Вы были успешно зарегистрированы! Для того чтобы войти на сайт, воспользуйтесь формой авторизации.
29 июня

Девушка за штурвалом

Журналист
Девушка за штурвалом

Девушка за штурвалом

Потомственный раллийный пилот из Алматы покоряет бездорожье.

Сегодня увидеть девушку за рулем автомобиля на улицах города можно так же часто, как и водителей-мужчин. Однако некоторые девушки идут дальше получения водительских прав и оттачивают свое мастерство управления машиной за пределами дорог, в самых экстремальных условиях.

Prosports.kz удалось пообщаться с пилотом раллийного автомобиля Яной Пелениченко, которая рассказала об особенностях автоспорта в Казахстане.

– Как давно вы занимаетесь автоспортом и как давно профессионально?

– Автоспортом я интересуюсь практически с самого детства, а начала выступать в 2003 году, со своим отцом, тогда я участвовала в роли штурмана. Мне было лет 15.

– Получается, вы потомственная гонщица?

– Да, мой отец занимался автоспортом профессионально, ну и соответственно, любовь к автомобилям была привита мне с детства. Позднее, имея городскую машину спортивного класса, тоже участвовала в городских любительских соревнованиях. Потом я долго проработала менеджером в казахстанской раллийной команде. То есть вся моя жизнь подводила меня к тому, чтобы самой стать профессиональным пилотом. В итоге, подкопив нужную сумму и найдя автомобиль, я перешла в профессиональный спорт и стала участницей чемпионата Казахстана по ралли 2012.

В Казахстане существует класс полноприводных автомобилей РК-ПРО, и моноприводных – РК 11, в котором я выступаю. Я управляю автомобилем марки Citroen, который является достаточно редким для казахстанских трасс.

– Расскажите о своем опыте участия в соревнованиях, спортивных достижениях.

– Я имею первый разряд по автоспорту, достаточно давно пытаюсь получить КМС, но в последнее время с чемпионатом все плохо – не всегда собираем нужное количество участников, поэтому получение этого разряда постоянно откладывается.

В этом году у нас прошла одна гонка, в мае, где я заняла второе место. Мы стартовали с СТК «Сокол» и катались вокруг «Сокола» по степным дорожкам. В июле планируется еще один заезд, к которому в данное время готовимся.

– Как проходят ваши тренировки?

– В черте города никаких гонок. Все тренировки проходят на предназначенной для этого территории. До начала профессиональной карьеры я, имея автомобиль Subaru Impreza, честно признаюсь, достаточно быстро ездила по городу, отвечала на вызов «побайговать», ездила по ночам на Чимбулак – то есть подвергала опасности и себя и окружающих, несмотря на свой достаточно высокий уровень вождения и владения автомобилем. На данный момент я очень четко разделяю профессиональный спорт и хулиганство на дорогах. Должна сказать, что ребята, которые приезжают на СТК «Сокол», занимаются дрифтом – они все стали намного спокойнее ездить в городских условиях, стали дисциплинированнее. Т.е. с появлением доступного трека, с началом организации официальных соревнований любители погонять стали выпускать там свой пар и в городе ведут себя как добросовестные водители. Ребята наоборот, стараются подготовиться к следующим соревнованиям, ждут их. Я хочу сказать, что если к автоспорту подходить профессионально, организованно, а не пускать на самотек, это определенно положительно влияет на безопасность на дорогах.

Опять же, повторюсь, и я, и другие участники соревнований с приходом в официальный спорт в городе стали ездить очень спокойно. Нередки случаи, когда человек имеет два автомобиля – один для гонок на треке, а другой для передвижения по городу.

– Были ли какие-то интересные ситуации в вашей спортивной жизни?

– Таких случаев у меня очень много, и я могу рассказывать о них очень долго. Если вспомнить самые запоминающиеся – в Усть-Каменогорске была гонка по серпантину, и после дождя я не смогла выйти из крутого поворота, мою машину закрутило, и мы, перевернувшись, вылетели с трассы в обрыв. Мы не получили значительных травм, выбрались из машины – машина не горит – все в порядке. Подали судьям знак, что с нами все хорошо, но в этот момент следующая за нами машина, не вписавшись в этот поворот, влетела в отбойник и загорелась. В нее же врезалась следующая за ней машина. В итоге мы начали тушить две горящие машины, потратили все огнетушители. Все закончилось благополучно, кроме того, что одна машина сгорела полностью, другую мы смогли оттащить от пылающего автомобиля и потушить. Мою машину достали из обрыва краном. Никто из гонщиков не пострадал.

– Возникает закономерный вопрос – как близкие относятся к вашему увлечению?

– Ну …плохо (смеется). Когда я позвонила мужу и рассказала, что вылетела в обрыв, перевернувшись, он очень долго кричал в трубку, что больше никогда меня не отпустит на гонку. Маме об этом случае я вообще долго не говорила. Рассказала гораздо позже, по возвращении в Алматы – мама была, конечно, в шоке и даже плакала.

– Насколько опасен, по вашему личному мнению, этот вид спорта?

– Конечно, он очень опасен, случаи бывают разные, как и в любом активном виде спорта. Но сами машины намного безопаснее, если сравнивать с обычным автомобилем. Во-первых, мы внутри мы находимся в «каркасе безопасности», который, кстати сказать, и спас меня во время моей аварии с переворотом – машина сохранила свою форму, я смогла спокойно из нее выбраться, никого из нас не придавило, не зажало, как это бывает при авариях в городе. На случай пожара у нас имеется система пожаротушения, наши комбинезоны – огнеупорные. В случае возгорания они дают 40 секунд чтобы выбраться из машины и потушить себя. Естественно, голову защищает крепкий шлем. В принципе мы защищены достаточно хорошо. Но риски, тем не менее, остаются.

– Какие, по вашему мнению, существуют основные препятствия для развития автоспорта в Казахстане?

– Наверное, основная проблема, как и для многих других видов спорта, это нехватка спонсоров или недостаточное финансирование. Здесь у нас получается своеобразный замкнутый круг. О нашем спорте известно немного, он далеко не массовый. Вследствие чего очень сложно найти спонсора. Недостаток средств на организацию мероприятий вынуждает нас урезать расходы на многие направления, в том числе и информационную поддержку, а недостаточная раскрутка мероприятия не способствует привлечению спонсоров.

К этому можно добавить менталитет – большинство наших соотечественников не любят активный досуг, требующий определенных усилий. В плане интереса к спорту люди у нас довольно ленивые. То жарко, то далеко ехать – нет того энтузиазма, как, например в Европе. Там люди выезжают на соревнования целыми семьями как на праздник – готовят барбекю, устраивают пикники. За рубежом такие мероприятия пользуются большой популярностью, у нас же люди пока не готовы к такому виду отдыха.

 

 

– Расскажите о своих спортивных планах.

– В этом году я планирую принять участие во всех гонках, которые будут проходить в республике. Очень жду проведения Кубка Казахстана по ралли. Также хочу снова поучаствовать в гонке на треке в категории Best Lap. В позапрошлом году я пробовала свои силы в этой гонке на раллийном автомобиле, но он не самым лучшим образом подходит к этому виду гонок.

Есть мечта попасть на мировую гонку, такую как Silk way или Dakar. Вообще, участвовать в зарубежных гонках всегда приятно и интересно. К соревнованиям всегда приковано большое внимание, как СМИ, так и простых зрителей, что не может не радовать. Надеюсь, что вскоре такая ситуация сложится и у нас в стране.

Фото из личного архива Яны Пелениченко

Источник: Prosports.kz
Комментарии 0

Хотите оставить свой комментарий?

Войдите, Зарегистрируйтесь или войдите через соцсети: