Андрей Карпович провел свой первый матч за сборную после долгого перерыва. Игра получилась неоднозначной как для команды, так и для самого полузащитника «Астаны». О том, как он относится к Марку Гурману, к кому летает в Москву и кто является лучшим игроком премьер-лиги, «казахстанский Гаттузо» рассказал корреспонденту «PROСПОРТ».

– Андрей, вы уже полностью оправились от травмы или еще принимаете какие-то процедуры?

- Со здоровьем у меня все в порядке и хотелось бы закрыть тему травмы. Не беспокойтесь, я ее уже окончательно залечил.

– Несмотря на ваш опыт, волновались ли вы перед игрой со сборной Бельгии?

– Волнение всегда присутствует. Думаешь о том, как сложится матч, вне зависимости от опыта и от того, где и на каком уровне ты играл. Но это наша профессия, и мы не столько боимся или переживаем, сколько думаем о результате. Я не исключение, и это нормальное явление.

Удивлены ли вы были основным составом на брюссельский поединок?

– Это прерогатива тренера, так как отвечать за результат ему. Скажу честно – не задумывался о том, кто играет со мной в составе. Я ведь много пропустил из-за травмы, и чемпионат Казахстана – это одно, а игры за сборную совсем другое, так что больше был озабочен тем, как сыграю сам. По составу могу лишь сказать, что был конкретный матч, к которому готовились конкретные ребята. Они и вышли на поле, а вот то, как сложилась эта игра, – совсем другое.

– Почему вас заменили по ходу игры?

– Не очень бы хотелось об этом говорить, но таково было решение тренера. Да я и не вижу ничего зазорного в том, что был заменен.

А как сами оцените свою игру?

– Игра была тяжелой для всей команды. По сути мы не имели ни одного голевого момента. И все же я считаю, что многое не получалось в тот вечер и у меня лично, что прежде всего связано с эпизодом, когда в наши ворота был назначен пенальти. Эпизод с назначением одиннадцатиметрового стал переломным моментом. В той ситуации был виноват я. Да и в целом матч можно было провести намного лучше. Тем не менее это футбол, в котором всегда кто-то ошибается. В этот раз таким человеком был Андрей Карпович.

– Давайте поставим точку в данном вопросе. Был ли, по вашему мнению, пенальти?

– За такое судья имеет право указывать на «точку», но и соперник в том эпизоде грамотно упал. Хотя это тоже мастерство и его заслуга (смеется). Сейчас уже не имеет смысла рассуждать. Давайте исходить из фактов – пенальти назначен, значит он был.

– Оцените работу судей относительно нашей команды.– Казахстан относится к футбольным «карликам», поэтому и отношение судей соответствующее. Две последние игры сложились для нас по-разному, и нельзя говорить о том, что нас «засуживали», но и симпатий к нам не проявляли однозначно. Однако судьи ведь тоже люди, им свойственно ошибаться, чем и объясняются некоторые неоднозначные решения. Возьмем, в пример, эпизод с удалением Кургулина, когда опытный арбитр распорядился не так, как должен был. Наш защитник заслуживал предупреждения, но явно не красной карточки.

– Можно ли сказать, что Нуртас Кургулин провалил свой первый матч за сборную?

– Не хотелось бы обсуждать игру партнера. Скажу лишь, что очень рад за то, что молодой парень дебютировал за первую команду страны и бился не жалея себя.

Хотелось бы узнать ваше мнение относительно игры другого футболиста этого амплуа – Марка Гурмана.

– Я практически каждый день нахожусь рядом с Марком и вижу его самоотдачу. В его адрес сейчас звучит много критики. Конечно, каждый имеет право высказать свое мнение, но к нему относятся необъективно. Никакие разговоры или слова родственников не являются поводом для оскорбления. Пусть не забывают, что Марк очень старательный и здравомыслящий человек, и он никогда не пойдет на что-то плохое и не будет делать неправильные вещи. В матче же с австрийцами мне его игра очень понравилась. Интересно, что сказали бы его недоброжелатели, забей Гридин после того шикарного паса в исполнении Марка. Он не заслуживает столь острой критики. К сожалению, такова реальность, что начинают переходить на личности.

– Вы как опытный футболист и одноклубник поддерживаете его в столь сложной ситуации?

– Конечно, поддерживаю, но в любом случае ему будет трудно справляться с таким давлением. Правда, если он с ним справится, то станет очень сильным футболистом. От любви до ненависти один шаг, и в будущем, возможно, его полюбят именно те, кто сейчас к нему относится плохо. Я верю в это, и у меня есть на это причины. Уж мне-то известно, как он работает на тренировках.

– Вернемся к матчу с Бельгией. Против кого из «красных дьяволов» было играть наиболее сложно?

– На позицию центрального полузащитника смещались и фланговые игроки, так что отметить кого-то лично довольно сложно. У нашей команды не шла игра, не было времени подумать и провести свою атаку, а у соперника, напротив, получалось все. Мы проиграли вчистую, и это станет для нас уроком. Если мы хотим чего-то добиться, то надо играть агрессивнее и демонстрировать более качественный футбол.

Не было обидно, что не вышли на матч с австрийцами?

– Это был последний тур отборочного цикла, к тому же на своем поле при родных болельщиках, и очень хотелось, чтобы команда добилась успеха, показала результат. В такой ситуации для меня не столь важно, был ли я в составе или нет. Да и матч с бельгийцами, что уж таить, был не самым лучшим в моем исполнении. Очень рад, что ребята дали достойный отпор сборной Австрии. Стоит честно признать, что ничья с этим соперником для нас является хорошим результатом, а продемонстрированная игра – достижением. Конечно, есть осадок по поводу того, что в этом отборочном цикле провели несколько плохих матчей, но вот благодаря последней игре закончили на мажорной ноте. Бывают такие матчи, когда и болельщики, и футболисты вне зависимости от результата прекрасно понимают, что игра удалась. Последняя игра сборной была именно такой.

Какое настроение было у команды после того поединка?

– У каждого по-своему. Зависит ведь от того, как сыграешь. Футболист по своему внутреннему состоянию всегда понимает, как он сыграл. В целом же, если судить объективно, результат для нас неплохой. Могли, конечно, выиграть, но могли и проиграть. Хочется, чтобы положительных эмоций было больше и играли мы стабильнее. Надеюсь, что следующий отборочный цикл сложится для нас более удачно и болельщики будут радоваться и переживать вместе с нами.

– Вы долго приходите в себя после неудачных матчей?

– Знаете, у нас профессия такая, что по ходу сезона раз в неделю обязательно испытываем стресс. И если эмоции отрицательные, связанные с неудачным выступлением своим или всей команды в целом, то, безусловно, необходимо переживать и анализировать игру, но не стоит зацикливаться на этом. Вообще я думаю, что одной из составляющей успешного выступления спортсмена является умение преодолевать трудности, при этом объективно оценивая ситуацию. Но есть матчи, которые просто хочется забыть.

– Игры со своим участием смотрите?

– Да, я смотрю каждую свою игру. Это полезно в профессиональном плане. Анализирую. С опытом уже смотрю на футбол по-другому, не как простой человек, а как профессионал. Интересно понаблюдать и за действиями всей команды в целом.

– Как вы думаете, Мирослав Беранек покинет свой пост?

– Как я понял, этот вопрос будет решен в конце ноября. У ребят и у меня лично отношение к нему нормальное. Мы понимаем, к чему он стремится и чего хочет от нас. Другое дело, что не всегда все получается. Игроки получают удовольствие от работы с ним. Судят, обычно, по результату, но всем понятно, какую игру демонстрирует сейчас сборная. Полагаю, что будет интересно поработать с Беранеком в дальнейшем и это принесет свои плоды.

– Федерация футбола Казахстана приняла решение провести как минимум половину матчей сборной следующего года в Алматы. Не напрашивалось ли такое решение раньше?

– В последнее время болельщиков в столице становится все больше. Алматы же город с большими футбольными традициями и, приезжая туда, можно быть уверенным, что стадион будет заполнен «под завязку». Но тут важную роль играют футболисты. Если мы будем демонстрировать красивый футбол и добиваться результатов, то зрители потянутся. Относительно деления игр могу сказать, что это будет интересно. Думаю, если бы были хорошие стадионы в других регионах Казахстана, то мы бы и там играли.

– Некоторые футболисты отмечали, что из-за не самого лучшего газона на «Астана-Арене» они получают травмы. Как вы оцените покрытие астанинского стадиона?

– Если судить с такой точки зрения, то футбол вообще вреден для здоровья – травмы, стрессы (смеется). А если серьезно, то весь мир играет на синтетике, и практика показывает, что можно работать и на искусственном покрытии. Это рабочие моменты. Конечно, приятнее играть на натуральном газоне, но ничего не поделаешь, надо смириться с данной обстановкой.

– Можете ли вы назвать Драгана Богаваца лучшим легионером премьер-лиги?– Он, безусловно, находка для нашего чемпионата. Сильный футболист, но нельзя сказать, что самый лучший. Есть ведь еще и Цветкович с Бакаевым из «Жетысу», да и в каждой команде имеются сильные легионеры.

– А из отечественных футболистов кого можно назвать лучшим игроком текущего сезона?

– На протяжении долгих лет лучшими в Казахстане являются Самат Смаков и Нурбол Жумаскалиев, которые годами демонстрируют стабильную игру. Выделять кого-то еще и углубляться в анализ сейчас не хотелось бы.

– Будь вы тренером сборной, вызвали бы их в команду?– Я ведь не тренер и мыслю как футболист. Самат и Нурбол обладают харизмой и прекрасными игровыми качествами, но брать ли их в сборную – решать тренеру.

– Какая задача ставилась «Астане» на сезон?

– Выиграть чемпионат и Кубок страны. Один из трофеев мы уже упустили.

– А другим завладеть еще можете?

– Фаворитами нас назвать нельзя – у «Шахтера» и «Жетысу» очков побольше, но мы будем биться. Футбол – это игра, в которой все может перевернуться с ног на голову в любую секунду.

– В матче с австрийцами случился эпизод, когда после ошибки Нургалиева на него прикрикнул Мухтар Мухтаров…

– Не стоит заострять на этом внимание. Рабочий эпизод. Азат и Мухтар одноклубники, просто, играя на позиции центрального защитника, без «голоса» не обойтись.

Что вы обычно по время перелетов покупаете в «Duty free»?

– В последний раз, как раз перед полетом на игру, в аэропорту понравились кое-какие вещи, и я взял их для сына. Себе купил парфюм, а родным и близким друзьям – шоколад и сувениры. Ничего сверхъестественного не покупал (смеется).

А сыну сколько лет? Футболом не занимается?

– Ему сейчас семь, и он тренируется в хоккейном клубе «Динамо». Надеюсь, что в будущем из него получится хороший хоккеист.

Вы в Москве давно не были?

– В последний раз летал 1 сентября, когда сын пошел в первый класс. Когда есть паузы в чемпионате страны, стараюсь чаще бывать в Москве. В этом сезоне их было предостаточно, так что в столице России провел немало времени.

Чем занимались, когда были отлучены от футбола?

– Довольно банальными вещами, ходил с семьей в кино и торговые центры. Много времени занимало непосредственно само восстановление. А так, когда нет травм, люблю поиграть в мини-футбол.

– Прессу читаете?

 Да, ведь футбол – это моя жизнь. Комментарии посетителей сайта, конечно, не читаю, но вот за ситуацией в футболе через сайты и газеты слежу. Например, интересно движение клубов, которые совсем недавно стали развиваться и выходить на новый уровень, например, «Манчестер Сити» или «Анжи».

– А за какую команду болеете?

– Нельзя сказать, что я являюсь ярым фанатом, но симпатизирует «Барселона». Не могу представить человека, которому не понравилась бы игра каталонцев.

– За московским «Динамо» следите?

– Непременно. Постоянно смотрю новости на сайте клуба, ведь у меня там много друзей. Да и вообще команда сейчас демонстрирует прекрасный, эффектный футбол, так что наблюдать за ней приятно.