Наша газета уже как-то поднимала вопрос о том, что происходит с нашим самым успешным имиджевым проектом – велогруппой «Астана». Некогда лидер мирового шоссейного велоспорта ныне являет собой среднестатистическую команду без особых амбиции.

Так что же произошло с «Астаной»? На сезон 2011 года возлагались огромные надежды. Возвращение Александра Винокурова на высокий уровень в прошлом году придавало надежды всем любителям велоспорта в Казахстане, что уж на этот раз «Астана» сможет выиграть хоть один Гранд-тур без капитана-легионера.

Но на «Тур де Франс» все надежды рухнули. Винокуров не смог завершить гонку упав на 9 этапе и сломав тазобедренную кость. Вот именно с этого момента и начинают проявляться внешние признаки кризиса. Кроме чеха Романа Кройцигера, который сможет стать «генеральщиком» только через несколько лет, у казахстанской команды не осталось ни одного сильно гонщика, претендующего на победы на Гранд-турах. В конце лета, руководством команды принимается решение возвратить в команду некогда сильного казахстанца Андрея Кашечкина, который стоял у истоков создания «Астаны», но как и Винокуров, дисквалифицированный на два года по подозрению в употреблении допинга, Кашечкин так ничего полезного для команды не сделал. На «Вуэльте», что в эти дни проходит по дорогам Испании, Кашечкин ничего не показал.

Такие невыразительные выступления казахстанской команды, да еще на фоне не прекращающихся скандалов, вокруг «Большой петли» 2010 года и ее победителя Альберто Контадора, который выиграл ее в составе именно нашей команды, не могут не нервировать болельщиков. На одном из фан-сайтов «Астаны» простые болельщики (причем не обязательно болельщики «Астаны» и именно из Казахстана) высказывают недовольство работой руководства команды в последнее время. Особенной критике подвергается тот факт, что, несмотря на то, что за последнее время освободилось от контрактов немало сильных и, что самое главное, с большим количеством рейтинговых очков, гонщиков, «Астана» так и не смогли никого заманить в свой стан. Например, бельгиец Филлип Жильбер вполне мог одеть бирюзовую форму, но по неизвестным причинам это не произошло и лучший однодневщик современности будет защищать другие цвета. Слухи упорно связывают «Астану» с Винченцо Нибали, но итальянец вряд ли покинет «Ликвигаз». Менеджмент команды то и дело делает туманные неофициальные заявления, больше похожие на слухи, о том, что «Астана» вскоре усилиться, однако, как не было этого, так и нет.

Масла в огонь подлил и сам Александр Винокуров, объявивший об окончании карьеры, а потом заявивший, что хочет все же продолжить выступления, в частности на «Туре Ломбардии». Мотивы Винокурова тут примерно ясны: он не хочет, чтобы «Астана» потеряла статус Про-тур. Да и Казахстану нужны баллы в рейтинг наций, чтобы в Лондон повезти максимальное количество гонщиков. А это зависит от того, насколько успешно выступают твои гонцы в профессиональных гонках. Львиная доля очков в копилке «Астаны» и Казахстана в зачете нации заработана усилиями Винокурова. С его уходом эти очки сгорают и казахстанская команда остается несолоно хлебавши, остальные казахстанские гонщики не так успешны, как Александр Винокуров. Вот и не стал Вино завершать карьеру, а решил продержаться хотя бы до конца года, благо его здоровье быстро восстанавливается.

Был еще один неприятный момент в связи с возвращением Андрея Кашечкина. Оно и так было встречено болельщиками неоднозначно – от восторгов до нецензурной ругани, так еще и получилось так, что мы нарушили правила Международной федерации велоспорта (UCI). На место травмированного Винокурова был подписан Андрей Кашечкин, но Винокуров все же остался действующим гонщиком команды, хотя он и не выступает. UCIпотребовала объяснить, почему в списке «Астаны» 29 фамилии, когда как правилами позволено только 28? Ответ был простым: Роман Киреев объявил, что завершает карьеру. Как говориться, no comment…

А ведь недавно такие проблемы нас совсем не волновали. А они были и вряд ли те проблемы меньше нынешних, но есть одно важное отличие «Астаны» образца 2011 года от «Астаны» 2009: тогда у нас были яркие победы, которые успешно компенсировали разного рода трудности. Теперь побед нет и приносить новые по большому счету некому, а вот проблемы остались. У нас была одна из сильнейших команд в мире, у нас был Альберто Контадор (что ни говори, но пока большинство своих больших побед испанец добился в майке «Астаны»), у нас был Лэнс Армстронг (хоть и не долго), и у нас были большие победы…

Олимпиада и чемпионат мира – это отдельная тема для разговора. Во многом «Астана» все же успешна благодаря легионерам, большинство побед принесено иностранцами, а в самом Казахстане до сих пор нет еще одного сильного и стабильного гонщика.

Для нас главный критерии в этом вопросе – рейтинг нации UCI, поскольку мы предпочли в свое время пробиваться только через него. В тот рейтинг скалываются все очки заработанные гонщиками той или иной страны вне зависимости от клуба. Первые десять стран рейтинга получают максимальное представительство на Олимпиаде и чемпионате мира (5 человек в общей гонке), далее с 11 по 15 места получают по четыре представителя. Остальные могут пройти квалификацию по континентальным турам и первенствам. В сводной таблице стран Казахстан сейчас на 11 месте, то есть на данный момент мы можем рассчитывать на четырех гонщиков. От заветного 10-го места (там располагается Норвегия) нас отделяет 155 баллов. Учитывая, что из казахстанских гонщиков только двое принесли нам очки – это пропасть. Были надежды на выступления Кашечкина, но они оправдались. Что до опасной зоны, то до нее рукой подать – всего 17 очков. Одной из целей поездки Винокурова на «Тур Ломбардии», как раз и является защита позиции Казахстана в рейтинге наций. Что же до чемпионата мира, а точнее перспектив Казахстана на улицах Копенгагена, то они тут, к сожалению, почти равны нулю. Ну нет у нас настолько сильного спринтера, который сможет навязать борьбу Марку Кавендишу, Алессандро Петакки или Оскару Фрейре. А тот факт, что золото мира будут разыгрывать именно специалисты финишного рывка, уже ясен на 90 процентов. Казахстан, скорее всего выставит так называемый, «легкий» состав, где будут мощные «моторы» и один-два потенциальных спринтера широкого профиля. Велика вероятность участия Асана Базаева, который и станет главной ставкой Казахстана на мундиале. Ему в помощь отрядят одного из братьев Иглинских (скорее всего Максима), Максима Гурова и Сергея Ренева. Не исключено, что одно из мест достанется молодой поросли. Тут явнее всего выглядит участие Евгения Непомнящего. Прошу учесть, что это всего лишь предположения. Каков на деле будет состав команды не знает никто.

В гонке с раздельным стартом каждая страна получает по одному представителю: это первые 15 стран рейтинга UCIпризеры континентальных туров и первые десять гонщиков на чемпионате мира. Тут для нас все аналогично ситуации с общей гонкой: удержится Казахстан в 15 сильнейших – быть нам в разделке. Самым явным кандидатом на участие в этом виде от Казахстана видится Андрей Мизуров, который уже известен, как один специалистов гонок с раздельного старта. Не будем забывать, что и у Андрея Кашечкина в бытность был неплохой индивидуальный ход. Однако, на данный момент его функциональная готовность вызывает вопросы. К тому же, чемпионат пройдет практически сразу после «Вуэльты», а для восстановления нужно время, так что участие Кашечкина маловероятно.

В конце только хочется отметить, что нападки на «Астану» не остались незамеченными. На страницах того же фан-сайта на упреки и вопросы всех желающих отвечал коммерческий директор «Астаны» Айдар Махметов. Он, как мог, прояснил ситуацию по некоторым вопросам и попросил не паниковать. По его ответам, можно было сделать вывод, что у нашей команды сейчас просто очень тяжелый период, вроде подросткового переходного возраста. Команда существует пять лет – самое время. Только бы она таким образом не развалилась. Почти сразу после «Вуэльты» стартует чемпионат мира, который в этом году пройдет в Копенгагене. После него можно будет говорить, что сезон 2011 года закончен и пора подводить итоги.