Сразу оговорюсь – это интервью не входило в планы корреспондента «PROСПОРТ», побывавшего недавно в Ташкенте, а возникло абсолютно стихийно, как говорится, по ходу пьесы. Приметив известного тренера Владимира Фомичева у кромки футбольного поля, наблюдающего за тренировкой своей команды, было невозможно удержаться от разговора с казахстанским легионером тренерского цеха соседнего Узбекистана.

– Здравствуйте Владимир Александрович! Это «PROСПОРТ Казахстан»…
– Да вы что (улыбаясь)! Как же вы меня здесь нашли?
– Не поверите, но совершенно случайно. А как насчет интервью, не откажете?
– Ну, давайте ваши вопросы.
– Как вам здесь в Узбекистане живется и работается?
– Абсолютно нормально. В моей сегодняшней команде «Машъал» из Мубарека созданы все условия для нормальной работы как футболистов, так и тренеров. У нас имеется очень хорошая учебно-тренировочная база, которая включает в себя 3 поля с естественным покрытием и 6 нестандартных площадок с синтетикой. Здесь же работает очень хорошая футбольная академия, откуда выходят молодые футболисты, многие из которых привлекаются в различные сборные команды по своим возрастам. Так что на рабочие условия – грешно жаловаться.
– Расскажите немного о своем «Машъале».
– В прошлом сезоне мы были 5-ми, несмотря на некоторые организационные и финансовые неурядицы. Однако этот негатив сказался – на предстоящий сезон мы не смогли приобрести тех футболистов, с которыми могли бы ставить более высокие задачи. Сейчас в главной команде в основном молодые воспитанники нашей академии плюс три приглашенных легионера. 10 февраля вылетаем в Анталью на заключительный сбор, где запланировано проведение 5 контрольных матчей, в том числе игры с павлодарским «Иртышом» и костанайским «Тоболом». В грядущем чемпионате постараемся выступить не хуже прошлогоднего, будем бороться за место в пятерке, хотя будет непросто – все конкуренты прилично доукомплектовались.
– Владимир Александрович, а руку на пульсе казахстанского футбола держите?
– А как же! Постоянно слежу. Получаю информацию как по интернету, так из телефонных разговоров с футболистами и коллегами. На последнем сборе в Турции видел игру «Тобола» и «Кайсара».
– И какие впечатления?
– «Тобол» понравился, а «Кайсар» откровенно разочаровал. Хотя, вероятнее всего, кызылординцы просматривали в той игре новых игроков – на поле было много легионеров.
– Недавно ФФК представила футбольной общественности страны комплексную программу развития детско-юношеского футбола, в основе своей взятой у такой футбольной супердержавы, как Германия. Вы слышали об этом?
– Конечно, слышал.
– Тогда, пожалуйста, прокомментируйте…
– Пять лет назад, когда один из футбольных руководителей Казахстана приглашал меня на работу, я предложил ему взять меня на молодежные и юношеские команды, причем у меня была уже готовая программа, определенная часть которой заимствована у немецкого футбольного союза. Не знаю, почему за основу была взята именно эта программа, я не увидел там ничего немецкого. В свое время мне приходилось изучать различные методики подготовки футболистов: голландскую, немецкую, австрийскую.
– Тогда чья же эта программа?
– Не знаю. Пожалуй, это некий симбиоз или, скорее всего, это белорусская программа с учетом того, что ей занимался Гуревич.
– А на ваш взгляд, в Узбекистане работа с резервом поставлена лучше?
– Что и говорить, конечно, лучше. Это ведь и по результатам видно. Их команды постоянно играют в финальных турнирах азиатских и мировых. Многие говорят, что это Азия, а не Европа. Но я скажу, что это утопия. В свое время, когда мы играли в Азии, сборная юниоров России проиграла Катару 0:6, а мы, играя с тем же Катаром, в одной отборочной группе обыграли их 2:1. Уровень многих азиатских молодежных команд сопоставим с европейским, они очень конкурентоспособные. Поэтому с утверждениями типа того, что в Азии или где-то там играть легче, я категорически не соглашусь. Посмотрите на молодежные и юношеские чемпионаты мира, где латиноамериканцы и азиаты часто обыгрывают своих сверстников из Европы. В Узбекистане, в отличие от нас, намного больше выбора молодых и перспективных футболистов. Поэтому их количество по всем законам переходит и в качество. Были здесь и определенные проблемы, – доводки футболистов до уровня национальной сборной. Так Узбекистан создал еще одну сборную, как бы промежуточную – U-21-22 года, и обкатывают ее на международных матчах и турнирах, тем самым набирая опыт и оттачивая мастерство. Такой сборной в Казахстане нет. Говорят, что в Казахстане тоже создан институт сборных. Но, к примеру, я ни разу не слышал о сборной Казахстана из 14-15-летних футболистов. Знаю, что есть сборные U-17, U-19, U-21. Здесь такие сборные есть. Сам знаю, потому, что из академии «Машъала» ребята систематически вызываются на всевозможные сборы и турниры.
– Вы сейчас в Узбекистане, а к какой казахстанской команде тяготеет душа ваша?
– Таких особых приоритетов нет. Но, наверное, душа всегда болит за «Кайрат». Как-то там раньше было все размыто и не акцентировано... Какие цели, какие задачи, какие перспективы? Бесконечно хозяева и спонсоры меняются, – то железные дороги, то, теперь вот россияне… Приятно то, как я слышал, что с финансированием вопрос решили, выделив клубу около 100 миллионов долларов. Теперь года на три можно снять головную боль о деньгах и вплотную заняться развитием клуба. Все решают кадры. И если в «Кайрате» выстроят стройную кадровую систему, то команда непременно поднимется. А что касается других команд, то я внимательно слежу за теми из них, в каких когда-то работал – Тараз, Кокчетав, к сожалению, в премьер-лиге сейчас нет Экибастуза. Ну а из приоритетов на предстоящий сезон, то думаю, из пепла поднимется «Тобол» – я хорошо знаю Грозного. Это будет один из главных претендентов на золото. Есть карагандинский «Шахтер», ведомый моим давним коллегой Виктором Кумыковым. Когда в минувшем сезоне он взял золото, то весь Узбекистан поздравлял его с успехом. Очевидно в этой же компании будут и «Астана» с «Иртышем». Я думаю, чемпионат будет интересным, и не надо придумывать там никаких шестерок, семерок, восьмерок, лимитов и других искусственных надстроек. Я всегда был приверженцем естественного пути развития.
– Некоторые специалисты говорят, что в Казахстане, в сравнении с Узбекистаном, больше конкурентоспособных команд. Так ли это, на ваш взгляд? Как вы поняли, намекаю на уровень чемпионатов…
– Меня часто спрашивают об этом. Я думаю, что грань различий постепенно стирается. Но выскажу предположение, что в деле организации игры, атлетических качеств игроков у казахстанских команд, которые находятся вверху, все же будет небольшое преимущество. А если взять всех остальных, кроме лидеров, то здесь будут лучше узбекские коллективы. Хочу еще сказать, что узбекский футбол тоже меняется. Если раньше акценты делались только на техническую подготовку, то сегодня большое внимание уделяется атлетизму. Узбекистанцы утратили то преимущество в технике, которое имели. Раньше оно было более явное.
– И все же если в Казахстане за золото борьбу ведут 4–5 команд, то в Узбекистане 2–3 клуба…
– В казахстанском чемпионате искусственно подняли этот интерес реформами чемпионата. К тому же в прошлом сезоне прилично сдали «Актобе» и «Тобол», поэтому шансы остальных где-то уравнялись, а то и увеличились. Раньше-то эти команды были на голову сильнее остальных и конкуренции как таковой почти не было. Конечно, самый лучший способ проверить уровень готовности и мастерства – это непосредственные матчи между соперниками. А результаты тех контрольных матчей, что мы иногда проводим зимой на подготовительных сборах, как вы понимаете, нельзя принимать за серьезно-показательный критерий.