Главный тренер сборной Казахстана по плаванию Олег Вагизов в интервью корреспонденту ProsportKz.kz сразу же после завоевания Дмитрием Баландиным золотой медали Олимпиады, устало, словно он сам проплыл эти 200 метров (а эмоционально это было именно так), сколько еще медалей 21-летний пловец может выиграть в будущем и многое другое.

- Как для вас сложилась эта Олимпиада?

- Очень тяжело. Были мысли, переживания, но мы старались не передавать их Дмитрию, чтобы он не чувствовал дополнительной нагрузки. Вмешательство в такие моменты не нужно. Мы имеем спортсмена с высокой психологической устойчивостью. Это тот атлет, которому нет необходимости говорить лишний раз о том, как сделать что-то лучше. Он профессионал с большой буквы. Была выбрана политика, что лучше пусть он отдохнет, чем будет углубляться в какие-то темы. Он со всем этим справился.

- Когда вы твердо поняли, что Баландин сможет взять здесь медаль?

- Вчера, когда он вышел из полуфинала. Мы посмотрели результаты финальной восьмерки, и разница между первым и восьмым местом была минимальна. Все они были претендентами на награды. Все зависело от того, у кого будут сильнее нервы, кто правильно восстановится и кто сможет в финальном заплыве показать свой максимум. Многое зависело от психологии. И он все сделал немного лучше, чем другие. Все это вкупе и привело к победе. Он выдающийся спортсмен.

- Первый пловец, который принес нашей стране медаль...

- Да. Это историческое достижение. Для нас для всех это большой прорыв. Сказать, что мы в восторге, это значит не сказать ничего. Нужно как-то пережить этот момент, понять что произошло и идти дальше. Нам теперь будет немного проще идти вперед, потому что мы знаем свои возможности. После того, как мы выступили в Лондоне, мы поняли, что нам нужно было что-то менять. Тогда мы были простыми статистами. Безусловно, нам повезло что у нас появился талантливый спортсмен. Но дальше мы все сделали правильно. Если бы мы где-то допустили ошибку, то у нас сейчас не было бы олимпийского чемпиона. Случайности в этом нет. Это плод большого труда большого количества людей. Димы в первую очередь, и тех людей, кто его окружает.

- Как считаете, теперь плавание теперь будет на подъеме?

- Мне очень этого хочется. Было бы прекрасно, если бы его пример стал толчком к развитию этого спорта, чтобы к нам пришло как можно больше детишек, чтобы родители поняли, что мы можем готовить спортсменов мирового уровня. Чтобы приводили к нам в бассейны детей, и мы бы их учили плаванию. Да, у нас все еще остаются проблемы. Связаны они в первую очередь с тем, что у нас не хватает резерва. Должны появляться такие талантливые девочки и мальчики, чтобы у нас было пополнение. Время бежит неумолимо, уровень плавания растет семимильными шагами, и если ты хоть чуть-чуть остановишься, то ты уже окажешься на обочине. Желаю нашему виду спорта большого развития.

- Где вы нашли такого самородка? Понятно, что после Азиатских игр-2014 года, когда Дмитрий выиграл три золота, на него все обратили внимание. А где он был раньше?

- Это большой вопрос к самому Диме, почему он пришел в плавание. Он уроженец Алматы, он не какой-то пришелец. Он наш, доморощенный. Полюбил плавание. И у него все пошло. И хорошо, что первые тренера нашли в нем это стремление к победе, дали ему те навыки, которые мы уже развили. То, что он спортсмен очень высоко класса мы видели уже в 15-16 лет. Уже тогда мы поняли его возможности и нам нужно было неошибиться в его дальнейшем развитии. Конечно же, я не устану повторять, он сам нам помог в этом. А в Инчхоне Баландин действительно прыгнул выше головы. Там мы его тоже готовили к выступлению, к борьбе за медали. И главное, что он тогда не просто выиграл золото, хотя и это тоже очень важно, главное то, что он тогда показал высочайшие результаты именно по времени. На 200 м брассом Дима показал третий результат в мире и тут стало понятно — нужно его готовить к Олимпиаде. Мы не имели права работать с ним плохо. Работа была напряженной. Не все было гладко, временами были и большие сложности. Это очень большой труд. Каждый день тренировки, сложные соревнования, из которых мы набирали очень большой тактический и тренировочный багаж. Он сам по себе супер-боец. Ему не нужен психолог. У него чемпионский характер.

- Вы привлекали ему на помощь иностранных специалистов? Вот у нашего чемпиона мира-2006 года Влада Полякова был известный тренер Геннадий Турецкий...

- Всю свою подготовку Дима проводил со своим личным тренером Алексеем Казаковым, специалистом из Алматы. Но для того, чтобы работа получилась более качественной, мы привлекли иностранных консультантов. Это то, чем занимается сейчас весь мир. Мы правильно проанализировали опыт нашего выступления в Лондоне. Мы поняли, что нам нужны дополнительные знания.

- Кого именно вы позвали на помощь?

- Тренером-консультантом по методической работе стал Дмитрий Манцевич, выходец из СССР, а сейчас гражданин Словении. Он уже давно там живет. Тренером по физподготовке стал словенец Миха Робник. Но вся работа осуществлялась личным тренером, на него лег основной груз именно в тренировках. Кроме этого, в команде Баландина есть массажист, который как никто другой знает его тело — Наталья Максимова, также и доктор команды, который сыграл огромную роль в подготовке Димы к Играм. Прежде всего тем, чтобы он был здоровым. У нас не все гладко прошло в этом плане. Была и травма ноги, и травма плеча. И очень здорово, что мы все это преодолели. В этом году без травм мы пришли и это тоже все благоприятствовало нашей победе. Безусловно, нельзя не отметить поддержку нашего Министерства, НОК РК, федерации водных видов спорта РК, которые поверили в нас после Инчхона-2014, и оказали всю необходимую помощь. Нас обеспечили всем, что мы просили и без их помощи мы бы не достигли этого результата. Огромное спасибо им.

- Тренировались больше всего где?

- И дома, и заграницей. Мы сами выбирали места, там где нам было бы удобнее проводить подготовку.

- Очень хвалят американские тренировочные лагеря, где в том числе занимается россиянка Юлия Ефимова...

- Очень сложно сказать, где лучше. Места выбираются по специалистам. Сами бассейны везде одинаковы. Что в Казахстане, что в России, что в Европе, что в Америке. Все — 50-метровые. Это не настолько актуально. Главное, какие специалисты окружают атлета и какие у него от этого идут прорывы. Многое определяет уровень квалификации тренеров.

- Как вы считаете, сможет ли Баландин поддержать свой уровень в Токио-2020? Все-таки, ему всего 21 год и там он должен юыть в расцвете сил...

- Сейчас Дима находится в оптимальном возрасте для пловцов. И в тоже время, плавание не считается ранним видом спорта. Есть примеры, когда люди добиваются больших побед и в возрасте за 30. И при этом показывают высокие результаты. Вот как Фелпс, у которого четвертая Олимпиада, и который завоевал уже больш 20 золотых медалей. Все зависит от спортсмена, какой он дальше видит свою жизнь. Также и Дима. Только он знает, чего он хочет. Но я думаю, что эта медаль для него станет большим стимулом для дальнейших побед.

- Как вы считаете, сможет ли он улучшить свои результаты на 100-метровке или даже в других дисциплинах?

- Безусловно может. Потому что сегодня победы на средних дистанциях, таких как 200 м, где он и стал чемпионом, без отличной базовой скорости на коротких дистанциях невозможно добиться успеха. Дима и на 100 метров плывет хорошо. Нужно немного подкорректировать моменты определенные. Как вы знаете, он и в 100 метрах брассом отобрался в финал, то есть получается, что он провел здесь шесть заплывов. Это лишний раз подтверждает, что он подошел сюда в прекрасной форме. И мы будем уделять в дальнейшем внимание не только свои коронным 200 м, но и 100 м, а также «неолимпийским» 50 м, которые разыгрываются на чемпионатах мира и Азиатских играх.

При поддержке Национального олимпийского комитета, «Самрук-Казына» и компании ERG.