Другие

Мажит Юсупов: «Жалко, что потенциал 96-го года ушел в никуда»

Мажит Юсупов: «Жалко, что потенциал 96-го года ушел в никуда»
news-banner7
mobile-news-top

Директор клуба «Или» из Алматинской области в интервью нашему изданию подвел итоги года и рассказал о главных проблемах отечественного женского гандбола на сегодняшний день.

– Мажит Каримович, давайте начнем беседу сразу же с проблем, выделите три самые острые из них…
– Первое, на сегодняшний день существует болезнь – смена поколений, причем она, наверное, есть и в других командах. В нашем составе девчонки 90-94 годов, затем большой разрыв до 98-го и младше. В силу разных причин у нас восемь человек 96 года, выиграв Высшую лигу два сезона назад, будто сговорившись, отказались дальше играть. Я до сих пор не знаю, почему они так поступили, хотя по отдельности каждую встречаю, причины называют разные. Жалко, конечно, такой потенциал 96 года ушел в никуда. Следующее поколение, естественно, еще не на том уровне, 2000 год тем более. Нет пока равноценной замены. Если посмотреть по командам Высшей лиги, то у нас не все клубы выдерживают возрастное требование до 23 лет. Как правило, 7-8 игроков набирается 2-3 возрастов, остальные – это дети. Поэтому первые семь команд отвечают требованиям, другие, естественно, слабее и говорить о них как смене, идущей за Суперлигой, рановато. Вот в этом есть большущая проблема.

Второе, этот год мы отыграли не так, как хотели, много проблем было. Так получилось, что один чемпионат завершили и тут же начали следующий. С января по июнь отыграли шесть туров, и сейчас прошло еще два. Восемь этапов в один год, не совсем правильно. Но мы перешли на систему «осень-весна», что практикуется во всем мире. Гандбол – зальный вид и поэтому так удобно. Лето оставили на исправление каких-то ошибок и залечивание травм и разных организационных вопросов. В то же время нам надо подумать о том, как правильно готовиться к основным стартам, чтобы календарь у нас плясал от Олимпийских игр и чемпионатов мира и Азии. Чтобы мы знали, что будем делать, и не метались из стороны в сторону. Это основное требование при подготовке к соревнованиям.

У нас, как никогда ранее, между первым и вторым турами было время для подготовки команды. Кроме того, перед началом чемпионата спокойно готовились. Иными словами, смогли выполнить работу над ошибками, ведь планомерность на сегодняшний день является одним из залогов хорошей подготовки. Мы сумели, наверное, выжать максимум из этого. Особенно Александрова, у которой была травмирована рука. Знаете, выбивает из колеи, когда основная гандболистка выходит из строя – игра становится другая. Но я должен сказать, что в команде есть достойные девчонки, которые в состоянии сыграть не хуже. Поэтому наш почерк остался неизменным. Результативность немножко упала, но в общем-то настрой был такой же, как и с Ирой. Как вы понимаете, она основной игрок не только «Или», но и сборной Казахстана, сейчас именно ее время. Много зависело от нее и в чемпионате, и в первой азиатской клубной лиге, где мы выступили без Иры. Она потянула в первой же встрече голеностоп. Конечно же с ней результат был бы получше. В итоге заняли третье место. Данный турнир проводился в октябре, между турами, что было удачно, одно выходило из другого, и мы сделали хорошую общую работу.

Третье, хотелось бы, конечно, чтобы было достойное финансирование. У нас команды могут поехать, могут не поехать. До половины клуба может участвовать в туре. То есть финансовая поддержка – важный момент. Хотя, конечно же, этот вопрос больше адресован к областным управлениям. На сегодняшний день у нас в области данный вопрос решается. Если дальше так будет, то «Или» станет на порядок сильнее. На следующий год, если нам выделять запланированные средства, то за три месяца мы сможем нормально подготовиться.

– Какой годовой бюджет у вас сейчас?
– Было 50 млн тенге на две команды. Этого хватает только на командировки, календарь еле-еле закрываем. Но вы не думайте, что мы хотим поплакаться. Сейчас трудно всем. Посмотрим, я думаю, что на следующий год у нас дела в этом плане будут получше.

– Как известно, из-за проблем с составом вы приглашали обратно в команду взрослых своих воспитанниц и игроков других команд, где они сейчас?
– У нас есть такая задумка – реанимировать наших, так сказать, старушек, 87, 90 года. Вы знаете, начинать всегда тяжело. Был большой перерыв, они не играли. Желание вернуться есть, но начинать двигаться заново – это всегда тяжело. Они в свое время были перспективными. До Нового года девчонки разберутся со своими семейными делами и начнут тренироваться. Я думаю, что мы еще со «старушками» скажем свое слово. Была у нас еще одна павлодарская девочка, последнее время играла за «Астану». В силу ряда причин она у нас не прижилась и сейчас я ее не вижу ни в одной команде. Что с ней, я даже не знаю.

e310f608163f3a3b6795635c5a8cb6f3.jpg

– Вернемся к чемпионату, вы сказали, что у вас было достаточно времени на предсезонную подготовку, а календарь, на ваш взгляд, сейчас выстроен правильно?
– Для нас, я думаю, хорошо. Мы в феврале отыграем, и сборная спокойно будет готовиться к чемпионату Азии. В декабре будет сбор. Все понимают, что основная задача на следующий год успешно выступить на чемпионате Азии. Я думаю, что это оптимально и наиболее правильно. Все ведущие игроки должны быть в хорошей форме.

– Как правило, сборной выделяется целый месяц, это оптимальные сроки для подготовки?
– Конечно, если говорить о перспективе, то надо сборную готовить даже не за один год. А то и два, и три может потребоваться. К конкретному чемпионату Азии тех двух сборов, которые получаются, думаю, достаточно. С тем, что игроки участвуют в своем чемпионате и не теряют форму. Тренировочные же лагеря необходимы, чтобы сбалансировать команду.

– Если сравнивать, к примеру, с европейскими странами, они не делают такие большие паузы…
– Там календарь выстроен так, что 5-6 дней сбор, потом выезжают и играют. Наверное, оно правильно так. У нас сейчас такой возможности нет. Несомненно, самая лучшая подготовка – это соревнование. Хотелось бы, конечно, чтобы наши гандболистки выезжали играть чаще. Вот сейчас перед чемпионатом Азии поедут в Японию и Корею. Я думаю, что это будет хорошая проверка для команды.

– Как вы думаете, приглашение легионеров идет на пользу Суперлиге?
– Первый и второй тур наглядно показали, что легионеры, которые у нас есть, не в обиду им сказано, не того уровня. Может быть, их мало. Двум игрокам на площадке трудно сделать погоду. Когда обсуждали лимит, продавили, и я в том числе, чтобы их было только двое. Чтобы не могли только они решать судьбу матчей. Те легионеры, которые были и в Кызылорде, и в Алматы, и в Усть-Каменогорске, и в Астане, вряд ли действующие игроки. Они невзрачно смотрелись. Никто из них не показал такую игру, чтобы можно было ставить их в пример. Для чего нужен легионер? По моему мнению – это лучшие, кого можно взять из России, Украины, Узбекистана, Беларуси. Но они действительно должны быть хорошими игроками. Тогда есть смысл для команды их брать. А приглашать для того, чтобы они заменяли играющих казахстанок, не оптимально для получения результата. Хотя легионер легионеру рознь. Я за приглашение стоящих гандболисток, но они наверняка и стоят дорого.

– Лимит в два игрока оптимален для нашего чемпионата?
– Мы играем без легионеров, поэтому для нас это нормально. Если команду усилить тремя-четырьмя игроками, как это было в азиатской клубной лиге, то можно решить все вопросы.

– В подобных турнирах, как правило, лимит отсутствует…
– Нет, там было ограничение – до четырех легионеров в команде. Если снова обратиться к Европе, то все команды там, будь то румынские, немецкие, норвежские, французские, примерно одного уровня. Поэтому откуда бы ты ни брал легионеров, они схожи с теми гандболистками, что есть в составе. То есть они погоду не делают. А если взять кого угодно из европейских играющих стран или даже основного состава российского клуба к нам, то, естественно, тяжело с ними будет бороться. А если их четверо, то та команда с ними в составе станет лидером. У нас уровень клубов не столь велик, как в тех же Европе или Азии. Хотелось бы воочию увидеть внутренний чемпионат Кореи. Мне очень интересно посмотреть, как они там играют.

– Судя по азиатской клубной лиге, мы не самые последние…
– Я не говорю, что мы последние. В свое время были среди лидеров, вторыми железно. И сейчас, если сможем войти в тройку – это станет неплохим результатом. Однозначно отберемся на чемпионат мира.

5c3238cef9d66535f325bb38bb9892a5.jpg

– Скоро пройдет «Кубок Независимости», насколько он значим для команд?
– В этом году «Кубок Независимости» соберет команды до 23 лет. То есть будет молодежный уровень. Намечается смотр. Мне бы хотелось, чтобы все команды серьезно к этому подошли. Только такое отношение к Кубку показало бы, какой у нас есть резерв. Мы готовимся к нему принципиально. У нас боевой состав будет играть, поэтому мы хотим побороться за призовые места. Это должно стать финальным аккордом года, чтобы сделать себе пусть и недолгие новогодние каникулы.

– Резерв – это хорошо, а нет проблем с основным составом?
– Мы были маленькими, теперь выросли. Настя Родина вышла замуж. Ей уже 25 лет. Для девушки это самый репродуктивный возраст. Если в 20-22 года еще рано, то в 25 лет самое время подумать о семье. На очереди 94-й год. Проблема сохранения состава все больше и больше встает перед нами. Поэтому мы хотим решить этот вопрос поэтапно. Одни ушли, затем другие.

– По идее, они должны уходить и возвращаться, но так редко почему-то случается…
– У нас играла Марина Пикалова. Родила – вернулась. У Фуртаевой двое детей, но она уже тренируется и к третьему туру будет играть. К такой практике мы всех настраиваем. То есть рождение ребенка – это не есть завершение карьеры. Все девчонки основного состава готовы продолжать игровую деятельность.

– Это хорошая практика, но в большинстве случаев уходят в никуда…
– Конечно. Очень жалко, что тот труд, который вложен, уходит вместе с игроками неизвестно в каком направлении. Но это опять-таки наша участь.

– Перспектива развития клубной азиатской лиги повлияет на сохранение состава?
– Это очень хороший стимул для того, чтобы показать уровень клубной подготовки. Для нас интересно, если бы играли Япония, Корея, Китай. В следующих розыгрышах руководство азиатской федерации, наверное, этот вопрос решит. Нам дали карт-бланш, чтобы мы провели и попробовали свои силы. Это здорово. Теперь, естественно, нам бы хотелось помериться силами с ведущими странами. Тогда это станет толчком для нашего развития.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Я @6 годаааааааа , наш год очень ленивый говорю по себе ничего не заставишь делать , я вообще не занимаюсь ни каким спортом ((
Ответить
96 год где вы? О чем вы думаете ? Все сразу куда то делись , ппц 50 миллионов в год , и это мало??
Ответить