Волейбол

Марина Крамаревская: «Человек может играть как бог, но в жизни вести себя как последняя скотина»

Марина Крамаревская: «Человек может играть как бог, но в жизни вести себя как последняя скотина»
news-banner7
mobile-news-top

Экс-игрок сборной Казахстана по волейболу и талдыкорганского «Жетысу», директор фармацевтической компании в Таиланде Марина Крамаревская в интервью ProsportKz.kz рассказала о своей спортивной истории, волейбольных кинозвездах «Страны тысячи улыбок» и высказалась по поводу грязных политических игр в спорте.

- Марина, расскажите, с чего началась ваша спортивная карьера.

- Я училась в гимназии с углубленным изучением немецкого языка в Алматы. Как-то раз меня вызывают из класса во время урока, и помощник тренера приглашает меня в гандбольную команду. В школе я была одной из самых высоких девушек. Я решила попробовать, хотя на тот момент даже не ходила на физкультуру. У меня было освобождение, и я не посещала уроки физподготовки почти полгода (улыбается).

 

«Мои тренеры повлияли на то, кем я являюсь сейчас. Пусть я не стала выдающимся спортсменом, но так или иначе они в хорошем смысле повлияли на мою дальнейшую судьбу»

 

- Испытывали ли вы дискомфорт по причине большой контактности гандбола?

- Тогда команда тренировалась в спорткомплексе «Достык» в Алматы, и около месяца я посещала вечерние тренировки. Девушки из команды хорошо меня приняли, подсказывали и старались, чтобы я чувствовала себя комфортно. Меня устраивало все, кроме того, что можно было запросто получить локтем в челюсть, ну не специально, конечно.

- Как возник вариант с переходом в волейбольную команду?

- Проходит около месяца после случая с гандболом, и меня в очередной раз вызывают с урока. В этот раз в школу пришел тренер по волейболу Владимир Юдаков. Он предложил мне начать тренироваться в другой команде. Честно, волейбол мне понравился гораздо больше, и я начала тренироваться в волейбольной команде. Владимир Николаевич уделял большое внимание общению со спортсменами. Часто приходил ко мне домой, разговаривал с моими родителями, и они полностью поддерживали мои занятия спортом. Родители хотели, чтобы я стала более самостоятельной и дисциплинированной, а также чтоб у меня была возможность поездить на соревнования и немного увидеть мир.

- Вы часто меняли тренеров?

- На самом деле часто менялись сами наставники. Волейболом я начала заниматься с детским тренером. Когда появились первые успехи, я перешла в другую команду с новым специалистом. В свое время меня тренировали Нелли Щербакова, Анатолий Утьев, Ирина Дускрядченко, Владимир Юдаков, Амангельды Султанов и Вячеслав Шапран. На самом деле я всем им очень благодарна за время, которое они мне уделили. Я считаю, что мои тренеры повлияли на то, кем я являюсь сейчас. Они дали мне хороший старт. Пусть я не стала выдающимся спортсменом, но так или иначе они в хорошем смысле повлияли на мою дальнейшую судьбу.

 

«После операции плечо все равно побаливало. Я понимала, что если продолжу нагружать его, то рано или поздно случится рецидив. Мне повезло, тогда судьба послала мне шанс…»

 

- Удалось ли вам завоевать трофеи?

- Количество наград и других спортивных регалий уже точно и не вспомню (улыбается). К сожалению, поиграть на международном уровне долгое время у меня не получилось. Помешали травмы. Однозначно в свое время мне нужно было уделить большее внимание своей физической подготовке, но это, к сожалению, я поняла поздновато.

Когда ты побеждаешь в команде – это безумно приятно. Сначала ты нервничаешь, так как идет ощутимый психологический прессинг от начальства, тренеров и болельщиков, но когда выигрываешь, получаешь положительные эмоции и приподнятое настроение – чувствуешь себя хозяйкой жизни (смеется). Хочется как-то отпраздновать, сделать для себя что-то приятное. Допустим, потратить на себя энную сумму денег (улыбается). Мне кажется, что это неплохо, так как приучаешь себя побеждать и получать от этого чувство удовлетворения. Во всяком случае, у меня и сейчас такое часто происходит. Например, когда я переехала жить в Таиланд, я начала изучать тайский язык. Поначалу у меня плохо получалось на нем изъясняться, но сейчас, помимо своего основного заработка, я могу подрабатывать как переводчик с тайского на русский или на английский. Вроде мелочь, но приятная.

- Почему пришлось завершить спортивную карьеру?

- У меня была операция на плечо, по причине порванной грудной мышцы. Понимаете, раньше я не сильно блистала на волейбольной арене, а после получения травмы мои шансы изрядно уменьшились. На тот момент я трезво оценивала свои возможности и дальнейшие перспективы. После операции плечо все равно побаливало, особенно на погоду и после тяжелой нагрузки. Я понимала, что если продолжу нагружать плечо, то рано или поздно случится рецидив. Мне повезло, тогда судьба послала мне шанс. Я тогда играла за талдыкорганский волейбольный клуб «Жетысу», и мы поехали в Таиланд на товарищеские матчи. Меня взяли в качестве переводчика на неформальную встречу между нашими и тайскими тренерами. Там я познакомилась со своим будущим мужем. На той встрече мы обменялись электронными почтовыми адресами, а уже через полгода я приехала по его приглашению в Таиланд, и мы расписались. Когда я переехала в Таиланд, то еще какое-то время тренировалась с таиландской сборной, а потом около полугода играла в пляжный волейбол.

- Насколько трудно было перенести такую перемену в своей жизни?

- Поначалу мне было довольно тяжело, не только потому что завершила заниматься спортом, но и потому, что я переехала жить в Таиланд, в страну с другим менталитетом и укладом жизни. Так называемая притирка продолжалась почти год. Несколько раз хотелось все бросить и уехать. Казалось, что меня никто здесь не понимает, и это касалось не только языкового барьера. Когда выучила язык, стало полегче, да и за год стала лучше понимать свое новое окружение и подстроилась под местный менталитет. Потом появилась работа, и жизнь более-менее наладилась. Так что я ничуть не жалею о своем решении. Тем более со спортом рано или поздно все равно пришлось бы завязать. Мне кажется, в молодости это проще сделать, так как есть время освоить новую профессию, что-то изменить в себе и влиться в новую струю.

- Как отреагировали на завершение карьеры окружающие вас люди?

- Очень спокойно. Тренер, правда, не ожидал, что я так резко брошу заниматься, потому что о своем решении я сообщила без предварительной подготовки, можно сказать, просто поставила перед фактом. Думаю, что он расстроился... На самом деле сейчас я его хорошо понимаю. К примеру, у меня в аптеке работает тайский персонал, приходится объяснять многие моменты по работе, учит русскому языку, чтобы они могли немного общаться с русскоязычными клиентами. Часто бывает, что они поработают какое-то время, наберутся опыта, подучатся языку, а потом просто уходят работать в другое место, где зарплата повыше, или просто по личным причинам. Становится жаль своего времени, усилий, да и объяснять одно и то же заново другому человеку скучно.

- Поддерживаете ли вы связь со своими бывшими одноклубницами или сборницами?

- Поддерживаю, но только с очень узким кругом лиц. Я просто сама по себе немного замкнутый человек и очень тяжело схожусь с людьми. Общаться могу, но, как правило, все ограничивается несколькими дежурными фразами. Однозначно я была бы очень рада видеть многих девушек, тренеров и просто персонал из моей бывшей команды. Все-таки очень много было пережито вместе. В течение семи лет волейбол и все, что связано с ним, занимал большую часть моей жизни и времени.

 

«Волейболистки, которые играют за сборную Таиланда, настоящие кинозвезды. Их часто приглашают на различные программы и ток-шоу. У них берут автографы и фотографируются на улице»

 

- Следите за волейболом сегодня?

- Реже, чем хотелось. Но если переключаю телевизионные каналы, и там показывают волейбол, то 100% остаюсь на этом канале до конца (смеется).

- Мини-футбольные клубы Таиланда стараются активно реализовать себя на азиатской арене. Как обстоят дела с волейболом в этой стране?

- Волейбол в Таиланде любят и очень охотно играют в залах и на школьных площадках. Здесь устраиваются местные чемпионаты, приглашаются иностранные команды, в том числе из Казахстана. Волейболистки, которые играют за сборную Таиланда, настоящие кинозвезды. Их часто приглашают на различные программы и ток-шоу. У них берут автографы и фотографируются на улице. Правда, официальные зарплаты, во всяком случае раньше, были не очень высокими. Но зато у них были очень солидные поощрения за призовые места от спонсоров. Частенько тайские волейболистки выступают за клубы Турции, России и других стран Европы.

- Есть ли у вас фавориты в мире волейбола, которыми вы восхищаетесь?

- Раньше, когда играла в волейбол, конечно, были. Сейчас у меня немного поменялись ценности и я вижу в человеке не только его спортивные достижения, хотя это говорит о его трудолюбии, целеустремленности и самоотдаче, но и другие качества, такие как порядочность, искренность, забота и человечность. Бывает, что человек может играть как бог, но в жизни вести себя как последняя скотина.

«Никто никого не может заставить что-либо сделать насильно, против воли. Все должно решаться методом компромисса и переговоров…»

- Вы хорошо разбираетесь в медицине. Поступали ли вам предложения по работе со стороны Федерации волейбола Казахстана или какого-нибудь клуба по окончании карьеры игрока?

- Разбираться в фармакологии, в том числе растительной, я начала далеко не сразу по приезду в Таиланд. Поначалу я хотела заниматься совсем другим делом – спа-терапией и массажем. Я даже закончила курсы по этой специальности, но жизнь распорядилась иначе. После курсов меня ожидала практика в любом спа-салоне на территории Таиланда. Я приехала в Паттайю, где в это время работала в туристической фирме моя близкая подруга еще с волейбольных времен Ирина Пенкина. В общем, практику я так и не прошла, а начала работать туристическим гидом (смеется). Когда работаешь гидом, почти каждый второй турист простывает, травмируется или просто хочет похудеть (смеется). Частенько я ходила с такими «проблемными» туристами по местным аптекам и больницам и исполняла обязанности переводчика. Тогда впервые и зародилась мысль открыть в Паттайе собственную аптеку. Спустя пару лет мечта осуществилась, и поэтому приходилось соответствовать, то есть быть подкованной в медицинских вопросах, учиться у врачей, местных фармацевтов и травников. А вот никаких предложений по трудоустройству из Казахстана ко мне не поступало.

- Экс-капитан сборной Казахстана, по совместительству ваш одноклубник по талдыкорганскому «Жетысу» Марина Стороженко в марте этого года покинула большой спорт со скандалом. Причиной завершения карьеры стал конфликт с главным тренером «Жетысу» Аскаром Шалкибековым, после которого Марина решила оставить спорт и посвятить свою жизнь семейным делам. Удалось ли вам пообщаться с Мариной и что она говорит по этому поводу?

- С Мариной Стороженко я не общалась очень давно. Каких-либо комментариев относительно их конфликта с Аскаром Шалкибековым дать не могу.

- Согласны ли вы с мнением, что тренеры зачастую действуют неправильно, ставя спортсмена перед жестким выбором: семья (брак, дети) или продолжение карьеры спортсмена без семейных забот?

- Я не берусь судить ни тренеров, ни спортсменов, так как сделать это довольно тяжело. У меня есть свое мнение – никто никого не может заставить что-либо сделать насильно, против воли. Все должно решаться методом компромисса и переговоров. Допускаю, что тренер, если видит у спортсмена потенциал и чувствует, что тот может добиться многого, может ему сделать предложение – или карьера, или семья. Тем не менее, это же предложение на выбор, а не принуждение к одному. Игрок сам должен решать, что ему хочется: проводить время с любимым человеком, заводить детей, наслаждаться семейным бытом или реализовать себя как спортсмен, заработать деньги, прославить себя и свою страну. Это же его жизнь и право выбора. Так что по моему мнению, спортсмен должен сам расставлять свои приоритеты. Если тренер отличный психолог, талантливый педагог, который может направить, подсказать, найти подход к спортсмену, то никаких проблем не должно возникать.

- Следили за Олимпиадой в Рио-де-Жанейро? За кого болели?

- Всей душой болею за мужские и женские волейбольные сборные России по классическому и пляжному волейболу, смотрела гандбол. Очень интересно было наблюдать за соревнованиями по спортивной гимнастике.

 

«Россия – это мощная держава, которую многие побаиваются. Напрямую некоторые личности вредить не осмеливаются, поэтому и пытаются как-то подмять под себя мелкими политическими интригами и санкциями…»

 

- Как оцениваете валидольную игру российских команд по гандболу и волейболу в Рио-де-Жанейро?

- Мне редко удается смотреть олимпийские встречи, поэтому трудно судить игру команд. Результаты, которые показывают российские ребята, меня очень радуют. У России очень сильные команды, спортсмены с характером. На мой взгляд, валидольные игры, тем более на Олимпийских играх, явление нормальное. На крупных соревнованиях ведь часто бывает, что одна команда ничем не уступает другой в плане мастерства. Поэтому матчи и получаются нервными и напряженными, но в этом и есть их прелесть.

- Около 20 стран проголосовали против участия России на Олимпийских играх-2016. На ваш взгляд, усматривается ли здесь какой-то политический контекст?

- Мне кажется, что да. Мало кто любит силу и прямых конкурентов. Россия – это мощная держава, которую многие побаиваются. Напрямую некоторые личности вредить не осмеливаются, поэтому и пытаются как-то подмять под себя мелкими политическими интригами, санкциями и так далее. Опять же не может быть обычным совпадением, что допинговые скандалы с участием российских спортсменов начались как нельзя кстати, перед началом Олимпиады.

- После всех разбирательств по отстранению российских олимпийцев допинговая комиссия переключилась на российских паралимпийцев…

– Это все грязные политические интриги. Российские спортсмены попали под крупную раздачу. Я не понимаю, как можно отстранить паралимпийцев! Ведь многие из них готовились к Паралимпийским играм всю свою жизнь. Так делать нельзя, и мне очень обидно за это!

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии