Существует немало молодых видов экстремального спорта, но самым зрелищным, пожалуй, является паркур. Все мы смотрели фильм со странным названием «Ямакаси» и видели, на что способны молодые ребята. Вериться с трудом, но философия паркура говорит о том, что такое может сделать каждый человек.

В этом смысле паркур (фр. parkour, искажённое от parcours, parcours du combattant– дистанция, полоса препятствий) ближе к боевым искусствам, чем к спорту. В философии паркура нет духа соревнований, он просто учит максимально легко и быстро преодолевать препятствия без специальных приспособлений и только при помощи собственного тела. Большинством трейсеров (людей занимающихся паркуром) это больше воспринимается как стиль жизни. Удивительно, но самим трейсерам паркур не кажется экстремальным видом спорта. Это потому, что вопреки всеобщему мнению, трейсеры большинство своего времени проводят в тренировках в зале или исследуя на безопасность район, в котором они собираются бегать. Главная заповедь паркура «Для полета голова важнее крыльев». Они не стремятся сломать себе что-нибудь или как можно красивее выполнить тот или иной элемент, они просто хотят узнать границы возможностей своего тела. Во главу угла поставлена безопасность и то как преодолеть трудное препятствие и при этом не рисковать своим здоровьем. Прежде чем куда-то прыгнуть или выполнить тот или иной элемент, трейсер дважды подумает, проведет несколько часов в тренировках, а уж потом и будет прыгать. Может, именно поэтому, когда наблюдаешь за трейсерами создается впечатления, что все им дается легко. Но за этим «легко» кроятся часы и дни тренировок, не говоря уже о поисках мест для полноценных тренировок.

Трудно сейчас точно сказать когда именно появился паркур. Родиной же считается Франция, так как именно там он впервые и появился. В его основе лежит так называемый «натуральный метод движения», то есть организм человека не выполняет ничего для него противоестественного. Этот метод был основан Жоржем Эбером, морским пехотинцем, который решил тренировать в себе силу воли, моральные качества и физические навыки. Метод себя отлично зарекомендовал в армии.

Раймонд Белль (1939 г.р.) в армии познакомился с «натуральным методом», именно ему он и научил своего сына Давида. Давид Белль (1973 г. Р.) и стал первым трейсером. Со своими друзьями он и создал первую группу под названием «Ямакаси» (это слово было позаимствовано из языка линвала. Ya makási в переводе имеет немало значении, вроде«сильное тело», «сильный дух», «сильный мужчина» или даже «выносливость»). Поначалу это было больше похоже на простые увлечения подростков, но вскоре стало понятно, что это своя философия, со своими законами и правилами. Получив определенную известность команда распалась. Два основных создателя «Ямакаси» - Давид Белль и Себастьян Фукан – не сошлись во мнении на дальнейшее развитее паркура, как бизнеса. Белль считал, что паркур был создан не для этого, а Фукан не видел ничего плохого в том, чтобы любимое занятие приносило прибыль. В итоге их пути окончательно разошлись и вскоре Фукан основывает одну из разновидностей паркура – фриран (англ. Freerun– свободный бег). От пракура у него только одно отличие: Фриран направлен больше на работу над эстетичностью движений, на преодоление препятствий «красиво», что повышает зрелищность. Фриран стремится к зрелищности, паркур – к практичности. Фриран работал на эффектность движений, а паркур призывал по-другому смотреть на вещи, видя не рамки и границы, но преграды и препятствия, находя пути преодоления которых, открываешь свои возможности и находишь самого себя.

Свой поход к мировой известности паркур начал благодаря фильму «Ямакаси», который с успехом прошел в прокате по всему миру. Фильм был наполнен всем тем, что так нравиться нынешнему молодому поколению: красивые трюки, благородные цели и отличная музыка. Именно после него мир и узнал что такое паркур и кто такие трейсеры. И, хотя в фильме трейсеры показаны хулиганами и ворами на самом деле это далеко не всегда так. Просто такова философия этих людей, для которых не существует физических преград. Если вам не лень, то в интернете вы найдете множество видео материалов по паркуру. То, что они иллюстрируют трудно описать словами и поверить в это, но я лично видел как один подготовленный трейсер с разбегу перепрыгнул автомобиль даже не касаясь крыши машины. Что и говорить, впечатляет.

В Казахстане о паркуре неизвестно практически никому и он на стадии зарождения и пока неизвестно, что именно из этого получится. Его глупо сравнивать по распространенности даже с другими экстремальными видами спорта, вроде скейтборда или BMX(трюки на велосипедах). Те немногие ребята, которые стали постигать философию паркура в основном тренируются на Старой площади Алматы, в парке у фонтанов. По сути, им ничего не надо, кроме города с его препятствиями, но нашем законодательстве все что связано с паркуром классифицируется как хулиганство. А кому охота иметь проблемы с законом, только потому что он не признает некоторые законы физики.