18 сентября исполнится ровно 40 лет далеко не рядовому событию в истории казахстанского футбола – в этот день в 1971 году игрок алмаатинского «Кайрата» впервые вышел на поле в составе национальной сборной СССР. Этим первопроходцем стал 22-летний полузащитник Олег Долматов, впоследствии известный тренер.

От дебюта – к «серебру» чемпионата Европы

Воспитанник красноярского футбола появился в алматинской команде в 1967 году и вскоре стал одним из ее лидеров. Сезон 1971-го он провел великолепно – не случайно по итогам того года его включили в список 33-х лучших футболистов СССР, причем под номером 1 на позиции центрального полузащитника оборонительного плана (ранее игроки «Кайрата» подобного признания не удостаивались). Игра Долматова не могла не привлечь внимание главного тренера национальной сборной Валентина Николаева, который пригласил его на товарищескую встречу с командой Индии. Матч состоялся 18 сентября в Москве и завершился крупной победой хозяев – 5:0. Олег вышел на поле с первых минут, составив компанию в полузащите таким «звездам», как Владимир Мунтян и Виктор Колотов из киевского «Динамо», а также Владимир Федотов из ЦСКА. А уже спустя четыре дня этот же квартет образовал среднюю линию сборной СССР в отборочном матче чемпионата Европы против команды Северной Ирландии, ведомой знаменитым Джорджем Бестом из «Манчестер Юнайтед», лучшим футболистом Европы 1968-го. Единственный гол, забитый Мунтяном, принес победу нашей команде. Участвовал Долматов и в двух других официальных матчах сборной той осени – с теми же североирландцами и испанцами (оба поединка были гостевыми, и оба завершились вничью), причем каждый раз полузащитник «Кайрата» проводил на поле все 90 минут, таким образом внеся свой вклад в успех команды на отборочном этапе. А в ноябре он забил и первый свой гол в ее составе. Правда, произошло это в товарищеской игре с клубом – немецким «Штутгартом» (1:0 в пользу сборной СССР), поэтому в официальный реестр не попало.

К тому времени Долматов уже получил приглашение из московского «Динамо», с которым он и начал следующий сезон. Попал Олег, что называется, из огня да в полымя. Весной он вместе со своей новой командой дошел до финала Кубка обладателей кубков – второго по рангу клубного турнира в Европе после Кубка европейских чемпионов (ранее подобное не удавалось ни одному советскому клубу) и принял участие в скандально знаменитом матче на «Ноу Камп» в Барселоне. Напомним, тогда, проигрывая «Глазго Рейнджерс» 0:3, «Динамо» сумело забить два ответных гола и, казалось, вот-вот сравняет счет, но за четыре минуты до финального свистка на поле выбежала большая толпа фанатов из Шотландии, и судья был вынужден раньше времени остановить игру. Поданный руководством «Динамо» протест (оно требовало переигровки) не был удовлетворен, а отлучение «Глазго Рейнджерс» на год от участия в еврокубковых турнирах за выходку своих болельщиков вряд ли могло стать для москвичей утешением.

1972. Долматов в среднем ряду крайний слева

Между тем, сборная СССР вышла в четвертьфинал чемпионата Европы, где встретилась в двухматчевом противостоянии с командой Югославии. Первый поединок состоялся 30 апреля в Белграде и завершился нулевой ничьей. Долматов снова провел на поле все 90 минут, но, по мнению специалистов, сыграл ниже своего уровня. Возможно, по этой причине, а возможно, в силу необходимости усилить атакующую мощь команды в домашнем поединке (все-таки Долматов, повторимся, был больше игроком оборонительного плана) тренерский штаб на ответный матч его не поставил. В стартовом составе вышли сразу трое нападающих, и это принесло эффект – крупная победа со счетом 3:0 вывела нашу сборную в решающую стадию, которая тогда проводилась в формате «Финала четырех». В полуфинале против сильных тогда венгров Олег не играл. Советские футболисты одержали очень трудную победу – 1:0 (гол в добавленное время забил Анатолий Коньков) и в финальном матче за звание чемпиона Европы встретились с непобедимыми в ту пору западными немцами, имевшими в своем составе таких выдающихся игроков, как Франц Беккенбауэр, Гюнтер Нетцер, Герд Мюллер, Пауль Брайтнер. Поначалу Долматов снова остался в запасе, но в перерыве заменил Конькова. Откровенно говоря, наша команда не имела почти никаких шансов, и ее поражение со счетом 0:3 было вполне закономерным. В итоге Олег вместе с партнерами по сборной получил серебряные медали чемпионата Европы.

Футбол и большая политика

Сегодня подобное достижение расценили бы как огромный успех, но тогда второе место на континентальном первенстве было встречено в СССР без особого энтузиазма. Как следствие, в национальной сборной произошли серьезные изменения, и Долматова уже реже стали вызывать в нее. В частности, он не принял участие в матчах группового этапа следующего отборочного цикла – к чемпионату мира 1974 года, а также в товарищеских встречах с командами Англии, Бразилии и ФРГ, которые состоялись летом 1973-го и вызвали огромный интерес. Но когда дело дошло до стыковых поединков со сборной Чили (победитель получал право поехать на мировое первенство), главный тренер Евгений Горянский вспомнил о Долматове.

…11 сентября 1973-го в Чили произошел государственный переворот, военные во главе с Аугусто Пиночетом свергли законно избранное правительство Сальваторе Альенде. Была установлена военная диктатура, начались политические преследования, стадион «Насьональ» в Сантьяго, на котором играла сборная этой страны, фактически был превращен в концлагерь. Видимо, руководству советского футбола уже тогда следовало попросить ФИФА перенести стыковые поединки на нейтральное поле, но оно этого почему-то не сделало. И 26 сентября команды СССР и Чили вышли на поле московских «Лужников», чтобы провести первый матч. Причем по политическим соображениям эта игра не транслировалась по телевидению, а на следующий день советские газеты посвятили ей лишь короткие заметки. Долматов вышел в стартовом составе, а после перерыва был заменен Владимиром Гуцаевым – сборная СССР никак не могла забить, и поэтому вместо двух полузащитников тренеры выпустили двух нападающих. Однако это не помогло, и матч завершился нулевой ничьей. И тут не только спортивное, но и политическое руководство СССР решило сыграть на ситуации, сложившейся в Чили. В ФИФА были направлены письма, в которых акцент делался на то, что ни в Сантьяго, ни в других городах этой страны нельзя проводить футбольные матчи, а поэтому ответную игру надо перенести на территорию другого государства. Но ФИФА не поддалась нажиму. В ответ власти СССР решили не отправлять команду в Чили. 21 ноября на поле стадиона «Насьональ», уже освобожденного от узников, вышла только одна сборная. Чилийские футболисты из центрального круга в несколько передач докатили мяч до пустых ворот и под аплодисменты болельщиков забили символический гол. Команде СССР было засчитано техническое поражение.

1976 Долматов в матче с Аргентиной

После этого в течение трех лет Долматов не провел за национальную сборную ни одного матча (в тот период она формировалась на базе киевского «Динамо»). И лишь тогда, когда ее во второй раз возглавил Валентин Николаев, наш герой снова был призван под знамена команды. Случилось это в конце 1976-го. Долматов принял участие в турне по Южной Америке, в ходе которого наши футболисты сыграли с аргентинцами на «Ривер Плейте» (0:0) и с бразильцами на «Маракане» (0:2, голы забили Фалькао и Зико). А 30 апреля 1977-го, уже при другом главном тренере Никите Симоняне, он в последний раз сыграл в форме сборной СССР. Это был матч с венграми на «Непштадионе» в рамках отборочного турнира чемпионата мира. Долматов появился в стартовом составе, но в середине второго тайма его заменил Давид Кипиани, который и забил ответный гол, правда, не спасший нашу команду от поражения (1:2).

В общей сложности Олег Долматов провел за сборную СССР 14 матчей (не считая игр с клубными командами), из них 7 – официальные. В 1979-м он завершил карьеру футболиста и перешел на тренерскую работу. Наибольшего успеха добился в 1998-м, когда возглавляемый им ЦСКА, навязав серьезную конкуренцию незнавшему в ту пору равных «Спартаку», стал серебряным призером чемпионата России.

По следам Долматова

Тот самый матч на «Непштадионе», после которого Долматов простился с национальной сборной, стал первым в ее составе для Сеильды Байшакова. Иначе говоря, в тот день состоялась своеобразная передача эстафеты: от экс-«кайратовца» ее получил футболист, на тот момент являвшийся центральным защитником и капитаном алмаатинской команды. Байшаков, как и Долматов, вышел на поле с первых минут, но в отличие от Олега, сыграл «от звонка до звонка» и оставил в целом неплохое впечатление. Во всяком случае, Симонян вызвал его и на следующий отборочный матч – против греков в Афинах. Эллины в ту пору не считались сильными соперниками, и поражение со счетом 0:1 вызвало в СССР очень болезненную реакцию. Байшакова, который провел ту игру полностью, в сборную больше не приглашали.

Спустя два года в главной команде страны дебютировал другой воспитанник казахстанского футбола – Александр Хапсалис, начинавший свою профессиональную карьеру в «Кайрате». Правда, к тому времени 22-летний футболист выступал уже за киевское «Динамо». Сборная СССР должна была встретиться с финнами на их поле в матче отборочного турнира к чемпионату Европы, и буквально в самый последний момент Хапсалиса вызвали в ее расположение вместо получившего повреждение Рамаза Шенгелия. Молодой нападающий не оробел и даже забил гол, ставший для нашей команды единственным в этом матче (счет 1:1). Осенью того же года он принял участие в товарищеской игре с румынами (3:1), заменив во втором тайме Георгия Ярцева. Это был его второй и последний матч за национальную сборную.

Следующего представителя «Кайрата» в сборной СССР пришлось ждать почти пять лет. В марте 1984-го ее новый главный тренер Эдуард Малофеев отправил вызов 24-летнему нападающему алмаатинского клуба Сергею Стукашову, который затем провел все 90 минут товарищеского матча с командой ФРГ в Ганновере (1:2). Принял участие Стукашов и в отборочном матче к Олимпиаде-1984 с венграми в Москве (0:1) – он вышел в стартовом составе, но в перерыве был заменен. Надо сказать, что в той игре Советский Союз представляла именно национальная сборная. В конце того же года Сергей перебрался в московское «Динамо», и в 1985-м, будучи игроком уже этой команды, сыграл за сборную еще четыре матча (все товарищеские) и забил два гола – оба в ворота китайцев.

Наконец, в 1987-м «кайратовец» Евгений Яровенко провел в рядах национальной сборной, руководимой Валерием Лобановским, два товарищеских матча – против югославов (1:0) и греков (3:0). Оба раза он выходил в стартовом составе, но во вторых таймах его меняли. А вот за олимпийскую сборную, которую возглавлял Анатолий Бышовец, воспитанник жамбылского футбола сыграл девять матчей, и особое место в их ряду занимает финальный поединок Олимпиады-1988 в Сеуле, когда наша команда выиграла у бразильцев с Бебето, Ромарио и Таффарелом – 2:1 и завоевала «золото».

… Их было лишь четверо – игроков «Кайрата», примеривших на себя футболку главной команды огромной страны под названием СССР (Хапсалиса из этого списка мы скрепя сердце вынуждены исключить, поскольку на момент выступлений за национальную сборную он представлял уже другой клуб). Вот их краткая статистика:Представительство «Кайрата» в сборной СССР:                                        Годы            Игры    Голы    Олег Долматов         1971-77        14           -    Сеильда Байшаков   1977              2             -    Сергей Стукашов      1984-85        6             2    Евгений Яровенко    1987              2             -