4 фактора футбола. Авторская версия

4 фактора футбола. Авторская версия
news-banner7
mobile-news-top

В  мире существуют сотни видов спорта и спорт так или иначе присутствует в жизни абсолютно каждого человека, но около 20% ведут очень активный образ жизни. Человечество не знает жизни без игр, движения, борьбы – соревнования как части коммуникации друг с другом и познания своих возможностей и мира. 

Велосипед, гантели, гимнастика, ролики, бег, лыжи и всевозможные командные игры во дворах и на площадках; прыжки в высоту в перерывах на работе, броски бумаги в корзину, быстрая езда на авто; шахматы, шашки, лото, кроссворды; рыбалка, охота, поход за одеждой и на дискотеку или концерт. Даже когда мы разговариваем друг с другом с энтузиазмом и интересом, мы на самом деле соревнуемся  – занимаемся спортом. Это природа человека. Но почему в мире из всего бесконечного многообразия именно футбол является спортом №1?

1.Футбол и остальные командные виды спорта как выплеск энергии войны.

          Вадим Руднев, доктор филологических наук, философ и теоретик психиатрии в своей книге «Метафизика футбола» использует различное множество объяснений уникальности футбола. Но аспект воспроизведения ристалища, войны или рыцарского турнира признан как фундаментальный в психологическом раскрытии командного спорта и футбола в частности. С него мы и начинаем.

          Действительно ни что так более не походит на войну, как командная игра. Эта реконструкция всех важнейших и базовых состояний человека (зачастую мужчины), его возможностей, его желаний, его традиций. Человек всегда воевал, всегда соревновался, всегда боролся за право иметь более привилегированное положение, это его природа и этот факт стоит в основе его поведения на протяжении всей истории. Все дело лишь в том, что различные люди обладают различными способностями, сдерживаемые различными барьерами: естественными – здоровье, сила, ловкость, энергия личности или искусственными – классовые условности и социальные или культурные запреты.  Но вся общественная жизнь это борьба различного рода – иногда жестокая (майянские игры с отрубанием головы), иногда нечестная (матчи смерти киевского «Динамо» в 43-м) иногда относительно безобидная. Но в результате такой борьбы (что мы всецело видим также и в природе), этой открытой конкуренции устанавливается естественные отношения людей: более сильные диктуют свою волю более слабым, умные учат тех, кто поглупее и т.д. Это естественная самоорганизация из хаоса, один из фундаментальных принципов функционирования сложной системы.  У соревнования и самоорганизации главнейшим аспектом является то, что оно приводит систему в стабильное состояние, в результате которого и возможно развитие – порядок обеспечивает прогресс. В свете этого война оказывается не абсолютным злом и делом дьявола, а всего лишь человеческим атрибутом решения проблем и противоречий во мнениях. Когда люди не могут что-то поделить дипломатически, они действуют силой: пушки – последний довод королей. Поскольку противоречия в обществе есть всегда, то война будет сопровождать такое общество, которое способно на подобное варварство. Борьба таким образом – есть естественное состояние социума, а то, как она протекает, зависит от выбора общества в установившихся социально-политических условиях. Со временем бесконечные европейские войны, приведшие континент к развитой цивилизации постепенно стали невыгодными после выработки прав человека и системы юридических взаимоотношений (достижения гуманизма, реформации и Великой Французской Революции). Не выгодными, потому что мир уже был зачастую поделен на сферы административного влияния для удобства глобальной торговли. Двадцатый век – век последней большой войны и становления профессионального спорта был тем временем, когда национальные, конфессиональные, рабочие, политические и различные другие объединения по инерции жаждали соревнования, а в национальных сознаниях крепко сидела идея конфликтов, реванша за прежние поражения (Франция-Германия-Англия) идея превосходства и т.п. Все это постепенно вылилось в становление чемпионатов мира по футболу и олимпийских игр, которые символически  реконструируют мировую войну. Выяснения отношений есть, а жертв нет (не считая единичные случаи драк болельщиков), плюс финансовая выгода. Сам футбольный матч идеальная реконструкция ристалища и древних, европейских межгородских войн, политических противостояний и дружеских игр (итальянский флорентийский футбол «кальчо», английские и гренландские игры). Две команды. Ворота символизируют крепость, которой нужно завладеть, и если действующие игроки – это войны, они самые сильные и ловкие, то и зрители играют непосредственную роль – они обеспечивают свою «армию» ресурсами в виде поддержки. В 20-м веке только по официальной статистике непосредственно на трибунах футбольных матчей погибло более 6000 человек. Это обратная сторона желания болельщика поучаствовать в действии, т.к. на самом деле настоящий фанат своей команды действительно ощущает себя ее частью и готов сам броситься в бой в нужный момент. Таким образом, любая командная игра является символом коллективного соревнования, а значит нормального функционирования общества. Иногда такая реконструкция ристалища принимает гипертрофированные формы ужасного побоища (случай на стадионе «Эйзель», описанный и разобранный Жаном Бодрияром в книге «Прозрачность зла»), но подобные зверства являются лишь проявлением накопившейся агрессии в сообществах болельщиках друг перед другом.


Трагедию на стадионе "Эйзель" возможно экранизируют в ближаещее время

2.Англия и футбол

         Футболу в католической Европе стать видом спорта №1 было суждено по двум причинам. Первую мы разбираем в этой главе. Это становление профессионального футбола в Англии.
В 1830-1860 году на Альбионе  насчитывалось более 70 команд объединенные профессионально, регионально или по интересам и эти клубы даже приглашали в свою команду ловких и сильных игроков со стороны за деньги. И все они играли в игру, которая объединяла в себе и регби, и футбол. Вариация регби была даже немного популярнее. Но ключевым событием стало создание в 1857 году футбольного клуба в Шеффилде (к тому времени в городе уже был крикетный клуб), который склонялся к форме близкой к современному футболу (11 на 11). Окрестности Шеффилда насчитывали 17 команд еще до того, как 11 лондонских команд создали английскую футбольную ассоциацию (ФА) в 1863 году с правилами запрещающие играть руками. Формально – это точка разделения регби и футбола. И если Шеффилд и ФА стремились  к современному футболу – в 1866 году они сыграли по правилам ФА друг с другом, то остальные команды острова играли еще 10 лет по компромиссным правилам – когда в регби, когда в футбол. Главное играть. Даже Шеффилд в 1864 году играл с Лидсом, а в 1868 с Манчестером именно в регби, ибо последние к другому не привыкли, а некоторые игроки Шеффилда играли за Йорк и Ланкашир в регби в их очном матче 1870 года. Ассоциация регби была создана в 1871 году, но Шеффилд вступил в ФА только в 1877. Все эти перипетии ясно показывают, что на начальном этапе игра в мяч руками и игра в мяч ногами были абсолютно в равных условиях в Англии и только целенаправленные действия футболистов, раньше создавшие свою организацию, создали конкурентное преимущество для своего вида спорта. Здесь имеет место типичный эффект бабочки – при котором малейшее различие в начале приводит к колоссальным различиям впоследствии, главное кто первый. Сейчас во многих уголках Острова – валлийских и английских деревушках регби до сих пор популярнее футбола и считается более мужской игрой. Эта любовь к регби напрямую связана с менталитетом англичан (а также американцев и австралийцев), которые более прагматичны, чем скажем итальянцы, французы или немцы (ведь не все немцы так стереотипно прагматичны). Но к этому аспекту мы подойдем чуть позже. 



           


Сейчас скажем несколько слов о европейских странах, в которых футбол не вид спорта №1. В Швеции хоккеем с шайбой, а местами даже и хоккеем с мячом, увлекаются много больше людей. Также и на лыжах там стоит каждый второй, в то время как в футбол играет каждый двадцатый или пятидесятый. В Норвегии национальный вид спорта до сих пор лыжи, не смотря на семимильные шаги популярности биатлона, ну а о футболе там думают лишь немногие. Также как и в Финляндии. Все это неудивительно ведь погодные условия диктуют выбор занятия. Но в любом случае везде, кроме Норвегии больше играют в командные виды спорта, т.е. хоккей.  И здесь очень интересен прибалтийский вариант развития спорта. Всем известно, что баскетбол в этих странах более любим, а в Литве он считается национальным видом. Конечно, в Прибалтике погода позволяет много играть в мяч ногами на траве, да и как европейская страна Литва познакомилась с футболом раньше, но она выбрала баскетбол. Почему? К разгадке национальных пристрастий, объясняющих выбор вида спорта мы, как уже было сказано постепенно придем в оставшихся главах. Во всех остальных странах Европы все просто – футбол игра №1. Германия и Франция отреагировала на появление футбола в Англии, исходя из сугубо национальных чувств – по принципу «а чем мы хуже» и тут же зареклась быть лучше своих европейских врагов, всецело переняв футбольный опыт. Ну а Италия, которая играла в Кальчо еще в 16 веке не могла поступить иначе, чем беззаветно влюбиться в эту новомодную забаву столь похожую на исконно флорентийскую. До сих пор чемпионат Италии называется как чемпионат по Кальчо и многие итальянцы считают себя такими же изобретателями футбола, как и англичане. Испания, балканские и страны восточной Европы тем же стремительным импульсом подхватили игру. Кроме Греции и СССР где футбол был не однозначно любимейшим занятием. Но почему?

3.Романтика футбола

           Ключом к популярности футбола является его метафизическая составляющая. Понимание этой категории даст объяснение многим особенностям в мировом спорте. Футбол играется исключительно ногам, в то время как все основные дела человек совершает при помощи рук.  Именно руки его сделали развитым существом, возвысили над природой, они основной инструмент человека, они атрибут человечности, его гордость и отличительная черта. Футбол запрещает играть руками – это единственный подобный командный вид спорта (не считая тайскую игру ногами через сетку Сепак Такро – чрезвычайно сложную технически для того, чтобы быть мировой популярностью). Также, почему человек по праву считает себя уникальным животным на земле – единственным в своем роде оторванным от природы, а посему особенным и величественным, поставленный хозяином на планете, символически субъектом другого уровня. Потому же и первые европейские игроки в футбол, осознавая все трудности этой игры, всю ее неправильность, искусственность, оторванность от природной естественности ощущают себя особенными. Такое возвышение излишней утонченности, изощренности всегда было свойственно свободомыслящей Европе и готика со своей куртуазной любовью и нереальными готическими соборами, сделанными, словно из парящих камней, стала наивысшим проявлением человеческой романтической идеологии. Романтику определяют как что-то бесполезное, ненужное, но от этого вдвойне красивое. Романтика противоположна прагматике и романтике свойственна дисциплина, самоограничение во имя коллективного прогресса и жертвенность ради общей идеи. Прагматика же – это сухой научный подход к исследованию реально существующих вещей, которые подлежат безусловной проверке. Романтика суть веры и наиболее сильно выражена в католичестве. Италия, Испания, Франция, Австрия, Польша – все это ортодоксальные католические страны, по крайней мере, на момент средины 20-го века, когда футбол покорял планету. Романтичные свойства очень близки мусульманству, но не соборному православию и протестантизму. Швеция, северная Германия, Швейцария, Бенилюкс – это протестантские страны, а Англию часто определяют как страну без выраженной религии. Центр же немецкого футбола – Мюнхен всегда оставался строго католическим. Греки всегда были прагматиками, а еще более языческим народом с ярко выраженным национальным Эго и отсутствием дисциплины и самоограничения. Вспомним Россию – то же самое: выражение Тютчева «умом Россию не понять…» говорит о мании величия, но русская культура всегда ставила и одновременно оспаривала эту постановку, часто возмущаясь такой формой самоидентификации и одновременно восхищаясь ей. Что может частично объяснять противоречивые успехи и увлеченность футболом в России. Россияне, не выраженные романтики или прагматики, Россия смешанное общество. Ну а маскарадные торжества латинской Америки, их уровень преступности, самобытное, не чуждое к изысканности отношение к культуре: литературе, музыке, кино лучшим образом демонстрирует династийно-католический романтизм, и как следствие – религиозность футбола.

реклама adidas в здании Кельнского вокзала
Здание кельнского вокзала было росписано в рамках рекламной компании adidas

4. Американская прагматика как антифутбол

          Общеизвестны две особенности традиционного американского (США) общества.


           1 особенность. Это самый прагматичный социум в мире. Философия Позитивизма, суть которой «все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук» сначала зародилась в эпоху рассвета науки и методологического подхода в Англии и вылилось в создание логического позитивизма. Так или иначе, это: Мориц Шлик, Эрнст Мах, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Карл Поппер и др. – люди по сути создавшие современную методологию науки. В Америке же Позитивизм вылился в американский Прагматизм Пирса, Дьюи и Джеймса – «истинно то, во что для нас лучше верить». Максимальное извлечение пользы – вот кратчайшее описание американской научной и культурной традиции. В этом смысле США страна с наименьшей религиозной пылкостью.
            2 особенность. В Америке футбол (соккер) не спорт №1. Американский футбол, баскетбол, бейсбол – вот национальные виды США и популярность соккера в Европе кажется для американцев немыслимой. В США соккер не считают мужской игрой, также как посчитали бы ненормальной куртуазную любовь. Зачем играть ногами, если можно это делать руками и зачем ухаживать за женщиной, которая не никогда не ответит взаимностью? Это глупо, скажет любой американец и будет лучше вырабатывать юридические системы прав человека, опираться только на опытный научный метод и жарить барбекю на заднем дворе попивая пиво и смотря бейсбол. А в церквях они поют заводные песни.
            Но есть прямая зависимость между ростом латиноамериканского населения в США и ростом популярности соккера. Количество статистики в бейсболе и баскетболе огромно, а романтичный, религиозный европейский футбол единственная игра в которой до сих пор запрещены видео повторы. Консерватизм футбола это подсознательная тяга к жесткому порядку, неизменности и дисциплине, к кодексу чести архаичных рыцарских турниров – иллюзия символической безопасности перед Вселенским законом (догматом веры), нарушение которого есть акт святотатства и поругания. Люди научного открытого мышления не являются ортодоксальными верующими, они готовы ко всему новому, к движению вперед. Вспомните не писаные правила в футболе и баскетболе: в первом случае категорически осуждается совершать какое-либо действие после свистка останавливающего игру, а в баскетболе наоборот зачастую игрок после свистка бросает мяч в корзину. И это объясняется не только «чистым» или «грязным» временем, это своего рода культурные коды той или иной игры – дисциплина и свобода. Таким образом, можно даже сделать прогноз – чем больше современный мир будет идти по пути технического прогресса и уменьшения религиозности, тем менее популярен будет футбол, и все больше внимания будут привлекать к себе индивидуальные и технологичные виды спорта. Что можно проследить в последнее время в динамике привлекательности у болельщиков велоспорта, тенниса, легкой атлетики и биатлона, который уже вышел на второе место в Европе по коммерческой доходности. Технологичные и индивидуальные виды спорта есть предмет заинтересованности сытых интеллектуалов без веры и романтики, а футбол остается последним пристанищем для бедного рабочего класса, который грезит о прекрасном будущем и верит в наивысшую справедливость, а не в холодный расчет. Известно, что чем лучше экономическое положение, тем больше появляется критичных прагматиков и наоборот – многочисленные беды порождают рост романтичной религиозности.
Для того чтобы увеличить масштаб страницы крутите роликом мышки зажав клавишу Ctrl

        Резюме

            Таким образом, если просчитать в любом обществе его религиозность, культурные и философские традиции на предмет их романтичности и прагматичности, экономическое положение и менталитет нации, то можно легко определить склонность этого общества к футболу. Китай – всегда был более прагматичен, чем Япония – результат на лицо. Африка в целом весьма романтична в отличие от Израиля и ряда арабских стран, но не Египта. Прибалты более спокойны и деятельны чем украинцы и русские, но последние уступят в романтике склонным к мистике южным немцам, манерным французам, страстным испанцам и итальянцам. Вспомните чемпионат СССР и противостояния стилей «Динамо» Тбилиси с отличной техникой и «Динамо» Киев с их строгой дисциплиной.  Жесткий английский и изысканно тонкий испанский подходы.  Ну а бразильцы и аргентинцы научат празднику красоты футбола любую нацию на земле. Конечно, ни в одной стране нет сплошь однообразного населения, и любая нация представлена как романтиками, так и прагматиками. Все дело лишь в мере разделения оных и состав нации обусловлен множеством различных исторических социокультурных причин. А это исследование к футболу отношения уже не имеет. Но одно можно сказать наверняка: на сегодня в мире еще остается достаточно проблем и людей, нуждающихся в чем-то прекрасном больше, чем, полностью довольных своей действительностью. Поэтому футбол самый популярный вид спорта на сегодня. Он символизирует борьбу человека с проблемами и как никогда нужен людям, ведь проблемы все никак не кончаются.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;