Киберспорт

Уже в следующем году мы будем прибыльными, а «Спартак» – вряд ли

Уже в следующем году мы будем прибыльными, а «Спартак» – вряд ли
news-banner7
mobile-news-top

Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин в интервью Sports.ru рассказал обо всех деталях и жизненном быте киберспортсменов.

– В блоге ты писал, что «хоккей так и не избавился от давних проблем». Что это за проблемы?

– Беда российского спорта – это не всегда понятное использование бюджетных средств и желание посадить на денежные потоки нужных людей. Это сильно ограничивает людей, которые не связаны с этими денежными потоками. А торговать лицом мне не хотелось. Не очень хотелось нести ответственность за то, на что я не влияю, поэтому ушел.

– Давай чуть перепрыгнем. В киберспорте есть аналогичные проблемы?

– Самое главное отличие киберспорта от обычного спорта в России заключается в том, что киберспорт абсолютно жизнеспособен с точки зрения бизнеса. Я знаю бюджет хоккейного «Спартака», я знаю бюджет организации Virtus.pro. Понятно, что разница в ежегодном обороте десятикратная в пользу хоккея. Но при этом я четко понимаю, почему мы с Virtus.pro уже в следующем году будем прибыльными с операционной точки зрения, а «Спартак» – вряд ли.

"В следующем году мы будем прибыльными с операционной точки зрения, а «Спартак» – вряд ли"

– В самом начале ты уже начал рассказывать, но все же: как началась твоя история в Virtus.pro?

– История очень простая. У меня было написано заявление об уходе из «Спартака», я дорабатывал там последние три недели. Соответственно, в приватном режиме я уже сообщил знакомым, что скоро буду открыт для предложений. И одно из рекрутинговых агентств обратилось ко мне: спросили, готов ли я рассмотреть вакансию в киберспорте. Мне стало интересно, мы встретились с генеральным директором ESforce Антоном Черепенниковым. Хотя это было не самое удачное собеседование, спустя время мы встретились уже с расширенным составом менеджмента компании. После этого мне сделали предложение, и я очень быстро согласился, потому что к тому времени я уже понял, что представляет из себя индустрия, и понял, какие есть перспективы.

807578f331a73a525e2046f33ac82bd3.jpg

– Что ты вообще знал о киберспорте до того, как тебе предложили быть генеральным в Virtus.pro?

– Я из того поколения детей, которому родители говорили: «сынок, не играй в компьютерные игры, лучше погуляй на улице». Я сам не играл раньше, не играю и сейчас, потому что нет времени. О киберспорте я знал, потому что следил за спортивным рынком в целом. Знал об инвестициях Усманова, знал о турнире «Эпицентр», который прошел в «Крокусе». Видел, что европейские клубы приходят в киберспорт. Это было на уровне общих знаний человека, который находится внутри спортивной индустрии.

– Что такое киберспортивная организация?

– В советское время было общество «Динамо». В его состав входил баскетбольный, футбольный, хоккейный клубы и, допустим, команда по спортивной ходьбе. Это самое похожее сравнение.

У нас есть один общий бренд, в рамках которого есть команды по разным киберспортивным дисциплинам. Внутри каждой команды есть свой небольшой штат, как правило состоящий из менеджера, тренера, аналитика, иногда есть фитнес-тренеры или кто-то еще. Со временем у нас наверняка появится кто-то вроде спортивного директора – человек, который будет отвечать за комплектование состава. Но пока мы не на таком этапе развития.

Еще есть медийный блок: сайт, соцсети, видеопродакшн. Частично эти функции выполняются холдингом, но потихонечку мы набираем своих людей под эти задачи. Вот и все: весь бэк-офис у нас централизован в ESfoce, так что это позволяет мне полностью сконцентрироваться на том, чтобы мы много выигрывали и наша аудитория росла.

341307f4ada7e9b18099314cd856e45e.jpg

– Какие зарплаты у спортсменов в киберспорте? В каких условиях они тренируются?

– Я не могу раскрывать детальные условия контрактов, но средняя зарплата внутри Virtus.pro с учетом всех дисциплин – где-то 7 тысяч долларов в месяц. Конечно, это несопоставимо с классическим спортом на уровне премьер-лиги или европейских топ-чемпионатов и американских лиг. Но это очень хорошие деньги по сравнению со средней зарплатой в России и Украине, откуда много наших игроков.

"Наш состав по Counter-Strike за 2017 год выиграл около миллиона долларов ..."

В остальном условия простые. Наш польский состав, например, – довольно возрастной, там одни профессионалы, они тренируются, как правило, из дома. Они давно играют вместе, и если они будут больше времени проводить рядом, то просто устанут друг от друга. Они как Rolling Stones у нас – собираются вместе и все делают круто.

У состава по «Лиге легенд» и «Доте» есть дома, в которых они проводят основное время. У них есть свежий воздух, быстрый интернет для игр, хорошие условия для сна и базовые вещи для физической активности: беговая дорожка, гантели, бассейн. Еще с ними живет повар, который готовит им еду.

6489f1335a31283080b4424f673a71a4.png

– Про зарплаты и условия понятно. Но есть же наверняка и премиальные за победы?

– Да, призовые за победы есть, и это основной источник заработка для игроков. Призовые почти полностью идут ребятам, организация берет небольшой процент, причем с годами этот процент уменьшается.

Наш состав по Counter-Strike за 2017 год выиграл около миллиона долларов до вычета налогов. Получается, что каждый из пяти игроков получил порядка 150 тысяч долларов после всех расходов. Это сумма за несколько месяцев.

Плюс потихонечку к спортсменам начинают приходить персональные спонсоры. Контракты пока не очень большие, но такие сделки есть. Индустрия только в начале процесса: например, в футболе экипировочные компании подписывают индивидуальные контракты с игроками, у нас такая же история с производителями периферии. В Польше один из местных интернет-операторов подписал на днях соглашения с тремя нашими спортсменами.

– Давай сделаем так, чтобы у всех сорвало крышу: за сколько времени киберспортсмену реально стать долларовым миллионером?

– Реально сделать это за две недели. Раз в год проходит чемпионат мира по Dota 2, где призовой турнир составляет 20 миллионов долларов. Победившая команда получает 8 из них. Соответственно, каждый член команды зарабатывает за турнир больше миллиона долларов.

– Какие зарплаты в киберспортивном менеджменте? В хоккее у тебя была больше зарплата, чем сейчас?

– Не совсем корректно сравнивать, потому что в «Спартаке» у меня ответственность была сильно меньше. Может сложиться впечатление, что ESforce – это пылесос киберспортивного рынка, который забирает себе лучшие кадры. Отчасти это правда, но главная вещь, которой мы завлекаем людей, – это масштаб задач, которые они могут решить. Одна из вещей, которая привлекла меня, заключается в том, что я понимаю: в России занимаюсь примерно тем же, что делают ведущие киберспортивные организации в Европе и Америке. Отставание, безусловно, есть, но оно не является пропастью, как в классическом спорте. Киберспорт – одна из немногих сфер, где Россия абсолютно конкурентоспособна на мировом рынке не государственными сборными, а профессиональными клубами. Причем все это без какого-либо государственного участия.

"Средняя зарплата внутри Virtus.pro с учетом всех дисциплин – где-то 7 тысяч долларов в месяц"

– Давай продолжим «Киберспорт для чайников». У вас есть трансферы? Как с легионерами дела?

– Из интересного есть несколько вещей. Пару месяцев назад состоялся самый громкий трансфер в истории Counter-Strike. Игрок из одной команды перешел в другую за 225 тысяч долларов. Если мы не берем Китай, с которым отдельная история, то на западном рынке – это рекорд.

Еще одна особенность в том, что пока нет какой-то устоявшейся международной федерации, аналога ФИФА, которая устанавливала бы правила. Так что конечный авторитет – издатель игры. Он может отключать игроков от сервера за ставки, читы и так далее. Эта ситуация чуть меняется, потому что появилась федерация киберспорта в России, несколько лет назад международная федерация была сформирована. Задача федерации – установить общие правила игры.

– Еще ты начал говорить о ставках в киберспорте. У вас тоже есть договорняки?

– Нет, у нас никогда не было таких историй. Капитан нашего состава по Dota 2 – Алексей Березин, человек, который году в 2013 году был замешан в подобной истории. Есть даже знаменитый киберспортивный мем про 322. Если вкратце, то Алексей поставил с компьютера жены 100 долларов на победу другой команды с коэффициентом 3.22. Поэтому за ним закрепилось прозвище 322. Тогда это каралось полугодовым баном, сейчас все по-другому. Чтобы ты понимал: тогда были другие времена, где выигрыш в 200 долларов был реально очень хорошим. Все когда-то совершали ошибки, в Virtus.pro мы не видим в этом проблемы: человек понес свое наказание, это история вчерашнего дня. После того случая Березин поиграл в разных командах, и ни в одной не было проблем. Возможный выигрыш сейчас просто несоизмерим с наказанием.

– В спорте много суеверий: автобус с командой не может ехать задним ходом и так далее. Есть ли такое в киберспорте?

– Конечно! Киберспортсмены достаточно суеверные люди. Так что все точно так же, как в спорте. Кто-то не дает интервью во время турниров, другой таскает с собой любимую мягкую игрушку. Есть более рациональные вещи, когда наш состав по CS, например, любит сыграть утром, а не поздно вечером, потому что у них настрой лучше. Сто процентов есть истории о том, в какой порт вставлять мышку.

– Секс перед матчем в киберспорте – это хорошо?

– Ребята всегда живут по двое в номере, как и футболисты, так что это немножко ограничивает их в плане секса. Безусловно, есть турниры, на которые кто-то из ребят за свой счет берет жену или подругу, но это происходит очень редко. Последний случай – наш CS-состав играл в Лас-Вегасе, и капитан наш поехал туда со своей невестой. Все получилось хорошо. Но как правило ребята не берут на турниры девушек, поэтому обходятся без секса.

– Много ли девушек среди киберспортсменов?

– Формально киберспорт похож на «Формулу-1» с той точки зрения, что никто не запрещает девушкам гоняться вместе с ребятами, нет разделения. Но если говорить о том же Counter-Strike, то девушкам играть сложнее. Когда ты осталась одна, а против тебя трое игроков, ты можешь начать паниковать. У ребят в этом плане более устойчивая психика. Хотя бы из-за этого скилл девушек пока чаще всего не дотягивает до скилла парней. Но существуют отдельные женские составы, турниры и даже целые лиги. Но из-за того, что уровень там ниже, у них меньше аудитория, меньше спонсорских денег и меньше призовых. А если говорить о смешанных составах, то немножко бы мешал половой вопрос. Четыре парня и одна девушка в составе – это не самая простая ситуация. Хотя есть примеры, когда девушки выполняют менеджерские роли в киберспорте, с этим нет проблем. Девушки-киберспортсменки часто становятся стримерами или ведущими каких-то шоу.

77f5ee503385e814bf754bd4cdd542ec.jpg

– Стримеры на ютубе – это киберспорт?

– Да нет, это развлечение. Принципиально они ничем не отличаются от того же Юры Дудя с его интервью, это просто развлекуха. Кто-то любит смотреть, как Ивангай бутылку подкидывает, а кто-то смотрит прохождения игр. Среди стримеров есть бывшие киберспортсмены, как Саша Дашкевич, которого подписал «Анжи» в Dota-состав. Он выиграл первый чемпионат мира по Dota 2 в 2014 году, немножко поиграл и стал стримером. Это та же история, что и с Тьерри Анри – закончил с футболом и стал ведущим на Sky.

– Сколько лет киберспортсменам? Во сколько они заканчивают карьеру?

– Это вопрос прям по адресу, потому что в Virtus.pro играют самые возрастные киберспортсмены. Одному из наших игроков в CS Виктору Войтасу уже за 30. Глобально расцвет игроков приходится где-то на 18-25 лет. Но это так, потому что спортсменов старше очень мало. Трем нашим игрокам из польского состава CS около 30, они были теми самыми людьми, которые зарождали киберспорт. Поэтому сказать, можно ли играть в 35-40 лет, пока нереально, потому что индустрия слишком молодая. С каждым турниром, который выигрывает наш состав по Counter-Strike, обновляется состав по среднему возрасту победившей команды.

– Во сколько лет не поздно начать с киберспортом? Я услышал про миллион долларов за две недели и решил скачать себе Dota 2.

– Есть разные истории. В Киеве общался с игроком SK Gaming из Бразилии, разговаривали на кучу разных тем. И он рассказал, что долго рубился на любительском уровне, потом его заметила какая-то команда. Поиграл он за них два месяца, его пригласили в SK, и он сразу выиграл крутой турнир. Что-то вроде теннисного «Большого шлема». С тех пор, как парень просто рубился на серверах, прошло полтора года. Он переехал в Калифорнию и начал играть с лучшими киберспортсменами мира. Такой стремительный рост произошел всего за пару месяцев.

В составе по Dota 2 у нас есть игрок из Херсона, который какое-то время играл, потом бросал, потом месяца 3 начал серьезно заниматься дотой, его заметили и пригласили в профессиональную команду. И вот сейчас он в Virtus.pro, выиграл один турнир до нас, один с нами. Вот так бывает. Пока нет примеров, чтобы человек в 25-30 лет начал и добился больших успехов. Но формат «поигрывал в дотку или в контру с пацанами, а потом тебя заметили» – это работает.

– Как вы ищете игроков? Киберспортивных академий или школ нет же?

– В Китае уже есть по Dota 2, например. У нас есть несколько путей: покупка игроков у других команд и поиск на турнирах. Есть много пабликов, где играют люди, там есть система рейтингов. Из этих ребят мы можем приглашать кого-то на тренировку. Иногда в пабликах парни собирают свою команду и играют на Кубке Москвы. Киберспорт в этом плане очень демократичен – ты просто находишь ребят и заявляешься на турнир. Так сейчас происходит на Кубке России: можно собраться с друзьями и по жеребьевке попасть на Virtus.pro.

Источник: Sports.ru Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии