Ноги, хвост, главное - крылья!
Другие

Мне бы в небо

Мне бы в небо
news-banner7
mobile-news-top

Прыжки с парашютом перестают быть несбыточной мечтой, и в настоящее время любой желающий может испытать всплеск адреналина и незабываемые ощущения полета. Насколько высоки и чем обусловлены риски, связанные с покорением неба?

Кто из нас не мечтал совершить прыжок с парашютом или испытать полет на параплане? Я уверен большинство ответят на этот вопрос положительно. Бескрайние просторы неба не перестают манить романтиков и мечтателей своей недоступностью и красотой. Но, предложи нашим мечтателям осуществить желаемое в обозримом будущем, подавляющее большинство спасует, сославшись на крайнюю занятость, отсутствие лишних денежных средств либо откровенно признавшись в непреодолимом страхе перед освоением воздушной стихии и опасностями, которая эта стихия в себе таит.

Мне бы в небо

fe0f83de738d1e67dc76a4b04315bb30.jpg

Нужно начать с того, что физиологически тело человека никоим образом не приспособлено к полетам. Бегать, плавать, лазать по скалам – пожалуйста, полеты эволюция оставила пернатым и некоторым видам насекомых. Но человеческий разум не успокаивался на протяжении всей истории то и дело находил разные, успешные и не очень, способы оторваться от земли и, что немаловажно, благополучно на землю вернуться. Чего только не изобретали пионеры парашютизма для приближения к заветной цели. Прыгали со зданий, бросали с парашютом домашний скот, даже испытывали парашют на приговоренном к смерти преступнике. (Преступник, кстати, остался жив, в отличие от многих, осмелевших после первых испытаний, любителей попрыгать с высоты). Возможно парашютизм, как таковой, зародился бы гораздо раньше, будь горе-изобретатели немного осторожнее.
В 1911 году, выпускник военного училища Г.Е. Котельников, пораженный смертью авиатора Л. Мациевича в результате авиакатастрофы, изобретает ранцевый парашют, принципиальная схема которого используется до сих пор. Парашют создавался как средство для спасения жизни и первое широкое распространение он получил среди пилотов военных самолетов.

b82b2a089cc91023fa2f93ba248cf40e.jpg
Позднее, в 70-х годах ХХ века, когда круглые парашюты были постепенно вытеснены куполами нового поколения типа «крыло», обладающими высокой маневренностью и устойчивостью, парашютизм постепенно перестает быть прерогативой военных, и, как грибы после дождя, в мире повсеместно начинают появляться гражданские аэроклубы, где каждый желающий может освоить парашютное дело. Вдоволь налетавшись на новом «крыле», спортсмены парашютисты с течением времени вносят свои коррективы в развитие парашютного спорта. Появляются новые дисциплины, в которых спортсмены соревнуются за право называться лучшим.

Обратная сторона медали

Но, одновременно с появлением новых, более сложных направлений и их активного освоения начала расти печальная статистика. Спортсмены стали чаще травмироваться и погибать. Несмотря на то, что соревнуются в мастерстве парашютисты с огромным опытом прыжков, даже в наши дни гибель участника соревнований по парашютному спорту, к великому сожалению, не редкость. В азарте соперничества, под давлением собственного эго, человек пытается расширить грани своих возможностей, а достигая своего предела, зачастую эти грани переступает. К тому же, появляющаяся с опытом уверенность зачастую влечет потерю бдительности, а этот спорт ошибки прощает редко и цена ошибки несравнима высока. Не обошла беда стороной и алматинский парашютный клуб на аэродроме Байсерке. В сентябре 2011 года, выполняя тренировочный прыжок с флагом, погиб один из опытнейших инструкторов парашютного спорта Казахстана Попов В.Д. Из-за неправильного закрепления флаг раскрылся во время свободного падения, и, обернувшись вокруг 64-летнего парашютиста, не позволил ему привести в действие ни один из двух парашютов.
Проблема высоких показателей травматизма и смертности со временем была частично решена путем установления строгих ограничений и четких руководств в отношении не только участников соревнований, но и прогрессирующих молодых спортсменов. К обучению к определенным дисциплинам стали допускаться только парашютисты, имеющие за плечами более 200 затяжных прыжков. Требования к желающим стать инструкторами в некоторых странах достигает 1.000 прыжков.
Технологии обеспечения безопасности парашютиста не стояли на месте и порадовали спортсменов изобретением и вводом в эксплуатацию разнообразных механических и электронных страхующих устройств, чья задача сводится к дублированию действий парашютиста в экстренной ситуации.
Среди них особо стоит выделить электронный прибор (Automatic Activation Device), спасший немало жизней за свою сравнительно недолгую историю. По сути своей устройство является электронным высотомером и спидометром. В случае, если парашютист по каким либо причинам не может раскрыть парашют до предельной высоты в 200 м, прибор выстреливает пиропатроном приводя в действие механизм раскрытия запасного парашюта. На данный момент электронный прибор размером меньше спичечной коробки за 25 лет своей службы спас около 3.500 жизней.

Человеческий фактор

Мировая статистика смертельных случаев в парашютизме

Количество случаев в разные годы:

2012 - 53, 2013 - 58, 2014 - 37, 2015 - 4, 2016 - 1

Официальная мировая статистика смертельных случаев в парашютном спорте за последние пять лет демонстрирует явный прогресс, при том, что количество, как парашютистов, так и совершаемых прыжков только растет, а никаких революционных технологий обеспечивающих безопасность прыжков за это время изобретено не было. Регулярные разборы полетов и лекции по безопасности, ставшие в последние годы нормой в каждом уважающем себя аэроклубе, не дают парашютистам в суматохе будней забыть о базовых правилах безопасности и действиях в нестандартных ситуациях. Растет опыт действующих инструкторов и тренеров, а требования для обучающего персонала с годами повышаются. Разработка и обновление правил выполнения парашютных прыжков во многих странах централизована и делегирована соответствующему комитету, в состав которого входят опытнейшие представители спорта. Есть и контролирующие органы, но, в конце концов, ответственность за свои действия ложится на плечи самих парашютистов. Наличие нормативной базы можно с полной уверенностью отнести к объективным причинам улучшения безопасности, но без сознательного участия каждого спортсмена, свод правил – лишь буквы на бумаге.

Для примера обратимся к такому подвиду парашютизма как бэйсджампинг (англ. base jump). В этом, недавно зародившемся и стремительно набирающем популярность экстремальном спорте прыжки с парашютом совершаются со статичных объектов, таких как небоскребы, высокие антенны, мосты и скалы. И на данный момент нет ни одного государственного органа, за исключением местной полиции, который бы устанавливал для участников соответствующие правила и ограничения. Стоить отметить, что во многих странах бэйсджампинг запрещен по причине высокой смертности участников. В официальном аэроклубе перед прыжком у вас, как минимум, потребуют лицензию, медицинскую справку и проверят парашютную систему. В бэйсджампинге, если вы без необходимого опыта решите спрыгнуть со скалы, то вас никто не остановит. Ответственность за свою жизнь в этом спорте каждый несет самостоятельно. И статистика здесь неутешительная. При том, что количество участников в этом полулегальном направлении парашютизма в сотни раз меньше чем в официальном спорте, только за два последние года погибло более 50 парашютистов, в числе которых легенды спорта, демонстрировавшие непревзойденное мастерство и технику, рекордсмены Гиннеса, чемпионы мировых соревнований. И погибло большинство из них во время выполнения прыжков, не отличающихся особой сложностью выполнения. По статистике большинство трагедий в бэйсджампинге приходится на август, когда спортсмены к концу сезона обретают уверенность и какой-то опыт, а так же спешат успеть как можно больше перед завершением прыжкового сезона. Из более 50 смертельных случаев за два года, отказ снаряжения был зафиксирован лишь в двух из них. Зачастую, причина смерти напрямую связана с недостаточной профессиональной или психологической подготовкой. Немало случаев, где опыт спортсменов сыграл с ними злую шутку, притупив бдительность. В октябре этого года во Франции во время выполнения прыжка в вингсьюте погиб известный российский спортсмен Ратмир Нагимьянов. В конце того же месяца другой российский знаменитый бэйсджампер Валерий Розов установил мировой рекорд по высоте BASE-прыжка, прыгнув в пропасть с обрыва высотой 7.700 метров над уровнем моря.

170bb7dfa1dc6efac9a4023a6cb55937.jpg

Подытожив, можно отметить, что безопасность прыжков с парашютом складывается как минимум из трех составляющих: нормативная база, профессиональная подготовка спортсмена и его отношение к спорту, к каждому прыжку в частности. Опыт показывает, что утратив один из трех компонентов, экстремальное увлечение может перерасти в трагедию, а при добросовестном выполнении всех требований безопасности и адекватной оценки своего мастерства может долгие годы приносить радость полета, в погоне за которым люди, не смотря на все риски, не перестают тянуться к небу.

P.S. На сегодняшний день рекорд по количеству прыжков с парашютом принадлежит Дону Келлнеру из США. На его счету более 40.000 прыжков. Ему же принадлежит рекорд по количеству прыжков в течение 24 часов - 640 прыжков.



Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии