Вилорий Пак: "Через меня прошло полторы тысячи детей"

Вилорий Пак: "Через меня прошло полторы тысячи детей"
news-banner7
mobile-news-top

Сегодня гостем нашей рубрики стал Вилорий Викторович Пак – тренер по тяжелой атлетике. Все, кто хотя бы немного следят за успехами казахстанских штангистов на мировой арене, знают  это имя. Менее чем через 10 дней заслуженный специалист отпразднует свой юбилей – 60-летие. С этого мы и начали свой разговор.

Боксер-борец-штангист

В зале штангистов, куда корреспондент газеты «PROСПОРТ» пришел для интервью, не было практически никого. Только Вилорий Викторович и еще один спортсмен.

- Вовремя вы пришли, – после краткого приветствия начал старший тренер сборной. – На днях мне 60 лет исполнится. 6 мая у Жаксылыка Ушкемпирова день рождения. 26 мая – у меня. 

Затем, бросив краткое: «Только сделаю последний подход», Вилорий Викторович пошел качать пресс. Упражнение выполнил уверенно и быстро, словно и нет за плечами шести десятков лет .Практически не переводя дыхание, мы начали свой разговор.

- Вилорий Викторович, расскажите, почему вы решили выбрать тяжелую атлетику? Наверное, как и у многих спортсменов,  дело случая?..

- Правильно. Все вышло случайно. Я родился небольшом поселке. В 11 лет стал заниматься боксом. Тренировал нас преподаватель физкультуры, только что дембельнувшийся из армии. Зала своего не было, поэтому тренировались в коридоре школы. Спустя всего несколько месяцев нас, колхозников, отправили на районную спартакиаду школьников. Меня выставили на соревнования по вольной борьбе. Я вообще не знал ни одного приема. Был физически сильным и ловким. Занял первое место. На меня обратили внимание, и так я стал заниматься борьбой. Выучил пару приемов и поехал на областную спартакиаду, где вновь стал первым. На республиканской спартакиаде решил проверить свой вес и зашел в зал штанги, где были весы. Тут ко мне подходит тренер тяжелоатлетов Владимир Федорович Ким и спрашивает: «Борец?». Я киваю. «Какой разряд?». «Первый юношеский», – отвечаю я. Рядом стоит штанга 55 кг. Предлагает мне поднять ее. Я накидываю еще 10 кг и «солдатиком» ее выжимаю. Он меня хватает и говорит, чтобы переходил к нему: «Делаешь второй взрослый разряд, а ты про юношеский мне тут говоришь». Я говорю, чтобы обращались к моему тренеру. В общем, специалисты между собой поговорили, и я оказался в секции тяжелой атлетики. Мне было 14 лет.

- Как стали тренером?

- Сам занимался штангой. У себя в поселке начал потихоньку тренировать ребят помоложе. И с ними добился определенных успехов: на областных соревнованиях наша поселковая команда заняла второе общекомандное место. Уступили только городским – кызылординцам. Искал любые спортивные книги. Помню, что одну книжку выменял на две бутылки водки. Там был расписан недельный план тренировок. Но я по нему тренировался сам и моих ребят готовил тоже. Добавил только пару упражнений. Все тренеры отметили мою работу, и я сам решил стать тренером. После школы отправился в Ленинград поступать в Высшую школу тренеров. Сдал все экзамены, но не прошел по конкурсу. На одно место поступало восемь человек. Приехал оттуда в Алма-Ату и поступил в физкультурный институт. Учился очень хорошо. У меня всегда было стремление стать первым. И поехал в Кызыл-Орду. Хотя мог выбрать любой другой город, закончив институт с красным дипломом.

 

Досье «PROСПОРТ» Вилорий Пак

Вилорий Викторович Пак родился 26 мая 1951 года в поселке Шаган Сырдарьинского района Кызыл-Ординской области. Заслуженный тренер Республики Казахстан по тяжелой атлетике, кавалер орденов «Парасат» и «Курмет». Старший тренер сборной Казахстана. За время своей работы воспитал одного заслуженного мастера спорта, 12 мастеров спорта международного класса, более 60 мастеров спорта. Главный из его учеников – Илья Ильин – двукратный чемпион мира среди юниоров, двукратный чемпион мира среди взрослых, чемпион ХХIХ Олимпийских игр 2008 года, двукратный чемпион Азиатских игр.

«Нескольких ребят забрала улица»

- Сегодня Кызылординская область – один из лидеров тяжелой атлетики в Казахстане. А как было раньше?

- Из 20 республиканских команд мы плелись на 19-м месте. Я не понимал почему. Вроде и тренеры толковые, и ребята ничем не хуже других мальчишек из остальных регионов. Но было именно так. В некоторой степени из-за этого я и стал тренером. С тех пор и тренирую. Вот уже почти 38 лет.

- Правда то, что вы одним из первых стали набирать к себе в группу детей с 6 лет, а не 10-12, как это делали все остальные специалисты?

- Да. Одни надо мной смеялись, мол, набрал детский сад. Другие возмущались – он же угробит детей, нагружая их штангой. На самом деле я занимался с ними общефизической подготовкой: плавание, бег, гимнастика и так далее. Только с 10 лет мы начинали заниматься именно со снарядом. Я никогда не ставил себе целью слепить из них материал для будущих чемпионов мира и Олимпиад. В моем понимании спорт – это прежде всего здоровье и характер. Воля к победе и познание себя. Спорт – это лекарство для борьбы с наркоманией, алкоголизмом и преступностью. И именно этого я добивался. Ходил к своим ученикам в школы на родительские собрания, проверял дневники. Пытался объяснить, что если в спорте не получится чего-то добиться, то нужно подготовить себе запасной плацдарм. Так работаю до сих пор. Все время нахожусь в зале. Даже свой  день рождения тут справляю.

- Кем из учеников вы гордитесь больше остальных?

- Наверное, было бы неправильно выделять кого-то одного. В каждого я вложил частичку своей души, самого себя. Я горд практически за всех своих воспитанников. Через мои руки прошло более полутора тысячи ребят. Более 90% из них нашли себя в спорте, другие в обычной жизни: работают в различных структурах на высоких постах, стали бизнесменами. Некоторым из них я помогал устраиваться.

- Но были и разочарования?

- Конечно. Были и свои упущения. Есть ребята, которые сбились с колеи. Некоторых затянула улица, другие стали баловаться  наркотиками. Например, парень 1983 года рождения, чемпион Казахстана, подавал хорошие надежды. Погиб от передозировки. Не стал ходить на тренировки, я пытался уговорить родителей, а после гибели ко мне пришел его отец и каялся, что зря он разрешил ему уйти в свободное плавание… Было несколько таких случаев. Мне обидно, что улица забрала  у меня ребят.

Тренер-«душегуб»

- Все связывают ваше имя с олимпийским чемпионом Ильей Ильиным. А были ли у вас еще талантливые ученики?

- У меня таланты были и до Ильи. Олег Шин – призер чемпионата мира, чемпион Азии, рекордсмен Центральной Азии. Роман Русяновский – трехкратный призер чемпионата мира, двукратный победитель чемпионата Азии. Он получил тяжелую травму колена, ему сделали операцию, и неизвестно пока, продолжит ли он карьеру. Куаныш Рахатов – бронзовый призер мира. Тоже завершил карьеру. Их много. Всех не перечислишь. А сегодня у меня из подрастающих тоже есть перспективные: Нурсултан Рахатов, Александр Зайчиков, Рустем Сыбай – ученик моего ученика. В Кызылорде сейчас работает хорошая школа, и оттуда постоянно выходят новые спортсмены. 

- По каким критериям вы определяете, будет толк или нет?

- Есть несколько основных моментов. Самое главное – это генная предрасположенность. Гибкость суставов, скоростные качества – прыжки в высоту, бег на 30 метров и т.д. Всегда смотрим на психологический портрет спортсмена.

- Какой Ильин?

- Если говорить об Ильине с психологической точки зрения – то он сангвиник. С самого детства был шустрый как дьяволенок. Его к нам в шесть лет и привели, потому что в детский сад не хотел ходить, дома мало кого слушался. Но очень талантлив. Он от природы просто создан для штанги. Его не сравнить с другими спортсменами. На тренировках очень азартный. Горячий. Быстро восстанавливается, что немаловажно. У меня все спортсмены бойцы – дерутся на помосте.

- Вы его тренируете сейчас?

- Конкретно я им не занимаюсь. Думаю, что он придет к тому, что нужно много пахать. Он просто почувствовал себя слишком уверенно. В спорте много примеров, когда самоуверенность приводит к самым ожидаемым результатам. Что такое «родной» тренер – это жесткий и требовательный специалист. У любого спортсмена спросите, что такое «родной» тренер – «это душегуб», ответит. Я  ему всегда говорил, что он сам может выбрать себе тренера. Другие могут прессовать, а я никогда не прессовал его. «Будет тебе нужна моя помощь, приходи ко мне». Мы не можем себя навязывать, спортсмены не рабы наши. Тем более олимпийский чемпион – человек,  взявший высшее достижение в спорте.

- Сейчас штанга стала «моложе»?

- Да. Спортсмены сегодня растут быстрее, чем в прежние времена. Раньше нередко можно было увидеть штангиста, которому уже за 30, и он еще находился в элите. Сегодня таких все меньше. Ильин в 20 лет стал олимпийским чемпионом. 

Срок сказался на результате

- Тяжелая атлетика в Казахстане переживает бум. Можем ли мы в скором времени стать лидерами в этом виде спорта на мировой арене?

- Да. Но для этого нужно много сделать. Наше оборудование в областях сильно устарело. Трудно назвать тяжелую атлетику дорогим видом спорта. Штанга списывается через 10 лет. Если относиться бережно – то и через все 20. В Кызылорде сохранились те штанги, которыми я еще тренировал. Им уже больше 20 лет. Я думаю, кызылординский спортивный интернат заслужил, чтобы ему выделили 8 штанг. Вот мы вернулись на днях из Китая. Проводили там УТС. Китайцы говорят, что им земли не хватает. Тренировались в интернате. Там у них два зала: на 20 и на 12 помостов. Не считая зала общефизической подготовки. Мы месяц там занимались и кайфовали. Все оборудование есть, какое только нужно. А в нашем областном интернате всего три штанги. Вы представьте! На всю область. У молодых тренеров сейчас такой азарт! Им ничего не нужно, кроме условий. А зарплаты у всех мизерные. И все равно горят желанием к работе. Если мы сейчас не поддержим молодых специалистов и подрастающее поколение спортсменов, то мы все это можем упустить.

- Как вы относитесь к легионерам?

- Это самый легкий путь. К нам сюда приезжает атлет в возрасте 18-20 лет. Его не нужно ничему учить, заставлять тренироваться. У него есть зарплата, и он ее отрабатывает. А вот того же Ильина приходилось с 6 лет каждый день приводить в зал и заниматься с ним днем и ночью. Гоняться за ним (смеется). С другой стороны, есть такие разговоры, что мы, мол, переманиваем к нам чужих спортсменов. Возьмем ту же Подобедову. Мы ее не переманивали. Она стала чемпионкой мира среди юниоров в 2006 году, выступая за Россию. Установила мировой рекорд. Потом получила два года дисквалификации, и россияне от нее сами отказались. В ее весе было еще две перспективные девочки. Поэтому ставку сделали на них. Ведь два года – это очень большой, просто громадный срок для штангиста. Тут полгода не тренируешься – и потом едва наверстаешь своих конкурентов. Россияне бросили ее в трудную минуту. Ее тренер сам подошел к нам и предложил заключить контракт. Света  очень хорошая девушка, трудолюбивая. Она оправдала все наши надежды.

- Что нового принес Энвер Туркелери в казахстанскую тяжелую атлетику?

- Он скомпоновал различные системы подготовки спортсменов: советскую, болгарскую и турецкие. В принципе, ничего нового он не открыл. Просто он ведет очень строгий тренировочный процесс. Если нужно заниматься два раза в день, значит, все спортсмены должны заниматься именно так. Он требователен, все поставлено очень жестко. Школа у него.хорошая. У нас взгляды совпадают на многие вещи. 

- Чем сейчас занимаетесь?

- Мы готовимся к двум важным стартам. Чемпионату мира среди юниоров, который стартует 25 июня. Планируем отправить туда команду из 8 человек. Причем четверо из них, я рассчитываю, будут из Кызылорды. И лицензионный чемпионат мира в Париже. Молодежь туда тоже отправится.

- Прошел чемпионат Азии в Китае. Хозяева турнира отдали всего одно золото – все остальное забрали себе. Наши там выступили совсем неоднозначно: без золотых медалей. Как вы прокомментируете это выступление?

- На континентальный чемпионат мы отправили экспериментальный состав, если его можно так назвать, освободив практически всех своих лидеров: Ильин, Подобедова, Манеза, Чиншанло, Грабовецкая – они готовятся на чемпионат мира. Из ведущих спортсменов на «Азию» отправился только Седов.

- На чемпионате Азии он в сумме показал только 387 кг, хотя в августе прошлого года на чемпионате Казахстана Владимир установил неофициальный мировой рекорд с 413 кг. Почему такая большая разница?

- После Азиатских игр спортсмены ушли в отпуск. Больше месяца отдыхали. Потом приступили к тренировкам. Мы планировали, что чемпионат Азии пройдет в мае этого года, а его перенесли на месяц раньше – на апрель. Поэтому ребята не успели толком к нему подготовиться. Седов в том числе. Владимир всего достигает упорными тренировками. Ему есть над чем работать, и он упорно тренируется. Есть, например, небольшие проблемы с суставами. У того же Ильина все идет как по маслу, но иной раз прохладно относится к тренировкам.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;