотреть на этих легионеров, чтобы еще покупать майки с их фамилиями. Единственное отмечу, что высокого уровня были Тихонов и Титов. На них вот приходили посмотреть. Другие легионеры не зарабатывают для клубов деньги. Никто не покупает трансляцию матчей с их участием. В ведущих чемпионатах Европы в среднем любой клуб зарабатывает за матч от продажи билетов от 500 тысяч евро и более. Поход на стадион, чтобы поболеть за команду, – любимое дело. У нас на стадионы так вообще ходят бесплатно. О чем еще можно говорить? Если в каждой области и городе будет стадион и команда даже любительского уровня, мы со временем заполним стадионы. Естественно, повышая каждый раз уровень развития чемпионата и условия резерва. Городским властям очень тяжело и финансировать клубы, и строить инфраструктуру. Но если урезать бюджет на легионеров, то можно добиться хороших результатов.

– Одобряешь концепцию развития детско-юношеского футбола со стороны ФФК?– Это очень хорошая идея. Мы видим, как Юревич уже проводит свою работу и собирает тренеров. Направление выбрано правильное. Рассказывая о методе обучения детей через мозг, предлагаю взглянуть на футбол с другой стороны. Вкупе будет неоценимая польза. Очень сильно поддерживаю идею ФФК. С нетерпением жду, когда работа закипит во всех регионах. Многие критикуют ФФК. Но нужно дать время, и мы увидим результат. В то время, когда гранды мирового футбола спят, мы должны и ночью работать, чтобы догнать их. Все придет, нужно только время. Мне посчастливилось стажироваться и проходить обучение во многих странах Европы. Наши ребята выглядят не хуже европейских. Нужно только правильно составить программу и создать все условия. Учитывая и тот факт, что в Европе футбол зародился в 1800-е годы, а в Казахстане в 1914, когда купцы завезли. Когда Европа уже профессионально занималась футболам, у нас его не было. Мы еще дети в Европе, которые только растут. Нужно обратить внимание на молодых тренеров. Не все тренеры с их материальной базой могут посетить европейские семинары и пройти высококвалифицированные курсы обучения. Нужно помогать им в развитии. В техническом центре я обучился и доволен. Кайрату Ильясовичу Адамбекову за это огромное спасибо. Но нужно и дальше совершенствоваться.– Расскажи о своем знакомстве с Мишелем Брюнинксом?– «Динамо» из Минска проводило семинар по современным методикам обучения и подготовки, основанным на школах Бельгии и Голландии. Мишель Брюнинкс приехал и читал лекции о методе обучения через головной мозг. Координатор проекта B&M Sport пригласил меня посетить это мероприятие. 4 часа в день у нас была теория и 4 часа – практика. Договорился с Мишелем после уроков пообщаться на тему футбола. Каждая беседа продолжалась до часу ночи. Мишель безотказный человек. В конце концов директор спортивной школы «Динамо» сказал: «Елки-палки, Минск обучил, а казахи все знания забрали». Так оно и было. Мишель позже стал спортивным директором «Стандарта Льеж».– Чем занимается компания B&M Sport?– Она специализируется на разработке новаторских учебно-образовательных программ для обучения футболу людей всех возрастов. Все программы опираются на тщательное исследование в области когнитивной неврологии и нейропсихологии, которые помогают улучшить точность и быстроту движения, тем самым повышая уровень подготовки людей в футболе. В основе программы B&M Method лежит углубленное изучение работы головного мозга человека и его взаимодействие с органами чувств. Автором этой методики является Мишель Брюнинкс (лицензия категории «А» элит УЕФА), за плечами которого более 30 лет тренерской работы: доцент Льювенского католического университета, преподаватель футбола в школе Топ-спорта города Льювен при Бельгийской федерации футбола, экс-главный тренер и координатор проектов B&M Sport, спортивный директор академии «Стандарт»).В течение 9 лет с успехом были сформированы профессиональные игроки как для мужского, так и для женского футбола. B&M Method предлагает фундаментальное практическое обучение футболу и помогает становлению футбольной техники, правильному использованию пространства поля, быстрому и точному приему и передачи мяча, а также становлению игровой дисциплины.

– Кого из футболистов можно выделить, кто прошел через всю эту программу?– Их очень много, приведу нескольких: Стивен Дефур – полузащитник «Порту» и сборной Бельгии. В 19 лет получил «Бельгийскую золотую бутсу» как лучший игрок чемпионата Бельгии. Дрис Мертенс – атакующий полузащитник ПСВ и сборной Бельгии. Марвин Огунжими – нападающий «Мальорки» и сборной Бельгии. Это он нам забил три гола в отборочном цикле ЕВРО-2012.– Помимо «Стандарта», кто еще использует данную методику из знаменитых клубов?– С этого года «Реал Мадрид» усиленно внедряет эту программу в свою академию. Мишель лично встречался с Жозе Моуринью и делал ему презентацию.– И какова была реакция португальского тренера?– Он сказал: «Это то, что я искал уже несколько лет и не мог найти». Сейчас идет обмен знаниями между тренерами «Реала» и «Стандарта Льеж». Пусть «Реал» и ненавидит «Барселону», но теперь «сливочные» взяли такой же курс развития. Они хотят, чтобы в сборной было 7-9 выпускников их академии. Не удивительно, что много бельгийцев играет в разных европейских сильных чемпионатах.– Тебе ведь знакома подготовка детей и в Германии?– Что касается Германии, то там некоторые тренеры работают на полставке. Один по совместительству доктор, другой – адвокат. К нам и в «Цесну» приезжал такой специалист. Мы даже смеялись, мол, что Баллака слесарь подготовил, что ли? В Германии не тренер готовит игрока, а система. У нас проблемы с географией. Нам тяжело вырваться в Европу на турниры. Вот недавно группа летала в Италию на турнир поиграть с «Миланом» за счет родительских денег в размере 250 тысяч. Но не все родители могут это позволить. Результат здесь неважен. Главное опыт. Приятно, что скоро будет турнир в Барселоне и наш город берет на себя все расходы. Летит сборная Алматы 1998 года рождения. А в Европе на уикэндах каждый раз такие мероприятия. Конечно, дети и растут за счет этого быстрее. У нас с этим напряг. Слишком далеко мы от них находимся. Им, чтобы перебраться в другую страну, на автобусе час, а то и два нужно проехаться и все. Наши ближайшие соседи и то далеко находятся.– Насколько легко внедрить бельгийскую концепцию B&M в немецкую направленность, которую выбрала наша федерация?– Никакой конкуренции не будет. Одна программа дополняет другую и помогает ей развиваться. Если каждый тренер будет понимать, как работает мозг, то будет большой плюс к программе, представленной Юревичем. Федерация выбрала правильный курс, что пошла на омоложение. Так что одно другому не мешает. Применив метод Мишеля Брюнинкса, мы улучшим качество. Верю, что у казахстанского футбола большое будущее при правильном и современном подходе. Талантов у нас много.

                          Открой свой разум«Футбол – это игра со своим мозгом» (Йохан Кройф)Каждую минуту мир развивается, в том числе и футбол. Поэтому мы не должны стоять на месте и тоже должны развиваться. Чтобы научиться играть в футбол, необходимо задействовать наш суперкомпьютер, который находится у нас в голове. Эта программа как раз помогает развиваться ребенку и становиться профессиональным футболистом за счет работы мозга. Основными целями и методами данной программы являются: 1) подготовить игрока уровня Лиги чемпионов; 2) меньше травматизма в тренировочном процессе: больше работы с мячом, упор делается на командную игру, чтобы меньше было единоборств друг с другом, тем самым меньше нагрузок на мышцы. Меньше психологических травм, так как один всегда побеждает, а другой проигрывает. У одного эмоции положительные, у второго – от проигрыша отрицательные. Конкуренция должна быть, но не во время тренировочного процесса. Этот метод обучения практикуется на игре «Барселоны», так что своего рода – это испанский метод обучения. Если посмотреть на «Барселону», то в основном на протяжении года у футболистов этой команды практически нет травм. Бывают легкие ушибы. Бывают и очень серьезные повреждения, когда «Реал Мадрид» «помогает»; 3) больше творческих идей в тренировочном процессе, в результате которого получается настоящий футбольный спектакль; 4) развить не коллективную, а командную игру: чем больше командной игры, тем больше вырастает индивидуально сильных игроков; 5) добиться от команды не участия в соревновании, а победы; 6) улучшить футбольные навыки и повысить успеваемость в школе.

Не секрет, что основными компонентами в футболе являются: техника, тактика, физика и психология. Управление всеми вышеупомянутыми качествами идет из головного мозга. Чем быстрее мы выучим, как работает наш мозг, тем легче будет работать. Всем известно, что мозг воспринимает информацию через 5 органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Бытует мнение, что есть и шестое чувство. Головной мозг делится на две половины. Правое полушарие отвечает за левую сторону, левое полушарие – за правую. Зачастую у многих в основном доминирует правая сторона. Мы должны понимать, что левое полушарие больше отвечает за логику, мышление, а правое полушарие – за действия. Изучив неврологию, психологию, физиологию, плюс сам футбол, специалисты и создали эту программу. В нашем тренировочном процессе очень важно, чтобы оба полушария работали слаженно и одновременно. Ученые уже доказали, что если в работе задействованы два полушария, то коэффициент полезных действий увеличивается в 10 раз.В природе нет такого понятия, как левша или правша. Все рождаются одинаково. Изначально у новорожденного работает только правое полушарие. Ребенок еще не говорит, в основном мы наблюдаем за движениями. Наша задача в тренировочном процессе – определить психологический профиль игрока. Ребенок на тренировке должен выполнять 3-4 действия одновременно. Ему необходимо и думать, и двигаться. Необходимо добиться, чтобы оба полушария в такие минуты работали вместе.Чтобы прийти к хорошему процессу обучения, важно вызвать положительные эмоции. Если у подростка до тренировки нет таких эмоций, то можно сразу же забыть о его внимании, концентрации и мотивации. Сразу же отключаются мастерство тела, контроль, игровое мышление. К тому же, когда у ребенка положительные эмоции, он надолго запомнит то, что увидел и над чем работал на тренировках. Чтобы вызвать положительные эмоции, необходимо использовать мотивацию.Очень важно ребенку как можно больше работать с мячом. Если нагружать только физически, то игрок получает стресс. Необходимо помнить, что организм человека может вырабатывать специальные молекулы, которые позволяют сохранять информацию на длительный срок. При этом пульс человека должен быть 120. Если пульс выше, то мозг не будет ничего запоминать. За этим очень важно следить всем тренерам, когда до ребенка они доносят новую информацию. Если без мяча постоянно гонять детей, то они будут испытывать только стресс и ничему не научатся. А если нет положительных эмоций, то про все остальное можно забыть.Итальянские ученые открыли зеркальные нейроны в головном мозге. Мы все время копируем движения. Если перед всеми подкидывать мяч, то у очевидцев в голове начинается копирование, и они мысленно сами повторяют это движение. Если всех этих очевидцев положить под сканер, то можно будет увидеть, что у всех работает одна определенная часть мозга – зеркальные нейроны. В соответствии с этим сделан вывод, что очень полезно показывать ребенку хорошие матчи, например, с участием «Барселоны». Дети наблюдают за происходящем, и начинается процесс копирования. Они хотят все увиденное повторить на практике.Учитывая, что существует короткая память, в результате которой на 40% ребенок забывает, что было вчера, лучше обучать на картинках. Не нужно словами объяснять, по какой схеме необходимо тренироваться и играть. Достаточно показать картинку, которая запечатлелась в головном компьютере. Если у ребенка, что-то не получается, его нельзя ругать и обрушивать шквал негатива. Нужно повторять, повторять и еще раз повторять, пока ребенок не поймет, что от него требуется. Раньше считалось, что координация, выносливость, сила, скорость и гибкость – это 5 способностей, которые мы развиваем. На самом деле это не так. Координация у нас уже врожденная. Остальные 4 компонента необходимо развивать, основываясь на координации.В теплое время года очень полезно заниматься босиком. Если выставить на поле две команды детей, при этом одна команда в бутсах, другая босиком, то те, кто без обуви, будут быстрее принимать решения во время игры. Потому что информация от соприкосновения голой ноги с мячом будет быстрее доходить до головного мозга. Очень полезно в тренировочном процессе проводить такие упражнения с босыми ногами. Так проходит работа над развитием чувств у ребенка. Необходимо также работать с мячами различной цветовой гаммы. Тогда задействуется зрение, и запоминание у ребенка происходит намного лучше. Чем больше используется органов чувств, тем больше задействуется мозг в процессе обучения. Есть такое упражнение, когда на статике дети на руках качают пресс и только думают о том, когда закончится это мучение, эта нагрузка. В этой программе используется другой прием – математика. Даем задание, чтобы все считали простые примеры. Капитан, к примеру, называет цифру 15, а тренер к ней прибавляет тройку. Дети должны тут же сложить и выдать правильный ответ. Таким образом, дети отвлекаются от нагрузок. А стабилизация тела и работа на все группы мышц продолжается. В таком процессе работает два полушария.В период ростового скачка более младшие футболисты уходят из футбола в связи с травмами в гораздо большем количестве, чем их более старшие сверстники. Выход из данной ситуации заключается в индивидуализации тренировочного процесса в период ростового скачка.Контроль ростового скачка целесообразно осуществлять путем ежемесячного (не реже одного раза в месяц) измерения роста: при увеличении за месяц роста ребенка на 1 см сокращается количество тренировочных занятий в неделю на 1, при увеличении роста на 2 и более см в месяц количество тренировочных занятий в неделю сокращается на 2. Такой контроль и индивидуальный подход позволяют избегать перетренированности и травм, возникающих вследствие избыточной нагрузки.Если ребенок играет только одной ногой, то у него большие проблемы. Происходит смещение тазобедерного сустава. В результате портится осанка и искривляется позвоночник. Это приводит к травмам. Соответственно те две артерии, которые отвечают за поступление крови в ствол мозга, а с ней и кислорода, тоже испытывают нарушения. Очень важно с детского возраста учить игрока задействовать обе ноги. Если ребенок неправильно развивается, то глупо требовать от него нужной гибкости и скорости.Тренировочный процесс все время должен видоизменяться. Потому что постоянно одни и те же упражнения приводят к монотонности, и ребенок начинает уставать. К тому же мозг всегда хочет обновляться. Вся информация, доведенная до автоматизма, переводится в спинной мозг. Мы постоянно должны давать новое и интересное через те же каналы восприятия. При этом всегда должна присутствовать логическая схема. Все поле можно разделить на квадраты, кресты или ромбики. Все эти построения необходимо использовать на тренировках. Так игрок лучше запомнит упражнения и сможет использовать на практике, чему обучился. Очень важно делать больше контактов с мячом. Ученые подсчитали, что профессиональный футболист делает за сезон 35 тысяч касаний мяча. Во время тренировки дети делают 50 контактов с мячом при хорошем раскладе. Используя соккерпал, ребенок за одну тренировку делает 1500 касание и правой, и левой ногой.

Уже заказали соккерпал, и наши дети с удовольствием как на тренировках, так и дома будут заниматься этим компонентом. Развивается гибкость, техника, плавность, ритм. Сколько раз тренер делает упор, чтобы его питомцы делали передачи пяткой? Может быть, раз в неделю и уделяют внимание этому. С помощью соккерпала ребенок каждый день делает такие полезные упражнения. Ребенок, приходя в академию «Андерлехт», должен иметь соккерпал. Вот и предлагаю ввести это устройство в наш процесс. «Реал» в своей академии в этом году тоже начинает использовать эти упражнения.

В Казахстане через год тренер передает детей другому специалисту. Ребенок не должен привыкать к новой философии. Должна быть единая программа обучения. Хорошо, что ФФК обязали клубы иметь детские школы. Очень важно в таких школах иметь оператора, который бы снимал определенные матчи. После матчей необходимо делать видеоразбор, чтобы игрок видел, что у него получается делать, а что – нет. Дети должны видеть себя со стороны. С 10 до 12 лет предлагаю ввести систему шести финтов. У каждого финта свое название. Даем обучающее видео, как выполнить этот финт, затем даем видео, как этот прием используют звезды мирового футбола во время матчей. Затем делаем видео, где сам ребенок смог сделать финт или где у него не получилось. Учащийся должен сам видеть себя, что у него не клеится и над чем стоит работать. С 12 до 14 добавим еще шесть финтов более усложненных и с 14 до 16 еще 6 финтов. К 17 годам каждый игрок академии будет оснащен 18 финтами, доведенными до автоматизма.Причем независимо, защитник или нападающий, все футболисты будут в своем арсенале иметь финты, которые позволят вводить в заблуждение соперника.Если объединить программу развития детско-юношеского футбола, предложенную ФФК, с нашей методикой обучения, то в результате мы получим очень грамотных, технически оснащенных футболистов.