Футбольный клуб «Цесна» давно считается сильнейшим в отношении инфраструктуры и в воспитании будущих футболистов. Но в последнее время в клубе творятся непонятные вещи. Сначала начались жалобы воспитанников на то, что руководство требует такую чрезмерную компенсацию за их обучение, что ни один профессиональный клуб, выступающий в премьер-лиге не захочет выкупать их контракты. А потом появилась информация, что Бернд Шторк, не так давно назначенный техническим директором клуба, покинул свой пост. О бывшем тренере нашей национальной сборной говорилось много, однако то, что немецкий специалист так быстро закончил свою деятельность в «Цесне», вызывает удивление. Мы решили прояснить о ситуации, как говорится, «из первых уст», и, для начала, поговорили с председателем наблюдательного совета футбольного клуба «Цесна» Эдуардом Бабаяном. 

За «шторкой»

- Эдуард Гетенович, расскажите, пожалуйста, о ситуации с Берндом Шторком.

 - В прошлом году совместно с Федерацией футбола Казахстана мы начали разговор о проекте «U-19». После отставки с должности главного тренера первой команды страны Шторк работает со сборной Казахстана, в составе которой играют футболисты до 19 лет. Базируется команда в Алматы, и у руководства нашего клуба совместно с ФФК сложилось мнение, что неплохо было бы организовать совместную работу. Однако мы планировали, что именно в сборной данного возраста Шторк будет работать в следующем году. Дело в том, что у нас очень сильная команда, составленная из юношей 1994 года рождения, и они подойдут для команды Шторка только в следующем сезоне.

-То есть на базе «Цесны» вы планировали подготовить «костяк» сборной U-19 к следующему году?

- Да, и немецкий специалист занял у нас должность технического директора. В его обязанности входило курировать и нашу команду, выступающую в первой лиге Казахстана. Иначе говоря, в наши планы входило, что он будет работать с футболистами 1994 года рождения и подготовит их к выступлениям в первой лиге на следующий сезон. Шторк согласился на эту работу, однако затем возникла проблема семейного характера.

- А именно?

- Когда он только начинал работу в нашем клубе, у него уже был маленький ребенок. В процессе же работы родился второй. Он уехал домой в Германию, а должность технического директора подразумевает личное присутствие на базе клуба. В итоге мы решили, что воплотить в жизнь наши планы никак не получится.

- Можно сказать, что Шторк «по-доброму» ушел?

- Бернд Шторк – опытный специалист, у которого есть свое виденье развития футбола. У «Цесны» же своя программа и есть устоявшиеся взгляды на процесс работы. При этом разногласий у нас не было, и, думаю, что если бы не возникли семейные проблемы, то мы бы продолжили совместную работу. По поводу его работы со сборной U-19 советую вам спросить у самого Бернда, либо в Федерации футбола Казахстана.

- Не считаете ли вы ошибкой то, что вы начали работу со Шторком?

- Нельзя сожалеть о прошлом, любая работа это новый вызов для тренеров и воспитанников. Да и конфликт с Берндом бил не личного характера, а скорее, производственного. Он эмоциональный, «бурный» человек. Отсюда и возникают разговоры о том, что Шторк напрасно был приглашен в клуб. В прошлом Бернд был профессиональным футболистом. Он провел огромное количество матчей в немецкой Бундеслиге и, обладая колоссальным опытом выступлений на высшем уровне, может на практике показать ребятам, как вести себя на поле.

- Кто сейчас занимает должность технического директора вашего клуба?

- Эта позиция у нас раньше не практиковалась. То есть генеральный директор и его заместитель успешно выполняют тот объем работы, который был возложен на Шторка. Не стоит думать, что это легкая работа, нет, отнюдь, ведь у нас занимается около трехсот детей, одиннадцать команд и прослеживать их деятельность – кропотливый труд.

Куда уходит детство

- Как проходит процесс перехода ваших воспитанников во «взрослый» футбол. Имеют место разговоры о том, что карьера некоторых футболистов приостанавливается из-за того, что профессиональные клубы не готовы к выплате той компенсации, которую просит за игроков «Цесна».

- К любому вопросу надо подходить глобально, и тогда многие непонятные вещи становятся явными. Мы не получаем никакой прибыли от подготовки профессионалов и последующей их продажи. Конечно, легким выходом было бы набрать «пацанов», кинуть им один мяч, поставить одного тренера и, затем просить миллионы за их контракты. Мы же пошли другим путем. Путем подготовки качественных игроков, и это, естественно, требует определенных капиталовложений. Хорошо еще, что наши спонсоры и учредители вкладывают средства в клуб. Ведь экипировка, поездки на турниры, переезды команды по всей стране в рамках чемпионата Казахстана, оплата тренеров и многое другое - требуют больших затрат. Есть и еще одна причина, по которой мы не имеем права самостоятельно устанавливать цену - УЕФА строго контролирует процесс трансферов. В правилах, составленных этой организацией, четко оговорена сумма, которую нам должны выплатить за того или иного воспитанника. Сделано это для того, что бы не проводилось «черных» финансовых махинаций. Все абсолютно «прозрачно». Клубам же премьер-лиги хочется сказать – если они хотят видеть в своем составе хороших игроков, не тратя на них денег, то пусть открывают детско-юношеские школы, подобные нашей. Это, кстати, пойдет на пользу всему казахстанскому футболу.

- А как же вашему клубу стать «самоокупаемым»?

- Есть выход. Для этого мы должны готовить футболистов не только для премьер-лиги Казахстана, но и для чемпионатов России и других стран. Тогда и выпускников, продолживших свой путь в футболе, будет больше, и цена отступных за их контракты станут выше.

- Каким образом вы к этому продвигаетесь?

- В основе работы клуба лежит немецкая программа. Так же мы выезжали для получения опыта в Англию. Наши тренера проходили курсы на базе лондонского «Челси». Также совсем недавно мы посетили туринский «Ювентус». Работая по одной программе, мы вкладываем в нее все лучшее из других. Таким образом, был создан свой «стиль» подготовки футболистов. Этот путь мы считаем наиболее правильным, так как подражая другим европейским странам, мы никогда их не догоним. С помощью же своих методов можно добиться большего.

- Со скольки лет лучше всего отдавать ребенка в футбольную школу?

- Чем раньше, тем лучше.  Получается, что большая часть из них находится в клубе более десяти лет. За это время мы готовим не только футболистов, но и личности – у нас есть психолог, младшим юношам демонстрируются специальные мультипликационные фильмы, благодаря которым они получают нравственное воспитание, а родители и тренера учат их как правильно жить. Ведь тяжело из года в год, пять раз в неделю, а с взрослением в еще большем объеме, посвящать себя тренировкам. При этом, необходимо следить за режимом и правильно питаться. К тому же, воспитанникам даются «домашние задания», которые с момента начала сотрудничества нашего клуба с немецкой компанией «Заллер» стали более эффективными. «Заллер» поставляет нам принадлежности, с помощью которых можно в домашних условиях развивать координацию движения, технику и многое другое. В общем, от нас уходят уже готовые спортсмены, посвятившие все свое детство спорту, и готовые к любым трудностям.

- Есть ли ваши воспитанники в национальной сборной страны?

- На данный момент это Сергей Гридин, Сергей Остапенко и Марат Шахметов.  В свободное время они приезжают в клуб, который их взрастил. Вратарь «Атырау» Шабанов так же был… В общем же, в премьер-лиге и первой лиге страны, играют около шестидесяти наших воспитанников. Те же, кто не стал профессиональными футболистами, сделали карьеру в другой сфере, поскольку мы приучили их к труду, привили силу воли. У нас очень теплые отношения. Интересна история игрока «Тобола» Бауыржана Джолчиева, который сейчас выступает в молодежной сборной страны и в будущем, я уверен, станет игроком первой команды. Его к нам с Кыргызстана привезли маленьким мальчиком. Тогда мы нашли работу его родителям, а из самого Бауыржана сделали прекрасного футболиста.

P.S. После разговора с Эдуардом Бабаяном, мы связались и с находившемся в Германии Берндом Шторком, который давать какие-либо комментарии отказался. Дело в том, что как он нам пояснил, Федерация футбола Казахстана запретила ему общаться с прессой. В свою очередь в федерации нам сказали следующее: «все нормально, Шторк работает, никаких отставок нет». Да уж…