Эволюция королевы

Эволюция королевы
news-banner7
mobile-news-top

Вы когда-нибудь задумывались, почему машину класса Формула 1 называют болидом? И вообще, откуда пошли эти странные машины с открытыми колесами и плавником над мотором? Почему именно Формула 1 – Королева автоспорта?

Выше только звезды…

Одной хорошей стороной спорта является его влияние на развитие других отраслей человеческой жизни. Самым ярким примером тут может стать автоспорт, ведь именно он стал главным катализатором развития автомобилестроения. Каждая из команд, в отличии от других видов автогонок, должна собственноручно сконструировать болид с нуля и обслуживать его. Так что это неукоснительно ведет к развитию технологии. Многое из того, что было придумано на трассах Формулы 1 перешло и на «гражданские» машины.

Михаэль Шумахер на Ferrari F2004 - самый успешный болид за всю историю Ф1

Машину класса Формулы 1 болидом прозвали журналисты, по аналогии со значением этого слова в астрономии. Болид – это небесное тело, что попало в атмосферу земли и, оставляя за собой сверкающий, яркий след, стремительно уноситься за горизонт. Поскольку большинство команд довольно ярко раскрашивают свои машины, это определение так и прижилось. Впрочем, болидами отныне называют все быстрые машины и не только с открытыми колесами.

Сущность наружу

Кстати, вот и первый вопрос – почему открытые колеса? Ведь они являются главным элементом в машине, который портит аэродинамику. А в мире автоспорта каждая десятая доля времени на счету. Но так уж повелось, что на этих машинах регламентом запрещено закрывать колеса аэродинамическими элементами.

Louis Chevrolet 1910 года - одна из первых машин с открытыми колесами

Вообще-то машины с открытыми колесами родились в США, но и в Европе они получили большую популярность. В Европе гонки на автомобилях с открытыми колёсами стали проводиться в 20-х гг. Новые машины получили название монопостов и они начали участвовать в престижных гонках Гран-При. С 1930 г. результаты некоторых Гран-При стали заноситься AIACR в отдельный зачет, создав личный чемпионат Европы, а в 1946 г. была создана FIA, которая определила основные классы монопостов – Формула 1, 2 и 3. В 1950 г. был организован чемпионат мира, проводимый на машинах Ф1.

Кстати, не думайте, что чемпионат мира и Формула 1 всегда были единым целым. На заре своего становления, в автоспорте было очень много крупных гонок и, хоть в них обычно принимали участие все пилоты Формулы 1, в зачет они не шли, являясь отдельными гонками. После FIA привела в порядок дела и регламенты Формулы 1 в порядок и тем самым установила «Золотой век». А открыв дорогу спонсорству и продажей прав на телетрансляцию, Формула 1 окончательно утвердилась во главе мира автогонок, став самой престижной и богатой серией, используя самые передовые технические возможности.

Чудо техники

Болид Формулы 1 – это сплав технических достижений в сфере высоких технологии в самых разных отраслях науки. И не только автомобилестроения, но и электроники, кибернетики, химии, физики и многого другого.

Прежде всего болид выглядит традиционно, его схема неизменна с того времени, как он появилась в мире – узкий кокпит, мотор расположен сзади, колеса (обычно из 4, но история знала случаи, когда их было больше), передние ведомые, привод на задние колеса (полный привод запрещен). Поскольку открытые колеса создают большое лобовое сопротивление, мощные аэродинамические элементы спереди и сзади должны компенсировать потерю в мощности. Еще одна отличительная черта болида Формулы 1 – это большой «хребет» над моторным отсеком, хотя в последнее время этот элемент становится частью заднего антикрыла.

Lotus Эмерсона Фиттипальди 1962 года

Прародителем этой схемы в Формуле 1 стал Фердинанд Порше (да, тот самый, что создал фирму, которая до сиз пор известна во всем мире с индексом 911). Именно его болиды в 50-х приобрели такой вид. Правда не раз предпринимались попытки изменить эту схему. Например, еще в 1954 году команда Mercedes пользуясь неточностями в регламенте на некоторых конках выставляла машины с закрытыми колесами, но FIA быстро пересекла это. Еще более комичным выглядит попытка команды Lotus обуздать мощный мотор с помощью 6-колесной схемы. Но и эта попытка была признана незаконной и с тех пор машины в Формуле 1 только четырехколесные.

Шестиколесный Tyrell 1976 года

Отдельно хочется сказать и про моторы с шасси. Если силовой агрегат можно приобретать на стороне, то шасси каждая команда обязана разрабатывать сама. Элементы подвески, как и тормоза – элементы находящиеся вне корпуса, а потому к ним особенные требования. Эти элементы сделаны из самых прочных материалов и призваны выдерживать большие нагрузки. Карбоно-керамические тормоза могут выдерживать температуру до 2000 градусов по Цельсию и не терять при этом своей эффективности.

Мотор – это сердце любой машины. И от его производительности напрямую зависит и скорость машины. Ошибочно думать, что в Формуле 1 самые мощные и быстрые машины. Например, в американской серии ChampCar моторы достигали мощности в 1500 л. с., а максимальная скорость достигала до 400 км/ч. Но в том и дело, что гонки проводятся не на прямой, а по кольцу, где важны многие факторы помимо мощности: стабильность машины, ее надежность и управляемость, аэродинамика и крутящий момент. А в этом Формуле 1 точно нет равных. Потому-то именно она Королева автоспорта.

Боевой и гражданский

Многое из того, что появилось на трассах Формулы 1, после «боевого» крещения на трассах Формулы 1 в экстремальных условиях, идет в «народ». Самой ярким примером тут может служить антипробуксовочная система или АБС. Именно в Ф1 она была опробована, а свою настоящую пользу она принесла уже после на обычных дорогах. Не будем забывать о том, что и привычная теперь многим автоматическая коробка переключения передач тоже обязана своим рождением Формуле 1. Перечислять можно долго, но главная заслуга Формулы 1 – это безопасность на дорогах.

Хребет над моторным отсеком постепенно становиться часть заднего антикрыла

Мало кто это знает, но такие привычные нам элементы как подушки безопасности и ремни безопасности так же родом из Королевы автоспорта. А после гибели в 1994 году Айртона Сены и череды трагических событий, названных «черным уик-эндом», FIA предприняла меры, чтобы та смерть стала последней. И до сих пор в Формуле 1 не было зафиксировано ни одной гибели пилота. И это несмотря на неуклонный рост скоростей и мощности моторов.

Вместо эпилога

Трудно представить, но такой далекий от демократий вид спорта как Формула 1, сделал немало полезного для всего человечества в целом. Формула 1, как и многие другие вещи со временем претерпела изменения и, словно индикатор, отображающий технические достижения нашего мира.

Это интересно:

Суммарная стоимость болида Формулы 1 примерно равна миллиону долларов (точная цифра неизвестна – коммерческая тайна). Примерно в эту же сумму обходится и его содержание, поскольку эта машина сравни космическому кораблю. Прежде чем она выйдет на трассу с ней нужно провести множество манипуляций.

Изначально АБС была испробована в Формуле 1 в 1990 году командой Ferrari. Но в 1994 году была запрещена, как система нивелирующая многие недостатки пилотирования гонщиками. Зато с тех пор она активно стала внедрятся на дорожных автомобилях.

После гибели Айртона Сенны в 1994 году FIA взяла курс на ужесточение правил безопасности и до сих пор пытается сдержать неуклонный рост мощности моторов и предельной скорости. Например, постепенно снижалось количество цилиндров у моторов и их диаметр. Сначала отказались от моторов V12, перейдя на V10, затем все стали использовать восьмицилиндровые двигатели, объемом не боле 3.5 литра без турбонаддува. Несмотря на это мощность моторов осталась высокой – около 900 л. с. на 600 кг боевого веса машины вместе с пилотом. С 2014 года Ф1 переходит на новые моторы – V6 с турбонаддувом объемом 1.6 литра.

Максимальная скорость, достигнутая болидом Формулы 1 – 415 км/ч. Ее развил американец Пол Трейси на трассе в Мичигане во время одной из практик.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии