Сегодня гостем нашей постоянной рубрики стал один из лучших борцов Казахстана тяжеловес греко-римской борьбы Нурмахан Тиналиев. Лидер отечественной сборной рассказал, что ему дала победа над олимпийским чемпионом Хасаном Бароевым, какой опыт он получил во время турнира по казакша курес «Казахстан Барысы» и как идет подготовка к лицензионному чемпионату мира в Турции.

– Прошлый год для вас выдался одним из самых удачных. Вы согласны с этим?

– Да. В минувшем сезоне у меня выдался ряд успешных выступлений. На чемпионате мира стал бронзовым призером, одержал победу на Азиатских играх. Были и другие положительные выступления и на остальных соревнованиях. Все это плод упорных тренировок под руководством Марата и Даулета Турлыхановых. Большое им спасибо за поддержку. Сказалось и то, что в прошлом году я много тренировался в Москве, где есть ряд сильных партнеров. Подобные тренировки всегда идут на пользу – есть и что подсмотреть, и с кем поспарринговаться.

– И все же самой яркой стала победа над Хасаном Бароевым на чемпионате мира в Москве. Что она вам дала?

– Большую уверенность в своих силах. Думаю, что это все мне поможет на самых крупных турнирах, в том числе на первенстве планеты и Олимпийских играх. Мы с ним впервые боролись и сразу же ковер остался за мной. До этого нам не доводилось бороться друг с другом на соревнованиях.

– А вообще знали Бароева до поединка?

– С ним неоднократно боролся Георгий Цурцумия, он мне говорил, как действовать против россиянина. Ну и Марат Болатович тоже мне много подсказывал. Я знал, чего он него ожидать.

– Вы также продолжаете тренироваться в Белокаменной?

– Мы практикуем это. Но на сегодня мы все собрались в Астане для последнего учебно-тренировочного сбора. Это заключительный этап подготовки к чемпионату мира в Турции.

– В нашей стране есть серьезные конкуренты в вашем весе?

– Раньше был Георгий Цурцумия, но он уже завершил свою карьеру. Есть Геннадий Лященко – очень хороший борец. Не могу сказать, что конкуренции вообще нет, но все же ее слишком мало. Сейчас на сборах у меня всего два оппонента – Есенгельды Жалгасбаев и Гена Лященко.

– Как идет подготовка к чемпионату мира?

– В принципе у нас все нормально, тренировки подходят к завершающей стадии. Постепенно снижаем нагрузку. 10 сентября вылетаем в Турцию.

– Чего ждете от себя на этом турнире?

– Конечно же, постараюсь показать максимум своих возможностей. Мне уже нужно показывать на международной арене более высокие результаты, оправдывать доверие тренерского штаба. Они все ждут от меня только побед.

– Многие говорят, что борьба стала менее интересной из-за изменений в правилах. Вы как относитесь к этому мнению?

– Если честно, я не могу ответить вам как-то однозначно. Зрителям и специалистам все-таки виднее. Мне все интересно. Если было бы скучно, то я вряд ли бы стал заниматься этим делом. Все-таки в борьбе я большую часть жизни, и говорить о том, что мне это не интересно, было бы неправильно.

– Раньше вы боролись в весе до 96 кг. Почему вы решили перейти в более тяжелую весовую категорию?

– Потому что с возрастом стал весить гораздо больше. Уже труднее стало сгонять вес. Решил перейти в более тяжелый. В принципе переход дался мне нормально. Было немного непривычно в первый год, а уже во втором сезоне все встало на круги своя. Никакого дискомфорта не ощущал.

– Есть ли принципиальные соперники?

– Если говорить о крупных соревнованиях, то принципиальных оппонентов нет. Здесь нельзя расслабляться, потому что любой борец может преподнести сюрприз. Поэтому я не делю своих соперников на принципиальных и нет. Все готовятся по полной программе. Все понимают цену данного турнира. Также для меня не принципиально на какой стадии бороться с сильным конкурентом или «слабым». Я всегда выхожу на ковер только за победой. А все остальное не важно.

– Совсем недавно вы попробовали свои силы на турнире в Астане по казакша курес «Казахстан Барысы». Какие впечатления остались от этого выступления?

– (Смеется.) Вы же сами все видели. Я толком даже правил не знал. Все-таки казакша курес по стилю больше похоже на самбо или дзюдо.

– Вы там боролись в куртках, а ведь всю свою карьеру проводите поединки в борцовках. Это тоже сильно сказалось?

– Да. Немного отвлекало. Знаете, совсем все непривычно. Но ничего страшного не произошло. Если в следующем году меня пригласят на этот турнир, и он будет проводиться после Олимпиады, я думаю, что снова могу попробовать свои силы. Подготовлюсь получше.