Так получилось, что велоспорт в Казахстане развит куда более сильно, чем другие виды спорта. По большей части, это следствие того, что у нас есть велокоманда «Астана», которая является одной из самых успешных «конюшен» в мире.

Тогда в 2006 году такой проект казался чуть ли не авантюрой. Ведь «Астана», по сути, создавалась на обломках другой команды, которая развалилась из-за допинговых скандалов. Но при поддержке государства и других влиятельных людей наша велогруппа превратилась в имеджевый проект национального масштаба. В первый же год своих выступлений новый коллектив громко о себе заявил, добившись ряда побед на престижнейших гонках Старого света. Потом на гонщиков «Астаны» посыпались обвинения в употреблении допинга, денежные проблемы, дисквалификация Винокурова и другие трудности. На данный момент большинство этих неприятностей позади. Конечно, отрадно, что о Казахстане в остальном мире судят не только по фильму «Борат». Однако, смотря на успехи «Астаны», нельзя не подумать о том, что у нас есть кроме этой команды.

«Астана» 2, 3, 4, 5,

Выхожу тебя искать

Для начала можно привести простой пример: голландская велогруппа уровня Про-Тур «Рабобанк» имеет 3 (!) дочерние команды, которые выступают не только у себя на родине, но и в гонках Международного союза велосипедистов (UCI) более низкой категории, куда основной состав «Рабобанка» не может поехать. Именно в этих коллективах и воспитываются молодые велосопедисты из Страны тюльпанов, которые потом показывают отличные результаты на самых престижных гонках Про-Тура и в самых разных командах. А у нас кроме «Астаны», по сути, пока ничего нет. Довольно долгое время ходят слухи о создании «Астаны-2», клуба Про-Континентального уровня (следующего сразу за высшим уровнем Про-Тур) и, после строительства в столице велотрека, было бы глупо не создать и трековую команду. И где же они? Пока, поставщиком талантов для «Астаны» является наша сборная. Именно там и тренируются и готовятся к будущим победам практически все юные велогонщики из нашей страны. Но все равно переход «Сборная-профессиолнальная команда» пока еще очень болезненно для спортсменов, поскольку уровень выступлений национальных сборных и сильнейших команд Про-Тура сильно различаются. Гонщик, показывающий очень хорошие результаты в сборной, попав в состав команды на большую гонку, может и не выдержать той нагрузки, которую возлагают на велогонщиков высшего уровня. Поэтому «Астане» нужно создавать команды более низкой категории для того чтобы гонщики постепенно выходили на тот уровень, при котором есть возможность успешно выступать даже на Гранд-Турах. Во всем мире это прекрасно действует, но почему этого нет у нас? По мнению гостренера нашей национальной сборной Олега Тусумханова нужно срочно создавать команды континентального уровня:

«Это просто необходимо. Иначе вскоре результаты пойдут на спад. После ухода Винокурова у Казахстана не осталось действительно сильных гонщиков, способных бороться за генеральную классификацию. Винокурову срочно надо искать замену. Я не знаю, что будет с «Астаной» через два-три года, но уверен, что больших результатов добиться команде будет очень трудно. На мой взгляд, недавно вернувшийся в команду Кашечкин все равно не сможет показывать столь же высокие результаты, как Винокуров».

В федерации велоспорта ситуацию с дочерними командами «Астаны» прокомментировали так:

«Велокоманда «Астаны-2» на данный момент в стадии формирования: набирается персонал, гонщики, собирается необходимая документация. Аккредитация команд в Международном союзе велосипедистов ориентировочно пройдет осенью. К этому времени мы и должны полностью сформировать новую команду, чтобы официально ее зарегистрировать».

Все яйца в одну корзину

Сама «Астана» по понятным причинам предпочитает тренироваться в Европе, лишь изредка навещая казахстанские степи. А сильные велосипедные школы, откуда можно пробиться наверх, к вершинам карьеры велогонщика в Казахстане мало. Талантливых велогонщиков в нашей стране много, надо только провести правильный отбор и формировать фундамент будущих побед. Только вот эта работа ведется не очень активно. Возможность карьерного роста в отечественном велоспорте идет только по одному сценарию: через чемпионат страны, потом в юношескую сборную, молодежную в основной состав взрослой и, как вершина карьеры подписание контракта с профессиональным клубом. И не обязательно этим клубом должна быть именно «Астана».

В свете последних новостей, когда стало известно о переходе в стан казахстанской команды Андрея Кашечкина и Дмитрия Муравьева, появляется ощущение, что «Астана» намерена собрать в своем составе сильнейших казахстанских велогонщиков. Может, это и правильно, но получается не очень выгодно для всего отечественного велоспорта в целом. Ведь намного лучше когда, много казахстанцев выступают за различные профессиональные команды и приносят победы, чем десять человек (пускай даже все они граждане нашей страны) едут в одной команде. А победы можно приносить не просто своей команде, но и Казахстану в зачет нации. А если гонщики будут сосредоточены в одной, пусть и такой сильной команде, как «Астана», и повториться ситуация «Тур де Франс» нынешнего года? Одно падение и команда осталась без капитана и практически в полном составе перестала бороться за какие-либо места в общем зачете. А будь на этой гонке капитаном «Лямпре» Андрей Кашечкин, и основная ставка итальянцев делалась на него, казахстанец мог бы побороться за призовые места. И победи Кашечкин (пусть даже не победа, а просто оказался бы Каш в десятке сильнейших общего зачета) неужели мы бы радовались этому меньше, чем успехам «Астаны»?

Многие болельщики скажут, что ничего плохого быть не может, если сильный казахстанский гонщик будет выступать за сильную казахстанскую команду и приносить победы и команде и своей стране. Но это идеальная ситуация. Когда есть огромный выбор талантливых гонщиков, а лидер уже определен, почему бы не позволить другим талантам развиваться в зарубежных командах? Но сейчас положение отнюдь не идеально. В начале века, когда у Казахстана был целый ряд великолепных гонщиков (в том числе и молодые тогда Винокуров, Кивилев и Кашечкин. Первый защищал цвета «Дойче Телеком», позже «Либерти Сигурос», Кивилев был в майке «Кофидиса», а Кашечкин носил формы «Квик Степ» и «Креди Агриколь»), которые выступали за разные команды, и они более успешно представляли Казахстан. А сейчас иная ситуация, несмотря на то, что есть «Астана», представительство казахстанских гонщиков в мировом пелотоне мало.

Кто в доме хозяин?

Велоспорт в Казахстане сейчас на распутье. Пока не ясно сможет ли Кашечкин выполнить функции капитана, и что именно ждет «Астану» в будущем. Помимо этого ходят слухи о переговорах с несколькими сильными велогонщиками из других стран: Винченцо Нибали (Италия), Филипп Жильбер (Бельгия), Ричи Порт (Австралия) и некоторых других. От результата этих переговоров и других общих факторов, вроде положения со-капитана чеха Романа Кройцигера, и будет зависеть количество побед команды в будущем сезоне.