Советский футболист, известный российский тренер, а ныне селекционер питерского «Зенита» в интервью «PROСПОРТ» рассказывает, почему казахстанским футболистам нужно работать с агентами, кто его заинтересовал в составе нашей молодежной сборной на Кубке Содружества и как он оценил нашу идею натурализации российских футболистов.

– Играл во второй лиге в Новгороде за «Электрон» и в «Динамо» из Ленинграда, – рассказывает о себе Сергей Владимирович, – Затем учился в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге. А в 1992 году после окончания высшей школы тренеров в Москве по рекомендации Павла Федоровича Садырина был приглашен работать в научно-методической группе ЦСКА. Мне было очень интересно, поскольку я еще помогал в работе с вратарями, так как в то время не было тренеров по работе с киперами. В последнем сезоне Советского Союза ЦСКА выиграл чемпионат Союза и Кубок. Позже мне посчастливилось с Садырином поработать в «Зените» и «Рубине». Стоит отметить, что в первом чемпионате России в 1992 меня назначили в качестве тренера-селекционера в «Зените». До этого еще не было такой должности в клубе, так что я был первым. Правда, проработал недолго. Меня пригласили на пост тренера «Лады» из Тольятти. Была задача укомплектовать команду и подготовить ее, чтобы вывести коллектив в высшую лигу. С задачей все вместе справились. За успехи меня «уволили» и пригласили в «Балтику» (Калининград). Так что с самого начала моей карьеры получал практику в качестве тренера и селекционера. Многие, чтобы вывести команды в высшую лигу, занимались околофутбольными делами, а мы всегда показывали результат честным трудом.

«Зенит» возвращается!

– Фанаты «Зенита» долго ждали выхода команды из первой лиги?

– Три года питерский клуб пребывал в первой лиге, и при тщательной работе в 1995 году мы добились вновь возвращения «Зенита» в элитный дивизион.

– Работа селекционера сегодня сильно отличается от той, что была в начале 90-х?

– В то время не было никаких футбольных агентов. Так что уповали на личные связи, приглашали тех, кого хорошо знали. Сейчас же все совершенно на другом уровне: и организация появилась, и хорошее финансирование. А в тяжелые 90-е мы были и тренерами, и селекционерами, и администраторами клубов.

– По специфике вашей работы вы кого просматриваете?

– Под руководством главы отдела селекции «Зенита» Боровички работаю с русскоговорящей молодежью. До этого под руководством Корнеева работал и на главную команду до тех пор, пока Спаллетти не организовал свою группу. У него люди по всей Европе, так что удобнее задействовать их, чтобы нам не мотаться постоянно.

Русский менталитет

– В Казахстане только в последнее время футболисты приобретают себе агентов. Насколько наша страна с этим явлением запоздала?

– Это ведь международная практика, и было бы все намного лучше, если бы футболисты давно обзавелись агентами, ведь не дело футболиста искать себе команду. И неэтично договариваться футболисту, на каких условиях он будет работать. Что получается: приходит игрок и начинает говорить, какой он хороший и сколько хочет получать? Это неэтично и некрасиво. Этим всем должны заниматься агенты за определенный процент. Главное в этом деле, чтобы агент старался помочь футболисту, а не работать ради своей выгоды. К сожалению, вы знаете наш менталитет – хорошо должно быть сейчас, а что потом – это неважно. Как только сформируется профессиональный институт агентской деятельности, так все станет намного лучше. Надеюсь, и в Казахстане он появится.

– В России, как в Европе агент получает 10 процентов?

– В России у каждого свой контракт. Даже не хочу лезть в эти финансовые тонкости.

– Перед тем, как окунуться в Кубок Содружества, вы просмотрели турнир Гранаткина. Какой турнир произвел на вас большее впечатление?

– Что касается Кубка Содружества, то в каждой команде есть интересные ребята. Правда, нужно учитывать, для кого. К примеру, для главной команды «Зенита» на Кубке заметил 2-3, кто может подойти клубу в недалеком будущем. А на мемориале Гранаткина было интересно посмотреть на несколько команд 1994 года рождения. Италия и Турция очень хорошие впечатления оставили.

Хижниченко – лучший!

– Кого выделите из сборной Казахстана?

– Ваша «молодежка» – одна из самых лучших на этом Кубке. Россия здесь играет практически третьим составом. Иран и Украина очень хорошие коллективы. А Казахстан наиболее интересен по индивидуальным качествам игроков. Сразу обратил внимание на атакующий дуэт Хижниченко-Лисенков. Щеткин тоже достаточно хорош. Все высокие, координированные. Больше всех Хижниченко нравится. Левый центральный защитник Горячий и левый крайний защитник Шомко действуют на своих позициях уверенно и грамотно.

– На ваш взгляд, что может повысить интерес к Кубку Содружества?

– Если честно, то этот турнир на 100 % интересен профессиональным селекционерам. А чтобы зрителям было интересно, нужно привозить основные составы и больше команд приглашать. Костяк пусть составляет СНГ, но и других звать нужно, как в этом году Иран.

– В Казахстане натурализовывают таких игроков, как Сидельников, Головской, Хайруллин. Думаете, это правильное направление?

– Я против натурализации ветеранов. Хайруллин не смог заиграть в России и не думаю, что он усилил сборную Казахстана. В вашей стране есть талантливая молодежь. А если хотите натурализовать, то нужно искать молодые таланты, звезд. Кого вы назвали, они не лучше молодых, за которыми я наблюдаю в вашей «молодежке».

– У вас есть желание поработать в Казахстане?

– Всегда настроен показывать положительный результат. Мне очень хочется попробовать свои силы в вашей стране. Но не спасать какую-то команду от зоны вылета или не выводить в премьер-лигу, а бороться за призовые места, за выход в еврокубки. Я очень амбициозный тренер и мне нужна серьезная задача и цель. Нисколько не сомневаюсь в своих способностях. У меня хорошее образование и опыт. Просто так ехать смысла не вижу, а решать высокие задачи – то всегда пожалуйста. Главное, чтобы было доверие руководителей клуба и стабильное финансирование. Не нужны большие деньги, главное стабильность.

Привет Муханову и Кумыкову

– Знаю, что вы хорошо знакомы с Курбаном Бердыевым, Виктором Кумыковым и Владимиром Мухановым.

– Со Стукашевым, Старковым, Мухановым и Бердыевым я учился. Скажу, что по образованию у меня преимущество перед Мухановым, а вот по достижениям Муханов меня в Казахстане обошел. С Бердыевым мы конкурировали со своими командами. Кстати, когда в «Рубине» работал, то условия у нас были ужасные. Поле искусственное старого поколения, детский садик с одним туалетом. Да и по финансам нас там обманули. Не то, что сейчас в расположении Бердыева. А с Кумыковым мы проходили лицензирование. Витька мне нравится как человек. Он очень порядочный. Передаю ему привет и поздравления в связи с чемпионством. Владимир Муханов там все уже повыигрывал, что можно только было. Мы два года с этими ребятами варились в одном бульоне, с кем учились, изучали методику. Вот что скажу: те разработки так и завалялись в тех заведениях, а потом иностранные специалисты их нашли, увезли за границу. Там соответственно запатентовали и выпустили под своими именами. Мне лично в этом признался один немецкий специалист, который два года ходил по этим кафедрам в поисках материалов. Со всех рефератов и диссертаций делал фотокопии. Почему Бердыев так хорошо работают с Мухановым? Потому что получили хорошее образование от больших ученых. А теперь всему этому нас учат итальянцы, немцы. Это парадокс. Когда средний заработок в России был 120–140 рублей, мы получали стипендию в размере 300 рублей. Вот так нас ценили. Очень рад за своих бывших сокурсников. Старков вывел команду Латвии на чемпионат Европы. Муханов – неоднократный чемпион Казахстана. Бердыев – дважды чемпион России и «Барселону» успел обыграть.

– Было бы очень интересно увидеть вас в деле в Казахстане.

– Желание у меня есть и опыт пригодится. Так что поработал бы в Казахстане с удовольствием.